Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:07, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики.
Формирование целостного представления об особенностях работы психолога в системе народного образования, в частности изучения диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической форм работы с разновозрастным и разноуровневым контингентом, а также систематизация и углубление знаний, полученных в процессе изучения курса психологии.

Файлы: 1 файл

практика.docx

— 162.97 Кб (Скачать)

Оценка  выполнения

Выполнение задания  оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ  — 2 балла, за неправильный — 0.

Ключ:  
1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.
 

Таблица 1. Тип  памяти.

    Фамилии школьников Зрительная Слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая
     
     
    1.Серафима К. 
    2. Даша М. 
    3. Маша П. 
    4. Катя Р. 
    5. Максим С. 
    6. Алина Ч. 
    7. Дима С. 
    8. Саша Т. 
    9. Юля У. 
    10. Антон Ф. 
    11. Ваня З.
     
     
    3/10 = 0,3 
    4/10 = 0,4 
    6/10 = 0,6 
    6/10 = 0,6 
    6/10 = 0,6 
    5/10 = 0,5 
    7/10 = 0,7 
    6/10 = 0,6 
    6/10 = 0,6 
    5/10 =0,5 
    6/10 =0,6
     
     
    1/10=0,1 
    10/10=1 
    6/10=0,6 
    7/10=0,7 
    6/10=0,6 
    4/10=0,4 
    10/10=1 
    10/10=1 
    9/10=0,9 
    8/10 =0,8 
    9 \10 =0,9
     
     
    6/10=0,6 
    9/10=0,9 
    6/10=0,6 
    7/10=0,7 
    6/10=0,6 
    4/10=0,4 
    8/10=0,8 
    8/10=0,8 
    8/10=0,8 
    8/10 =0,8 
    7/10 =0,7
     
     
    10/10 = 1 
    8/10 = 0,8 
    7/10 = 0,7 
    8/10 = 0,8 
    7/10 = 0,7 
    2/10 = 0,2 
    10/10 = 1 
    7/10 = 0,7 
    8/10 = 0,8 
    9/10 =0,9 
    7/10 =0,7
     
    11 человек 
     
    5,8 
     
     
    7,7 
     
    8,3

Гистограмма (определение типа памяти)

Рисунок 3 (на рисунке показана какой тип памяти преобладает у дошкольников)

Вывод: В данной группе преобладающий тип памяти зрительно- моторно- слуховой (коэффициент типа памяти 8,3) т.е. запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что дети зрительно могут себе представить, они легче запоминают.

Наличие воспитанников с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 7,9), что определяет хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у  детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал.

Рекомендация: Для педагогов был разработан цикл упражнений на развитие типа памяти. 
 
 
 

Таблица 2 Результаты слабо - успевающих учеников.

Группа  слабо успевающих учеников Показатель  концентрации внимания k Уровень концентрации внимания Коэффициент точности и аккуратности внимания А Средний балл успеваемости
Серафима К. 34 низкий 0.5 3,63
Маша  П. 42 средний 0.6 3,33
Саша  Т. 39 низкий 0.9 3,43
         
 
 

Гистограмма (уровень слабо успевающих)

Рисунок 5 

Вывод: результаты показали, что только два ребенка не способны к целостному восприятию формы предметов. Восприятие этих детей слабо дифференцировано, непроизвольно. Они не способны выделить части в наблюдаемом объекте.

Рекомендации: состояние графических навыков требует дальнейшего систематического развития.

Таблица 3 Результаты хорошо успевающих учеников.

Группа  хорошо успевающих учеников Показатель  концентрации внимания k Уровень концентрации внимания Коэффициент точности и аккуратности внимания А Средний балл успеваемости
Даша  М. 90 высокий 1 5,0
Егор  п. 44 средний 0.6 4,1
Катя  Р. 66 хороший 0.9 4,05
Лиза  С. 72 хороший 1 4,72
Юля У. 62 хороший 0.8 4,9
Данил В.. 69 хороший 0.8 4,83
         
 

Гистограмма (уровень хорошо успеваемых детей)

Рисунок 6 (на рисунке показан уровень хорошо успеваемых учеников)

Вывод: Хорошо успевающие дети обычно имеют достаточно высокий уровень внимания. Но, учитывая факт, что среди слабо - успевающих учеников есть такие, которые имеют достаточно высокий уровень произвольного внимания, можно сделать вывод, что другие психологические факторы оказывают влияние на процесс обучения этих детей (например, слабая мотивация к занятиям, лень). Поэтому ребенок старшего дошкольного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

Рекомендации: Разработать педагогам для родителей систему рекомендаций для развития памяти с разбивкой по неделям. А также разработать комплекс упражнений на развитие логического мышления, и воображения. Провести консультации для родителей на тему Особенности детей предшкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Консультация для  родителей

Проблемы  младшего школьного  возраста  

 Для  возраста вхождения в школу,  характерна специальная нацеленная  работа общества по подготовке  ребенка к максимально безболезненному  переходу в следующий возрастной  период жизни, по максимальному  учету его развившихся в предыдущем  периоде способностей. Но и малый  кризис - это кризис. Кризис семи  лет - это переломный, критический  возраст, которым открывается  весь период школьных возрастов.  Основная потребность этого возраста - уважение.  

