Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:07, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Введение..............................................................................................................2
1.Память и ее значение.........................................................................................4
2.Основные процессы и механизмы памяти.........................................................18
3.Индивидуальные особенности памяти...............................................................22
Заключение..........................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................................29
характеризует
возможности запоминания и
Быстрота воспроизведения
в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило,
встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек
обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения
самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать
определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к
экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то
вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает
по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось
ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он
с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы
сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести
запечатленную в памяти информацию.
Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде
воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит
при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии,
воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда
образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное
воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых
мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение
происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение,
связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий,
называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно
является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и
сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое
механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е.
мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется
главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были
образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при
воспроизведении.
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних
возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след
возбуждения, который был проторен при запоминании.
Формы воспроизведения:
Ø узнавание — проявление памяти, которое возникает
при повторном восприятии объекта;
Ø воспоминание, которое осуществляется при
отсутствии восприятия объекта;
Ø припоминание, представляющее собой наиболее
активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных
задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП
информации;
Ø реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее
воспринятого, казавшегося забытым;
Ø эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая
яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта
происходит в момент его
означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором
сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление
памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы
узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее
определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство
знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не
можем.
Подобные случаи характеризуются
Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих
варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к
припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым
процессом.
3.Индивидуальные особенности памяти
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями
личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой
памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный
характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека,
запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия
обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в
зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы
говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом.
Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.
2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.
Типологические особенности памяти
С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано
преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов
хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников
— зрительная
память, у философов — словесно-
развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением
первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей
нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным
развитием
образной памяти, мыслительный тип
— преобладанием словесной
Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так
как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется:
композитор
или пианист лучше всего
предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.
Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух
или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в
зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого
зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы.
Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того,
существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и
особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом
памяти (в частности, рече-двигательным).
Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов
памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой
человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные
виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности.
В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на
слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную
особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому
человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.
Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется
практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному
человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа
может быть развита с помощью соответствующих упражнений.
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая
система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в
значительной
степени содействует
работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль,
использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с
практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться
от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные
приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со
специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень
активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от