Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:07, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики.
Формирование целостного представления об особенностях работы психолога в системе народного образования, в частности изучения диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической форм работы с разновозрастным и разноуровневым контингентом, а также систематизация и углубление знаний, полученных в процессе изучения курса психологии.

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 162.97 Кб (Скачать)

Цель  исследования: диагностика социометрического статуса каждого ребенка в  группе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемой группе и решения  следующих задач:

  • измерение  степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры,  отвергнутые);
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами;

Объект  психологического анализа: дети подготовительной к школе группы. 
Всего в исследовании приняло участие 10 воспитанников.

Предметом психологического анализа являются  некоторые  психологические особенности взаимоотношений в системе "ребенок-ребенок", складывающиеся в связи с игровой и учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие  под влиянием симпатий и антипатий детей друг к другу.

Диагностические методики: социометрические исследования.

Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависят  от социальной среды, которая представлена более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, группа, школьный класс, трудовой коллектив. 
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития. 
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. 
Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, эффективности и информированности. 
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слабо развитой группой и коллективом. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми – замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

 

 

Социометрия

Социометрическая  техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Социометрическая  процедура может проводиться  в двух формах. Первый вариант -- непараметрическая процедура. Второй вариант -- параметрическая. Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи  считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает  надежность социометрических данных и  облегчает статистическую обработку  материала. С психологической точки  зрения социометрическое ограничение  заставляет испытуемых более внимательно  относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют  предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

Поэтому в своем  исследовании мы выбрали второй вариант.

Существенное  отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что  социометрическая константа (N-1) сохраняется  только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для  системы отданных выборов (т. е. в  группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора.

Формула определения  вероятности случайного выбора Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р -- вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N -- число членов группы. 
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

0,25=d/(12-1), d = 0,25 * 11 = 2,75 ? 3

Социометрическая  анкета

По результатам  тестирования составим социоматрицу (таблицу). В таблице так же представлены расчеты социометрических индексов.

Социометрические  индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и  групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной  социометрической конфигурации выборов  в группе.

Мы рассчитали индексы П.С.И.: индекс социометрического  статуса i-члена Сi; эмоциональной экспансивности j-члена Ej. Социометрический статус -- это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Г.С.И.: индекс эмоциональной  экспансивности группы Ag и индекс психологической взаимности Gg. Индекс эмоциональной экспансивности показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста. Индекс психологической взаимности характеризует взаимность в группе по результатам положительных выборов.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. Положительных взаимных связей в группе - шесть, а отрицательных - нет. Показатель экспансивности, характеризующий  потребность личности в общении, у учащихся в среднем равен 0,5, можно сделать вывод, что большинство  членов группы открыто к общению. Социометрический статус в группе в  среднем 0,3 без значимых отклонений, что говорит об отсутствии явного лидера и равном отношении членов группы друг к другу.

 

 

 
Социометрическое  исследование

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Социальный статус личности в группе сверстников является важным показателем самочувствия ребенка в группе. От успешности ребенка в социальной сфере зависит его успеваемость, самоотношение, психическое состояние, уровень конфликтности и агрессивности, качество взаимоотношений в группе.

Объект: дети подготовительной к школе группы.

Ход проведения  

Изучение межличностных  отношений я провела  в игровой  форме.

Инструкция: детям предлагается по домикам расселить всех учащихся класса. Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). Экспериментатор заносит данные в таблицу, используя цифры I, II, III, IV.

  Фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек.

 Правильное  выполнение задания облегчает  обработку результатов эксперимента.

ВЕЛИЧИНЫ  ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Число членов групп Социометрическое  ограничение d Вероятность случайного выбора Р (А)
5–7 
8–11 
12–16 
17–21 
22–26 
27–31 
32–36






7
0,20–0,14 
0,25–0,18 
0,25–0,19 
0,23–0,19 
0,22–0,19 
0,22–0,19 
0,21–0,19

Обработка и интерпретация  полученных данных. На основании полученных результатов составляем матрицу (табл. 1).

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий  учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали  – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Воронюк Д. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Замятину В., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Воронюк отдал Николаеву С., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов. 

Матрица социометрических положительных  выборов

Фамилия, имя Критерии  выбора Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Воронюк  Данил
3
 
2

1
 
3
 
 
       
2.Николаев  Сергей
3
   
1

2
 
3
       
3. Замятин Иван
3
 
2
 
3
       
1
 
4.Фирсанов  Антон
3
 
1

2
     
3
     
 
5. Шпура  Ольга
3
           
1

2

3
 
6. Касаткина  Серафима
3
 
 
       
2
 
3

1
 
7. Чебан  Алина
3
       
1

3
   
2
 
8. Ковина  Вероника
3
       
1

3

2
     
9. Захарова  Вероника
3
       
2

1

3
     
10. Мишнева  Саша
3
         
1

2

3
   
Получено  выборов 0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
Получено  взаимных выборов 0 5 4 4 6 6 6 3 6 0
Сумма выборов   13 7 13 8 28 19 14 13 3

На основе социоматрицы строим социограмму 

Рисунок 1 (Социограмма  воспитанников подготовительной группы)

Фамилии, тех кто выбирает

1. Воронюк Данил                                           8. Ковина Вероника   

2.Николаев Сергей                                         9. Захарова Вероника

3. Замятин Иван                                                      10. Мишнева Саша 

4.Фирсанов Антон           

5. Шпура Ольга

6. Касаткина  Серафима

7. Чебан Алина

Индивидуальная  карта воспитанника № 6 «Звезда» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  карта №1 «Отверженный». 

Далее  вычисляем социометрический статус каждого воспитанника, который определяется по формуле:

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); – число испытуемых.

Например, социометрический статус Воронюка Д. будет равен частному от деления:

7:9 = 0,78.

В зависимости  от количества полученных социометрических положительных выборов можно  классифицировать испытуемых на пять статусных групп (табл. 2).

Классификация испытуемых по итогам социометрического  эксперимента

Статусная группа Количество  полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»  
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или  в два раза меньше, чем число  полученных выборов одним испытуемым

Информация о работе Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»