Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 53.98 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Изучение памяти началось много  веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить  информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки  объяснения памяти всегда совпадали  с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Наличие у человека представлений  говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое  время. То же надо сказать о наших  мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  или узнавание того, что было в  нашем прошлом опыте, называется памятью.

Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения  есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. 

    Память - самая удивительная способность человека, которую мы порой не замечаем. Эта способность развивается у нас с детства. В редких случаях, когда люди лишаются этой способности, их жизнь меняется радикально. Когда мы взрослеем, эта способность становится такой важной, что любая ее ошибка может вызвать в нас желание вообще избавиться от нее. А в пожилом возрасте потеря этой способности может стать болезненным началом разрушения нашей личности.

    Наша память наносит на карту каждую деталь нашей жизни, она формирует нашу индивидуальность. Наша память – это мы сами. С самого рождения наш мозг обладает замечательными свойствами, он взаимодействует с окружающей обстановкой и постоянно изменяется под влиянием приобретенного нами опыта. За время жизни мы проводим в среднем 58 отпусков, заводим 1700 друзей и знакомых, прочитываем 2100 книг и просматриваем 5800 кинофильмов, в нашей голове хранится не просто коллекция фактов и цифр, это опыт, который и формирует нашу жизнь и все это благодаря почти мистическому процессу. Создавая новые связи между собой, клетки нашего мозга не только реагируют на обстановку, они записывают ее, они создают наши воспоминания. Память обладает важным свойством, она создает наше прошлое, она обеспечивает наше будущее, она позволяет решать проблемы и конечно же она наделяет нас языком. Привычка запоминать кажется нам второй натурой, она не возникает сама по себе.

   Обычно  у взрослых остается мало воспоминаний  о своем детстве, до пяти  лет. Это детская амнезия. Люди  почти не помнят себя в трехлетними или младше. Перед тем как у детей начинает формироваться память о том, что с ними происходило, дети должны выработать чувство собственного ’’Я”. Это и есть пусковой механизм автобиографической памяти. Память о происходящем может присутствовать и до этого, мы можем помнить всякие события, кроме тех, что происходили с нами, это были просто события. Появление чувства собственного я, позволяет лучше запоминать эти события, они становятся не безличными, а автобиографическими. Это фундаментальное составляющее человеческой личности, поворотный пункт, когда мы начинаем запоминать события своей жизни, из них складываются этапы биографии. Несмотря на то, что в пять лет мы обладаем столь сложным умением, анатомическая основа памяти сформирована лишь частично, она будет развиваться в течение детства, мы будем принимать ее как само собой разумеющееся, то без чего трудно представить жизнь.

   Память  – это содержимое клетки. Она  определяет нашу личность, позволяет  строить планы, она заключает  в себя наш потенциал, который  мы разделяем с людьми при  общении.

   Нарушения памяти - наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Самые разнообразные нарушения психической деятельности могут маскироваться под кажущимися расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, волевой, эмоциональной сфер

   Данная  тема является актуальной, так  как ученные до сих пор не  открыли все тайны нашей памяти. Существует много заболеваний,  которые нарушают нашу память  и психику, из-за которых наша  жизнь может полностью измениться  и далеко не в лучшую сторону.

 

Функции человеческой памяти

 

Главными функциями человеческой памяти являются

  • целенаправленное запоминание информации
  • сохранение информации
  • произвольное воспроизведение информации

 

   Запоминание связано с нейрофизиологическим процессом консолидации - закрепления кода информации о каком-либо событии или факте. С точки зрения современной физиологии памяти, кодирование информации протекает следующим образом: восприятие - сличение с образцом в долговременной памяти - узнавание/неузнавание - образование временных кодов в кратковременной памяти под регулирующим воздействием избирательного внимания - консолидация нового кода в долговременной памяти /21/. Сначала в мозге сохраняется некоторое число следов восприятия, отобранных вниманием. Эти следы сравниваются с уже имеющимися кодами - энграммами, т. е. следами памяти, сформированными в результате жизненного опыта. Если событие "узнано", то происходит "обновление" имеющегося кода и устанавливаются новые комплексные связи, в результате чего возникает новый код кратковременной памяти. Если событие "не узнано", то также создается комплексный код из различных компонентов воспринятой информации. Новые коды удерживаются в кратковременной памяти, пока они включены в определенную операцию, а затем либо исчезают, либо включаются в кодированном виде в какую-либо систему познавательных связей ("консолидируются"), переходя из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при запоминании носит  не линейный, а перемежающийся характер, когда взаимодействие все время  затрагивает разные компоненты воспринимаемой информации. Чем сложнее и сильнее  будут связаны в процессе запоминания  различные временные коды об одном  и том же событии, чем сильнее  эмоциональный фон запоминания, тем медленнее происходит забывание. Существенную роль в запоминании  играет логическая организация материала.

