Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 102.25 Кб (Скачать)

 

Сопоставляя статусное положение  каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки в таблице, мы получили следующие результаты:

    • из общего количества детей первого статуса (звезды) 68% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;
    • из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 33% детей имеют высокий уровень самооценки;
    • 100% детей, относящихся к третей статусной категории (принебрегаемые) имеют средний уровень самооценки;
    • Дети с низким уровнем самооценки отсутствуют.

В результате исследования связи самооценки школьника с  его статусным положением в системе  межличностных отношений можно  сделать вывод: самооценка подростка  в целом тем ниже, чем ниже его  статусное положение в группе.

В нашем психодиагностическом исследовании были получены следующие результаты:

На основании анализа  литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений  в группе детей младшего подросткового  возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

Проведена исследовательская  работа на основании которой можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе большинство детей имеют благоприятный статус (85%), то есть относятся к категориям “звезды” и “предпочитаемые”, дети категории «отверженные» вообще отсутствуют. Следовательно, большинство детей в классе благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, в признании сверстниками; самооценка детей данной экспериментальной группе находится в пределах нормы, но также есть дети, которые имеют завышенный уровень самооценки; обработка данных при применении сводных таблиц 1 и 2 показала, что дети с более низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети, имеющие высокий статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка  в группе на формирование уровня его  самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более  высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований. Поэтому так  важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует  радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет  уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в  дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее  и потребует неизмеримо более  высоких душевных и физических затрат.

Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать  уверенность в себе, он должен заслужить  одобрение, похвалу учителей, родителей, одноклассников, ощутить их эмоциональную поддержку.

Для развития у детей чувства  компетентности необходимо в классе и дома создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. И родителям, и учителям важно донести свои положительные ожидания до каждого  ребенка, создать положительный, эмоциональный  фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной  деятельности. И в классе, и дома следует проявлять особое внимание к эмоциональному состоянию детей. Вступая в общение с ребенком, необходимо поддерживать в нем желание  поделиться своими чувствами. Важно  показать ему, что взрослый понимает его, сопереживает его чувствам, помочь ребенку справиться с проблемами самостоятельно.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М., 2000г.

2. Азаров Ю.П. Семейная  педагогика: Педагогика Любви и  Свободы/ Ю.П. Азаров. - М.: АО «Аргументы и факты», 1993.

3. Артамонова и др. Психология  семейных отношений с основами  семейного консультирования; под  ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Белкин А.С. Основы  возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Возрастная психология. Учебное  пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2005.

6. Выготский Л.С. Вопросы  детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997, с. 44

7. Жамкочьян М. Личность в современной школе. // Знание - сила. 1994, №9.

8. Кадобнова И.В и др. Искусство слышать. Методическое пособие./ И.В. Кадобнова. - М.: Изд. «Радуница», 1994. с. 54.

9. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника./ Л.В. Ковинько. - М.: Изд-во «Академия», 1998.

10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988, с. 94-101.

11. Кондратьев М.Ю., Ильин  В.А. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007.

12. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ./ Э. Ле Шан. - М.: Педагогика, 1990.

13. Левитан К.М. Основы  педагогической деонтологии/ К.М.  Левитан. - М., 1994. - с. 71.

14. Леонтьев Алексей. Психология  общения: учебное пособие для  студентов высших учебных заведений/  А. Леонтьев. - М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2008.

15. Лисина М.И. Потребность  в общении // Лисина М.И. Проблемы  онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. с. 31-57 (с сокращ.) с. 5-9.

16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996г.

18. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко  В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000, с. 149-151.

19. Психология. Словарь / Под  общей редакцией А.В. Петровского,  М.Г. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

20. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

21. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998, №1. с. 25-30.

22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996, М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.

23. Соколова В.Н., Юзефович  Г.Я. Отцы и дети в меняющемся  мире // Психологическая наука - школе. - М.: Просвещение, 1991.

24. Справочник психолога  начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов - на - Дону: Феникс 2006, с. 347.

25. Юсупов И.М. Психология  понимания/ И.М. Юсупов. Казань. 1991, с. 49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1. Метод социометрии (4-Б класс)

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 


Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками