Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:07, реферат

Краткое описание

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Оглавление

Введение..............................................................................................................2
1.Память и ее значение.........................................................................................4
2.Основные процессы и механизмы памяти.........................................................18
3.Индивидуальные особенности памяти...............................................................22
Заключение..........................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................................29

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

Содержание

Введение..............................................................................................................2

1.Память и ее значение.........................................................................................4

2.Основные процессы и механизмы памяти.........................................................18

3.Индивидуальные особенности памяти...............................................................22

Заключение..........................................................................................................27

Список  использованной литературы....................................................................29

    

 

Введение

Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении  и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным

его повторное  использование в деятельности или  возвращение в сферу сознания.

Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и  является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

Память  — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы

формирования  поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего

понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы

воспринимали  ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются

представлениями.

Историки  утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий

Цезарь  знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у

каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал

знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч

жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу

логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор

выучить любую книгу, безошибочно назвать  номер телефона, по которому он

звонил  лет пять назад, случайно и всего  один раз. Книговеды – древнейший

памятник  индейской литературы на протяжении веков передавалось устно,

сохраняя  лишь в памяти индейцев. Жрецы и  сейчас помнят народный эпос, все

песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют

безграничные  возможности памяти.

Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем,

умеем, есть следствие способности мозга  запоминать и сохранять в памяти

образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный

памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно  находился бы в положении

новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем

овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает,

сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни

успешное  учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее

прочно  те факты, события и явления, которые  имеют для него, для его

деятельности  особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека

малозначимо, запоминается значительно хуже и  быстрее забывается. Большое

значение  при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

Все, что  в окружающей жизни связано с  этими устойчивыми интересами,

запоминается  лучше, чем то, что с ними не связано.

    

 

1.Память и ее значение

Образы  предметов и явлений, которые  возникают в мозгу в результате воздействия

их на анализаторы, не исчезают бесследно  после прекращения этого воздействия.

Образы  сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так

называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех

предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим

мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные,

вкусовые  и осязательные. Представления памяти в отличие от образов

восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы  и не так богаты деталями, но они

составляют  важный элемент нашего закрепленного  прошлого опыта.

Память  — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и

воспроизведения.

На запоминание  сильно влияет эмоциональное отношение  человека к тому, что

запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,

откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность  памяти во многом зависит и от волевых  качеств человека. Таким

образом, память связана с особенностями  личности. Человек сознательно

регулирует  процессы своей памяти и управляет  ими, исходя из тех целей и

задач, которые ставит в своей деятельности.

Память  участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие

невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического

процесса, не связанного с восприятием, когда  предмет воспроизводится в

отсутствие  его.

    

История изучения памяти

Изучение  памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где

был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х  гг. XIX в. немецкий

психолог  Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно

изучить законы «чистой» памяти, независимые  от деятельности мыш­ления. Этот

прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные

кривые  заучивания (запоминания) материала  и выявил ряд особенностей

проявления  механизмов ассоциаций. Так, он установил, что срав­нительно

простые, но произведшие на человека сильное  впечатление события могут

запоминаться  сразу, прочно и надолго. В то же время  более сложные, но намного

более интересные события человек может  переживать десятки раз, но в памяти

они надолго  не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном

вниманию  к событию бывает достаточно его  однократного переживания, чтобы в

дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при

запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся ни

концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было

открытие  закона забывания. Данный закон был  им выведен на основе опытов с

запоминанием  бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было

установлено, что после первого безошибочного  повторения серии таких слогов

забывание идет вначале очень быстро. Уже  в течение первого часа забывается до

60% полученной  информации, а через шесть дней  в памяти остается менее 20% от

общего  числа первоначально выученных  слогов.

Другой  известный немецкий психолог Г. Э. Мюллер осуществил фундаментальное

исследование  основных законов закрепления и  воспроизведения следов памяти у

человека. На первых порах исследование процессов  памяти у человека в основном

сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности, и

значительно меньше внимания уделялось анализу  естественных механизмов

запечатления  следов, в одинаковой степени проявляющихся  как у человека, так и

у животного. Это было связано с широким  распространением в психологии

интроспективного  метода. Однако с развитием объективного исследования

поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, и

конце XIX — начале XX в. появились исследования американского психолога Э.

Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у

животного.

Помимо  теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему

памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория.

Исходным  понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их

изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в периоде на русский

язык  означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен

представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В

рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки

зрения  целости структур (гештальтов), поэтому данное направление в

психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат

данного направления гласит, что системная  организация целого определяет

свойства  и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники

данной  теории исходили из того, что и при  запоминании и при воспроизведении

материал  выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на

ассоциативной основе случайного набора элементов, как  это трактует структурная

психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). В тех исследованиях, где предпринимались

попытки проводить эксперименты с позиции  гештальтпсихологии, было получено

много интересных фактов. Однако, несмотря на определенные успехи и достижении,

гештальтпсихология  не смогла дать обоснованный ответ  на самые важные вопросы

исследования  памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить

Информация о работе Память