 Как  у всякого возрастного периода,  у кризиса семи лет есть  свои начало и конец. Но особенностью критических возрастов является расплывчатость, нечеткость их границ. Это касается и возрастной привязки критического возраста. С нашей точки зрения, было бы совершенно неверно определять начало кризиса семи лет с первого сентября того года, когда ребенок поступает в школу, или с седьмого (а может быть, и шестого) дня рождения в жизни ребенка.  

 С  определенной точки зрения в  качестве критерия окончания  кризиса семи лет можно было  бы принять появление у ребенка  проблем, связанных с особенностями  формирования и функционирования  ведущей деятельности младшего  школьного возраста - учебной деятельности. Это момент, когда на место  проблем, связанных с самим  фактом подготовки и поступления  в школу, приходят проблемы, связанные  уже с собственно особенностями  обучения в школе как новой  деятельности.  

 К  проблемам, или трудностям, связанным  с самим фактом поступления  в школу, обычно относят:

1) трудности,  связанные с новым режимом  дня. Наиболее значимы они для  детей, не посещавших детские  дошкольные учреждения. И дело  не в том, что таким детям  трудно начать вовремя вставать, чтобы идти в школу, а в  том, что у них чаще наблюдается  отставание в развитии уровня  произвольной регуляции поведения,  организованности;

2)  трудности адаптации ребенка к классному коллективу. И в этом случае они наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

3)   трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем;

4)  трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

Все эти  трудности являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую  социальную ситуацию развития: у ребенка  появляются «режимные» обязанности - вовремя  быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания, даже в ущерб  естественным потребностям в игре и  отдыхе. Идет процесс адаптации к  новому коллективу сверстников. Завязываются деловые и личностные отношения  с учителем. Наконец, изменяется социальная позиция ребенка в семье - ему, как правило, выделяют особое место  для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков; изменяется отношение к нему членов семьи. Все это достаточно хорошо описано в литературе. 

Психогенная школьная дезадаптация  (ПШД). Поведенческие проявления ПШД - затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем, нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы это сделать - настолько общеизвестны и, к сожалению, часты, что с определенной точки зрения делают ПШД «нормальной», хотя и отрицательной, возрастно-психологической характеристикой детей младшего школьного возраста. Об этом говорят и статистические данные: по мнению ряда детских патопсихологов и психиатров, от 5 до 20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в связи с ПШД.

Часто ПШД связывают  с неправильным отношением учителя  к ученику, неправильной организации  учебного процесса и учебной деятельности. Речь идет прежде всего о различных вариантах авторитарного стиля педагогического руководства классом. Практика возрастно-психологического консультирования показывает, что жалобы на те или иные неправильные (с точки зрения родителей или даже объективно) действия учителя в качестве причины возникновения личностных и поведенческих нарушений у детей чрезвычайно распространены. Однако, неправильно сводить ПШД к проблеме «плохого учителя». Ведь, известно, что чувствительные дети могут излишне тревожно относиться к критике в свой адрес.

Процесс консультации  

 На  первой встрече психолог знакомится  с ребенком и его родителями. Узнает историю семьи (при необходимости)  и своего маленького клиента.  Совместно с родителями определяется  цель работы, ее экологичность  и реальность. Консультация может  ограничиться одним посещением  психолога, чаще это вопросы  коммуникации между родителями  и ребенком, информирование об  особенностях возраста, темперамента  и т.д. 

   Некоторые проблемы требуют систематической коррекционной работы. Совместно с родителями определяется метод работы с ребенком, сроки (количество встреч). Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования- а оно на сегодняшний день наиболее развито- деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско -детских отношений, то в области родительско- детских отношений существуют три направления, три способа работы: а) повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомленности и т. п.; б) работа с семьей в целом с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии; в) работа преимущественно с ребенком. Все три направления работы  реализует принцип соблюдения интересов ребенка.

Терпения  Вам и взаимопонимания  с Вашими детьми! 
 
 

Для педагогов и родителей  была разработана  развивающая программа.

Целью программы является:

- разносторонняя  подготовка детей дошкольного  возраста к обучению в общеобразовательных  школах разных типов и видов;

Задачи  программы:

 
- выявление и развитие у  детей творческих способностей; 
- пробуждение у ребёнка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться; 
- развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности; 
- развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков; 
- сохранение и укрепление здоровья ребёнка; 
- психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению.

Программа предназначена для  детей старшего дошкольного  возраста.                                         
 

Информация о работе Отчет по практике на базе МДОУ «ДСОВ «Ромашка»