Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:07, отчет по практике
Цель практики.
Формирование целостного представления об особенностях работы психолога в системе народного образования, в частности изучения диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической форм работы с разновозрастным и разноуровневым контингентом, а также систематизация и углубление знаний, полученных в процессе изучения курса психологии.
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
Для нашего примера К = 60:10 = 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» –
Касаткина С.;
«Предпочитаемые» – Чебан А.;
«Принятые» – Николаев С., Фирсанов А.,
Замятин В ., Шпура О., Ковина В, Захарова
Вероника;
«Непринятые» – нет;
«Отвергнутые» – Воронюк Д., Мишнева С.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
II. Перешли бы
вы в другую группу, если бы
представилась такая
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
IV. Каковы у вас взаимоотношения с воспитателем?
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашей группе?
Последняя проведенная на данном этапе методика - определение индекса групповой сплоченности Сишора . Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочение в единое целое. Испытуемым необходимо было ответить на 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый вопрос. Каждый вариант имеет определенный балл. Максимальная сумма - 19; минимальная - 5.
Проанализировав
ответы воспитанников, были составлены
таблицы, позволяющие увидеть количеств
балов учащихся.
Таблица 3 Оценка индекса сплоченности группы
№ П/П | Фамилия, имя | Индекс сплоченности | Баллы |
1 | Воронюк Д. | 9 | Средняя |
2 | Николаев С. | 14 | Выше средней |
3 | Замятин И. | 16 | Высокая |
4 | Фирсанов А. | 10 | Средняя |
5 | Шпура О. | 18 | Высокая |
6 | Касаткина С. | 16 | Высокая |
7 | Чебан А. | 17 | Высокая |
8 | Ковина В. | 18 | Высокая |
9 | Захарова В. | 15 | Выше средней |
10 | Мишнева С. | 6 | Ниже средней |
Рисунок 3 (уровень групповой сплоченности в баллах)
Уровни групповой сплоченности: 15,1 баллов и выше – высокая; 11,6 - 15 балла - выше средней; 7- 11,5 - средняя; 4 - 6,9 - ниже средней; 4 и ниже – низкая.
Вывод
По результатам тестирования на определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора мы выявили, что групповая сплоченность в основном «выше средней», это означает что группа не акцентируется на лидерстве, умеет конструктивно взаимодействовать, но также можно сделать вывод что дети не достаточно дружны. На основе исследования была разработана рабочая программа на три месяца « Уроки добра».
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
В
нашем случае KB = (40:60)х100% = 66,7%.
Гистограмма коэффициента взаимных выборов
Рисунок 4 (коэффициент взаимных выборов в процентном соотношении)
Вывод:
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Рекомендации по результатам социометрии:
Так как группа является разновозрастной от 5 до семи лет то был разработан общий комплекс развивающих упражнений.
Комплекс упражнений улучшения психологического климата в группе:
Цель программы: Улучшить психологический климат в группе. Научить детей взаимодействовать с друг другом. Сформировать чувство близости с другими людьми.
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз».
Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.
На что следует обратить внимание:
Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:
Возраст: дошкольный.
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Клубок ниток.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Возраст: дошкольный.
Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.
Возраст: для детей с 5 лет.
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»
Игра проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Возраст: для детей с 4 лет.
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.
Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.
«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»
Информация о работе Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»