Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:07, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Введение..............................................................................................................2
1.Память и ее значение.........................................................................................4
2.Основные процессы и механизмы памяти.........................................................18
3.Индивидуальные особенности памяти...............................................................22
Заключение..........................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................................29
на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и
психоанализа.
Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к
ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы
подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из
утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс
запоминания каким-либо стимулом.
Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль
эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было
установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события,
имеющие
положительную эмоциональную
быстро забываются.
Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория
памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих
процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых
связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые
структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и
К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении
выдвигается смысловое содержание материала.
Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших
произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку
осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к
любым отрезкам своего прошлого.
Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся
психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х годов приступил к
исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и показал, что высшие
формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по
своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения
высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического
развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также
непосредственную и опосредованную память. Работы Выготского явились
дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним
из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на
запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской
психологической школой была доказана социальная обусловленность всех
процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности
человека.
Исследования Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции
психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как
осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от
поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного
материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем
мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые
связаны с преодолением препятствий.
Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический
механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены.
Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на
то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в
отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция
мозга,
а физиологической основой
системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый
нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер
дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного
возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.
Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов,
что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один
психический процесс может вызвать другой.
В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что
запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими
биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти
можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные
исследования так называемых процессов «реверберации возбуждения»,
которые
стали рассматриваться как
целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного
закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в
которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для
сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и
забывания.
Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными,
психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня
существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно
считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту
сложнейшую
систему психической
физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая
система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм,
лежащий в ее основе.
Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее
время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов
памяти
принято рассматривать
особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
Классификация видов памяти по характеру психической активности
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые
предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не
существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами
памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для
формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков
ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз
учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но
общий характер движений все же сохраняется.
Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они
выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто
производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения,
если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли с
помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены
этой возможности.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти
заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции
всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы,
как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная
память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо
побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом
отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут
значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении
силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.
Образная память — это
ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя
образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны
для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и
неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому
воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.
Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по
двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае
образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает
то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во
втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании
усиливаются,
подчеркивая своеобразие
Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость
воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора.
Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности