Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:15, доклад

Краткое описание

Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 18.87 Кб (Скачать)

Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. В целом, память человека можно представить как  своеобразный инструмент, служащий для  накопления и использования жизненного опыта.

Человеческий  мозг является совершенным устройством, возможности которого оценены в  настоящее время лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман рассчитал количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг. Это количество огромно — около 10 в 20-й степени бит, т. е. элементарных единиц информации. Столько информации не содержат даже крупнейшие библиотеки мира.

Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ.

Академик  С. А. Чаплыгин мог безошибочно  назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский  шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.

Некто  Э. Гаси заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок.

Кассир польского футбольного  клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба. Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: «Чем кончился матч „Гурника“ и „Одра“ из Опале четыре года назад?» Ответ последовал моментально: «Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235 тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик…».

Великому французскому художнику  Гюставу Доре, создателю гениальных гравюр, издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию.

К сожалению, свойство мозга – запоминать, весьма избирательно. Информация может быть представлена во многих видах, но с теми из них, с которыми мы сталкиваемся в сознательной жизни, человеческий мозг работает хуже всего. Экспериментально доказано, что на подсознательном уровне человек воспринимает и запоминает в десятки раз больше информации, чем осознанно. И хранящаяся в подсознании информация стирается гораздо медленнее, чем сознательная. Это связано как с большой избыточностью получаемой информации, так и с особенностями подсознательной памяти.

Кратковременная память характеризуется  ограниченностью ее объема (в среднем 7±2 единиц информации). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную. 

Существует несколько законов  памяти, которые объясняют, почему мы запоминаем ту или иную информацию:

ЗАКОН ЯРКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Убедиться в этом вы можете, попытавшись вспомнить какие-нибудь дни прошедших лет. Скорее всего — это какие-то праздники, дни рождения, интересные развлечения, поездки. Эти события вспоминаются легко, без усилии, несмотря на то что могли происходить достаточно давно. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, пусть даже происходили они совсем недавно. Или же попробуйте как-нибудь вечером вспомнить людей, которых вы встречали на улице. Наверняка вам вспомнятся в первую очередь те, кто чем-то выделялся — одеждой, поведением и т. д. На действии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она останется у людей в памяти.

ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить - это научиться должным образом анализировать, синтезировать, систематизировать и обобщать информацию в момент запоминания. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли.

ЗАКОН УСТАНОВКИ. Может быть представлен в двух аспектах:

а) Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить "всерьез  и надолго". Если данная установка  рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного  срока, что бывает при использовании  оперативной памяти, то именно к  этому сроку срабатывают механизмы  памяти. Так, например, если у студента имеется установка на запоминание  материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко  забываются.

б) Установка на восприятие материала  по содержанию. В тексте человек  в первую очередь найдет то, на что  у него есть установка. Так, если нужно  ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся  к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его  применения, принцип действия, рабочие  параметры. Именно эти материалы  и "выхватит" наше внимание.

ЗАКОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться произвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно — зависит от вида информации). Другими словами, поработать с информацией. Таким образом вы пусть искусственно, но включите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительно улучшит ее усвоение.

ЗАКОН КОНТЕКСТА. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, а литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться".

ЗАКОН ОПТИМАЛЬНОЙ ДЛИНЫ РЯДА. Чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

ЗАКОН КРАЯ. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ. Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: "Повторение-мать учения". Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.

ЗАКОН НЕЗАВЕРШЁННОСТИ (ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК). Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.  Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.


Информация о работе Память