Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 53.98 Кб (Скачать)

Антероградная амнезия

 

   Антероградная амнезия, болезнь, которой страдал герой фильма "Помни", это форма амнезии (потери памяти), при которой новые события не записываются в долговременной памяти. После начала этой болезни, человек не может запомнить то, от чего он отвлекся на несколько секунд.

   Страдающие антероградной амнезией в чистой форме все еще помнят то, что происходило до начала болезни, но мир, в котором они живут, состоит из кратковременных обрывков, где что-либо ушедшее из непосредственного внимания тут же исчезает из сознания. Именно этой формой страдал Леонард. На практике же антероградная амнезия всегда сопровождается некоторой степенью ретроградной амнезии (когда человек не может вспомнить события, произошедшие до начала болезни). 
   Повреждение гиппокампа (части мозга, находящейся в височной доли), свода головного мозга и сосцевидных тел может являться причиной антероградной амнезии, что является еще одним доказательством теории о том, что эти отделения головного мозга главным образом отвечают за работу долговременной памяти. Временная форма антероградной амнезии может также появиться в результате приема некоторых лекарственных средства, таких как мидазолам (препарат, использующийся в качестве транквилизатора или успокаивающего средства)

 
Фиксационная амнезия

 

   Фиксационная амнезия, или неспособность запоминать, хранить и воспроизводить новую информацию является наиболее тяжелым проявлением корсаковского синдрома. У больного не нарушены сознание и мотивации, но он не может вспомнить, что было только что на обед, или что происходило несколько часов назад. В остром периоде возможны конфабуляции - вымышленные и часто неправдоподобные воспоминания, которые заполняют провалы в памяти. 
   Наблюдается обычно при поражении правого (у правшей) полушария в период выхода из состояния комы. Сопровождается так называемой амнестической спутанностью, т.е. полной беспомощностью больного в различении временной и пространственной организации, а также происходящих событий. Это характеризуется глубоким нарушением ориентации в месте, времени, пространстве.

   В виде своеобразной  компенсации амнезии могут наблюдаться  конфабуляции, которые обычно отражают  содержание прошлой жизни больного.

   Транзиторная глобальная  амнезия характеризует состояние,  промежуточное между измененным  и ясным сознанием, и проявляется  вслед за кратковременной утратой  сознания. Это может быть при легкой и среднетяжелой ЧМТ. Продолжительность составляет от нескольких минут до суток.

   Больные в этот период не помнят своего имени, не могут воспроизвести никаких сведений о себе, о своем местоположении, о том, что с ними случилось. Пациенты быстро осознают факт дезориентировки и начинают задавать целенаправленные вопросы по выяснению ситуации. Транзиторная амнезия имеет благоприятный исход (быстрое восстановление всех видов памяти).

 

 

Прогрессирующая амнезия

 

   Прогрессирующая амнезия относится к глубоким нарушениям личности, которая является целым комплексом признаков. Данная форма заболевания – это очень часто встречающееся нарушение памяти. При прогрессирующей форме заболевания происходит медленный и неуклонный разлад памяти. Причем сначала «забываются» те события, которые произошли совсем недавно и постепенно те, что происходили ранее. Самыми последними исчезают воспоминания о детских годах, а также механические навыки. То есть потеря памяти происходит в обратном порядке формирования этой функции по закону Рибо.

   Заболевание протекает в несколько стадий. Изначально пациент просто становится рассеянным и забывчивым. Далее пациент начинает забывать больше и больше явлений. Медленно из памяти выпадают события, произошедшие в прошлом. Пациент начинает путать очередность фактов из своей биографии, когда они происходили. Далее наступает стадия, на которой почти вся память кроме раннего детства исчезает. События детства с этого момента полностью охватывают сознание пациента. Но постепенно и они тоже стираются. На последней стадии пациент теряет твердо усвоенные знания, например, иностранного языка. Данная форма заболевания относится к генерализованной амнезии.

   Очень часто подобное заболевание наблюдается при старческой деменции, болезни Альцгеймера, Пика, сенильной деменции, церебральном атеросклерозе. 
   К общим амнезиям относится также посттравматическая ретроградная амнезия, при которой выпадает память на события, предшествовавшие получению травмы. Иногда при посттравматической амнезии выпадение памяти распространяется и на последующий период выхода больного из бессознательного состояния. Такая форма посттравматической амнезии называется антероградной. По своему характеру она напоминает корсаковский синдром. Обе эти формы амнезии со временем проходят, поэтому их называют преходящими. Преходящие амнезии наблюдаются не только после физической, но и после сильной моральной травмы. Описаны случаи возникновения длительной амнезии после обмороков. Известны случаи острой и подострой амнезии, возникающей при различных заболеваниях (туберкулезе, раке, истощении после тяжелых инфекционных заболеваний, воспалений, желтухе, при отравлениях мышьяком, свинцом и т.д.) После выздоровления память обычно восстанавливается. Врожденные формы амнезии нельзя рассматривать как расстройство памяти, ибо при этом происходит не потеря памяти, а недостаточное ее развитие. Психическое недоразвитие у детей при легких его формах выявляется обычно лишь в 7—10-летнем возрасте, а до этого многие родители не замечают отклонений в развитии детей, так как предъявляют к ним незначительные требования. Лишь в начале школьного обучения, когда выясняется, что ребенок не может удержать в памяти элементарных знаний, это привлекает внимание родителей и педагогов и заставляет обратиться к врачу.

       Заключение

 

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место  среди психических познавательных процессов. Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление  воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать  в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс  — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания  и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память —  это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать личный жизненный  опыт, в ней хранятся знания и  навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных  с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются  следы, каковы физиологические механизмы  этого процесса, какие условия  содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем  запечатленного материала. Помимо этого  существуют и другие вопросы, на которые  необходимо дать ответ. Например, как  долго могут храниться эти  следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Размещено на  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Список использованной литературы 

 

С 

 

1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

3.Общая психология. Под  редакцией В. В. Богословского. –

М.: Просвещение, 1973.

4. Столяренко Л. Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д:

Феникс, 1999.


Информация о работе Память