Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:07, реферат

Краткое описание

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Оглавление

Введение..............................................................................................................2
1.Память и ее значение.........................................................................................4
2.Основные процессы и механизмы памяти.........................................................18
3.Индивидуальные особенности памяти...............................................................22
Заключение..........................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................................29

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и 

психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались  очень близки к

ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы

подчеркивали  роль подкрепления в запоминании  материала. Они исходили из

утверждения, что для успешного запоминания  необходимо подкрепить процесс

запоминания каким-либо стимулом.

Заслугой  представителей психоанализа является то, что они выявили роль

эмоций, мотивов и потребностей в запоминании  и забывании. Так, ими было

установлено, что наиболее легко в нашей  памяти воспроизводятся события,

имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив­ные события

быстро  забываются.

Примерно  в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория

памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих

процессов находится в прямой зависимости  от наличия или отсутствия смысловых

связей, объединяющих запоминаемый материал в  более или менее обширные смысловые

структуры. Наиболее яркими представителями данного  направления были А. Бине и

К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении

выдвигается смысловое содержание материала.

Особое  место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших

произвольных  и сознательных форм памяти, позволяющих  человеку

осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к

любым отрезкам своего прошлого.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся

психолог  Л. С. Выготский, который в конце 1920-х  годов приступил к

исследованию  вопроса о развитии высших форм памяти и показал, что высшие

формы памяти являются сложной формой психической  деятельности, социальной по

своему  происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения

высших  психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического

развития  памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также

непосредственную  и опосредованную память. Работы Выготского явились

дальнейшим  развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним

из первых стал трактовать память как систему  действий, ориентированных на

запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской

психологической школой была доказана социальная обусловленность  всех

процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности

человека.

Исследования  Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции

психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как

осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от

поставленной  задачи и выделили основные приемы запоминания сложного

материала. Например, Смирнов установил, что  действия запоминаются лучше, чем

мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые

связаны с преодолением препятствий.

Несмотря  на реальные успехи психологических  исследований памяти, физиологический

механизм  запечатления следов и природа самой  памяти полностью не изучены.

Философы  и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием  на

то, что  память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в

отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция

мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной

системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый

нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер

дальнейших  процессов и обусловливающий возможность их повторного

возникновения, когда раздражитель, действовавший  на органы чувств, отсутствует.

Пластичность  нервной системы проявляется  и в отношении психических  процессов,

что выражается в возникновении связей между  процессами. В результате один

психический процесс может вызвать другой.

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что

запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими

биохимическими  процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти

можно переносить гуморальным, биохимическим  путем. Начались интенсивные

исследования  так называемых процессов «реверберации  возбуждения»,

которые стали рассматриваться как физиологический  субстрат памяти. Появилась

целая система исследований, в которой  внимательно изучался процесс постепенного

закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились  исследования, в

которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для

сохранения  следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания  и

забывания.

Несмотря  на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными,

психология  располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня

существует  много подходов к изучению процессов  памяти. В целом их можно

считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту

сложнейшую  систему психической деятельности на психологическом,

физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая

система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм,

лежащий в ее основе.

   

Виды  памяти

Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти. В настоящее

время в качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов

памяти  принято рассматривать зависимость  характеристик памяти от

особенностей  деятельности по запоминанию и воспроизведению.

  Классификация видов памяти по характеру психической активности

Классификация видов памяти по характеру психической  активности была впервые

предложена  П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти не

существуют  независимо друг от друга, и более  того, находятся в тесном

взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами

памяти.

     Двигательная (или моторная) память  — это запоминание, сохранение  и

воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для

формирования  различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков

ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз

учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении

движений  мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но

общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее  точно движения воспроизводятся  в тех условиях, в которых они

выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных  условиях мы часто

производим  движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения,

если  мы привыкли выполнять их, пользуясь  определенным инструментом пли с

помощью каких-то конкретных людей, а в новых  условиях мы оказались лишены

этой  возможности.

     Эмоциональная память — это  память на чувства. Данный вид  памяти

заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции

всегда  сигнализируют о том, как удовлетворяются  наши потребности и интересы,

как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная

память  имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства  выступают в виде сигналов, либо

побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом

отрицательные переживания. Воспроизведенные, или  вторичные, чувства могут

значительно отличаться от первоначальных. Это  может выражаться как в изменении

силы  чувств, так и в изменении их содержания и характера.

     Образная память — это запоминание,  сохранение и воспроизведение  образов

ранее воспринимавшихся предметов и явлений  действительности. Характеризуя

образную  память, следует иметь в виду все  те особенности, которые характерны

для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность  и

неустойчивость. Эти характеристики присущи и  для данного вида памяти, поэтому

воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Причем  с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение  представлений от первоначального  образа восприятия может идти по

двум  путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае

образ восприятия теряет свои специфические  черты и на первый план выступает

то общее, что есть у объекта с другими  похожими предметами или явлениями. Во

втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании

усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе  о том, от чего зависит легкость

воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора.

Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности

Информация о работе Память