Запоминание имеет не только произвольный, связанный с концентрацией  внимания характер, но и непроизвольный, связанный с доминирующей мотивацией.

   Сохранение информации - плохо изученный процесс. Известно, что хранение информации не предусматривает сохранения ее полноты и неизменности: информация претерпевает изменения в процессе хранения, связанные с влиянием мышления. Как следствие в процессе сохранения информация всегда трансформируется или деформируется.

Произвольное  воспроизведение информации связано с выделением необходимых сведений из всего хранящегося в памяти материала под влиянием мотивирующего фактора (необходимости), когда человек активно выбирает из всего массива данных только нужные компоненты, "вытормаживая" побочные образы и факты. При воспроизведении информация также может деформироваться в результате сочетания с новыми впечатлениями.

 

 

 

Виды  нарушений памяти и их причины

 

 

   Нарушения памяти очень разнообразны. Причины тех или иных расстройств памяти выявлены благодаря многочисленным клиническим наблюдениям больных с различными повреждениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологических тестов. На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с разными повреждениями мозга различают амнезии частные и общие. 

   Частными амнезиями называют те формы расстройства памяти, при которых наблюдаются избирательные нарушения какой-либо специальной памяти — зрительной, слуховой, тактильной. Эти формы памяти нарушаются в результате повреждений определенных областей наружной части больших полушарий мозга. Среди этих нарушений встречается амнезия на слова — больные затрудняются назвать предметы, назначение которых хорошо понимают. Вместо слова «карандаш» они говорят «то, чем пишут», вместо слова «ложка» — «то, чем едят». Встречается форма избирательного нарушения памяти на зрительные образы, т.е. на представление их в память. Теряется способность узнавать предметы, лица друзей, знакомых и даже родственников. Иногда больной узнает знакомого человека, но относится к нему не так, как раньше, что указывает на нарушение эмоциональной памяти. Своеобразная форма локального нарушения памяти — расстройство двигательных навыков. Больной или больная разучиваются пользоваться ложкой или вилкой, застегивать пуговицы и тому подобное, хотя способность к движениям и мышечная сила сохраняются. Иначе говоря, разрушаются не движения вообще, а выработанные опытом навыки.

   К общим амнезиям относятся общие расстройства памяти независимо от дальности воспринятой информации. Такого рода нарушения памяти связаны с повреждениями более глубоких структур мозга. К числу общих амнезий относится: старческие расстройства памяти, корсаковский синдром, нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также прогрессирующие амнезии.

 

 

Нарушение памяти в пожилом возрасте

 

 

   Наш возраст изменяет воспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинает сжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующие десять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает угасать. После сорока лет клетки головного мозга начинает гибнуть в количестве десять тысяч в день. В пожилом возрасте память подходит к своему закату. Наш мозг стареет, так же как и наше тело, и это сказывается на памяти, потому что наше способность создавать воспоминания зависит от работы мозга. Ключевой элемент мозга – белое вещество. Это как кабель, которые связывают различные части мозга и позволяют им общаться друг с другом. В мозге пятидесятилетнего человека нет изменения в белом веществе – это здоровый мозг. А если посмотреть на снимки восьмидесятилетнего человека, то там существуют изменение в белом веществе. Причины возрастных изменений белого вещества в том, что кровоснабжение мозга уже не такое хорошее, как в молодости, и это вызывает повреждение кабелей. И дело не только в проводах, химические агенты, несущие сигналы через мозг тоже изменяются. Эти химические проводники очень важны для общения клеток мозга между собой и по мере старения, они подвергаются огромным изменениям. С молодого возраста до восьмидесяти, девяносто лет, количество этих веществ снижается на 50 процентов.

   В процессе нормального старения, мы замечаем небольшие изменения. Но самое замечательное в том, что многие сохраняются, и в девяносто лет человек обычно способен помнить события детства, например, он может сосредоточиться и вспомнить, что случилось в средней школе. Если все идет нормально, этот объем памяти сохраняется в течение всей жизни.

  

Корсаковский  синдром

 

   Впервые данный синдром был описан в 1887 г. Корсаковым С. С. в докторской диссертации «Об алкогольном параличе». Это - сочетание расстройства памяти на текущие события (так называемая фиксационная амнезия), ориентировки во времени, месте, окружении и ложных воспоминаний. Может возникнуть при тяжелых интоксикациях, прежде всего хронической алкогольной, дефиците витамина В., инфекционных болезнях, опухолях головного мозга, гипоксии разного происхождения, нарушении мозгового кровообращения, после черепно-мозговой травмы и др. 

   Из проявлений К. с. особенно выражены расстройства памяти на текущие события. Больные почти мгновенно забывают содержание только что сказанного ими, спустя несколько минут не помнят, кто к ним подходил, из-за чего могут по многу раз здороваться с одними и теми же людьми, задавать одни и те же вопросы, не могут сказать, чем они только что занимались, что ели, неделями читают одну и ту же страницу в книге, тут же забывая прочитанное. Наиболее резко нарушается словесная память, в меньшей степени — образная, еще меньше нарушена так называемая эмоциональная память, в связи с чем, совершенно не помня содержания неприятного события, больной может приходить в плохое настроение в обстановке, где оно произошло, или при виде лица, имевшего к нему отношение. 

   Несмотря на выраженное расстройство памяти на текущие события, память на события прошлой жизни, нередко отдаленные, остается относительно сохранной, а некоторые воспоминания о давних событиях отличаются особенной яркостью. Однако события, непосредственно предшествующие заболеванию, нередко охватывающие недели, месяцы и даже годы, могут полностью выпадать из памяти больного, что позволяет говорить о наличии ретроградной амнезии (см. Память) разной продолжительности. 

   Корсаковский синдром может иметь ряд возрастных особенностей. Так, у детей ложные воспоминания, как правило, отсутствуют или выражены слабо. В старческом возрасте расстройства ориентировки особенно интенсивны (амнестическая дезориентировка), причем часто нарушается ориентировка в непосредственном окружении, ложные воспоминания проявляются в виде замещений пробелов памяти событиями далекого прошлого (экмнестические конфабуляции), часты ложные узнавания. 

   Прогноз в большинстве случаев серьезный; возникает стойкое нарушение психической деятельности, включающее интеллектуально-мнестические расстройства, что резко снижает возможность социальной реадаптации. В отдельных случаях, особенно при посттравматическом, реже постгипоксическом К. с., возможно выздоровление без выраженных интеллектуально-мнестических расстройств. 

   Симптомы корсаковского синдрома

  • Расстройство памяти.
  • Нарушена временная и пространственная ориентация.
  • Полиневрит нижних конечностей.
  • Исхудание.
  • Слабость.

Причины корсаковского синдрома

   Предполагают, что корсаковский синдром проявляется вследствие дефицита витаминов группы В (тиамина) и ниацина (никотиновой кислоты). Причиной является алкоголизм. Алкоголь усиливает перистальтику тонкой кишки, и пища слишком быстро поступает в толстую кишку, не успевая подвергнуться переработке и усвоению в тонкой кишке. Кроме того, при алкоголизме атрофируются ворсинки кишок, вследствие чего уменьшается общая площадь поверхности слизистой оболочки тонкой кишки, и большая часть пищи через тонкую кишку проходит непереваренной.

Течение болезни

Первые симптомы корсаковского синдрома - бессонница, плохое настроение и головная боль, кроме того, ему может предшествовать белая горячка (delirium tremens). Проявлением корсаковского синдрома являются также псевдореминисценции и конфабуляции. Содержанием конфабуляций являются невероятные и неправдоподобные истории, в которых больные обычно играют активную роль. Нарушается пространственно-временная ориентация, способность ясно, логически мыслить. Больной может быть по-детски весел и беззаботен, но приподнятое настроение не соответствует его физическому состоянию. Больные корсаковским синдромом крайне истощены и слабы. Нарушается функция чувствительных нервов, поэтому больной слабо реагирует на тактильные раздражения. Иногда встречаются парестезии (ощущение онемения, покалывания, ползанья мурашек, не обусловленные внешним раздражением), отсутствует чувствительность кожи.

Информация о работе Память