Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:07, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики.
Формирование целостного представления об особенностях работы психолога в системе народного образования, в частности изучения диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической форм работы с разновозрастным и разноуровневым контингентом, а также систематизация и углубление знаний, полученных в процессе изучения курса психологии.

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 162.97 Кб (Скачать)

 
Введение

Педагогическая  практика сроки практики с 05.04.2010 по 15.05. 2010года. Практика пройдена на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка», поселка Ун-юган, Октябрьского района, ХМАО.

Цель  практики.

 Формирование  целостного представления об  особенностях работы психолога  в системе народного образования,  в частности изучения диагностической,  коррекционной, развивающей и  профилактической форм работы  с разновозрастным  и разноуровневым  контингентом, а также систематизация  и углубление знаний, полученных  в процессе изучения курса  психологии.

Задачи  практики.

1. Знакомство  с организацией «рабочей среды»  психолога.

2. Приобретение  практических умений и навыков  по изучению познавательной сферы  личности.

3. Разработка  оптимальных программ развития  и коррекции познавательных процессов,  их реализация и отслеживание  эффективности.

4. Совершенствование  приемов индивидуального подхода  к дошкольникам и учащимся  в процессе учебно-воспитательной  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткая характеристика МДОУ «ДСОВ «Ромашка», на базе которого проходила  практика.

Педагогическая  практика пройдена с 05.04.10 по 15.05.10г. на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка».

В детском саду воспитываются 90 воспитанников.

 Садик имеет  гранд на Окружном и Районном  уровне.

 В садике  работают десять педагогов имеющих  высшее образование, также работают  четыре специалиста: эколог, логопед,  инструктор по физической культуре  и педагог психолог. Два педагога  имеют высшую категорию, три  педагога первую квалификационную  категорию, педагоги не раз  побеждали в конкурсе на « Педагог года». Садик «Ромашка» считается одним из лучших садиков в районе.

МДОУ «ДСОВ  «Ромашка» работает по рабочей программе, тема программы «Патриотическое  воспитание через ознакомление близкого окружения.»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диагностика познавательных процессов (мышления, внимания и памяти)

Цели  и задачи исследования

1. С помощью  данной системы диагностических  методик можно получить для  педагогов и организаторов психологической службы достоверную информацию о развитии общих способностей каждого воспитанника, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.

2. Осуществить  попытку дифференциации учащихся  по уровню развития общих способностей. 
4. Разработать общие и индивидуальные рекомендации по коррекции умственного развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых учащихся до уровня сильных, а также установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности. 
5. Проанализировать причины отставания воспитанников. 
6. Положить материалы, полученные в ходе исследования, в основу контроля для сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения и проведения планомерной работы с педагогами старших дошкольников.

1. Мышление

 Для оценивания  наглядно-образного мышления у  старшего дошкольника предназначена  методика «Матрица Равена»(см.приложение 1, методика 3). 
Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. 
В рамках данного эксперимента, вербально -логическое мышление ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 0-10 баллов у ребёнка наличествует низкий уровень вербально -логического мышления; при результате в 11-20 баллов у ребёнка – средний уровень мышления; при результате в 21-30 баллов у ребёнка – высокий уровень развития  мышления. 
При обработке результатов тестирования было подсчитано количество баллов по всем заданиям эксперимента. 
При выполнении этого задания дети показали следующие результаты: у одного ребёнка – очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, у шестерых  детей – высокий , у четверых детей – средний уровень.
 
 

2. Память

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Без наличия хорошей кратковременной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться. 
Поэтому в своем исследовании я использовала два тестовых задания 1.Кратковременная речевая память. 2  Кратковременная зрительная память.

3. Внимание

Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени .Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня внимания. Поэтому дети   были протестированы на предмет исследования объёма внимания(см.приложение 1,методика 7). Также была использована корректурная проба: таблица Бурдона(см.приложение 1,методика 8). При работе с корректурной пробой Бурдона целью работы было измерение количественных характеристик внимания. В данном исследовании приняли участие 12 воспитанников подготовительной группы.  

Полученные результаты показывают, что дети с хорошей успеваемостью, как правило, имеют достаточно высокий уровень концентрации внимания и его точности. У большинства слабо успевающих детей уровень внимания средний или низкий.  
 
 
 
 
 

Диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов подготовительной к школе группе.

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление  многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов. Однако в большинстве  случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе  обучения учащийся испытывает большие  затруднения в усвоении и использовании  нового учебного материала. Главная  причина таких затруднений состоит  не только в пробелах предшествующего  этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию  нового учебного материала, обоснованию  найденного решения, выражению собственной  мысли. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую  в целом можно назвать познавательной сферой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.  
Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи. 
В настоящей работе мы рассмотрим, как развиваются в подготовительной к школе группе  вышеназванные познавательные процессы, каковы их особенности и характеристики.

Цель данной работы - комплексная оценка уровня развития познавательных процессов детей, подготовительной к школе группе (познавательной сферы). 
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста. 
Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов. 
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературные источники по данной теме;
  2. провести исследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
  3. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные процессы объекта исследования.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:

  1. изучение и анализ литературы:
  2. тестирование;
  3. анализ результатов деятельности.

Диагностическое  исследование уровня развития познавательных процессов старших дошкольников 
 
Мною было проведено диагностическое обследование детей подготовительной группы с целью определения их уровня развития познавательных процессов. В обследовании принимало участие 12 детей подготовительной группы в возрасте от 5 до 7 лет.  
Результаты диагностики я занесла в таблицу. 
Ниже приводится описание методик и анализ полученных результатов.
 
 

Аналитическая записка

      Диагностика готовности детей к школьному  обучению проводится по методике Л.Я. Ясюковой сертифицированным диагностическим инструментарием «Иматон». Диагностика включает в себя ряд диагностических методик, направленных на измерение психических процессов необходимых для обучения в школе, таких как: внимание, мышление (образное, логическое); память (зрительная, речевая); речевое развитие; зрительно-моторная координация. Диагностика проводится два раза в год. По итогам повторной диагностики мы получили следующие результаты высокий уровень 8,9%, хороший уровень 39,9%, 35,4% средний уровень, 9,6% низкий уровень.

На основании результатов  строим следующую гистограмму

Гистограмма: показатели готовности детей к школьному  обучению в процентном соотношении

Рисунок 1 (показатели готовности к школе).

Интерпретация данных

Слабый  уровень или субнорма – свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов. При этом не следует ждать, что «все созреет само», необходимо активно работать с ребенком, для того, чтобы наверстать упущенное.

Средний уровень, или норма - минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе.  Но это не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет представлен сам себе, то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.

Хороший уровень- позволяет детям успешно самостоятельно обучаться в школе.

Высокий уровень- редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка, отсутствие интереса к занятием может приводить к падению успеваемости. 
 
 
 

Описание  методик и выводы

Методика  1

Изучение  типа памяти

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для  запоминания (списки прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор  с интервалом в 4— 5 секунд между  словами (слуховое запоминание). После  десятисекундного перерыва воспитанник оглашает список слов, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается таблица с картинками, который он запоминает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и "записывает" пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно –слухово -моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

Обработка результатов 
О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).

С = а/10, 
где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
 
 
 
 

Информация о работе Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»