Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки в таблице, мы получили следующие результаты:
В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать вывод: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
В нашем психодиагностическом исследовании были получены следующие результаты:
На основании анализа
литературных источников описаны основные
аспекты межличностных
Проведена исследовательская работа на основании которой можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе большинство детей имеют благоприятный статус (85%), то есть относятся к категориям “звезды” и “предпочитаемые”, дети категории «отверженные» вообще отсутствуют. Следовательно, большинство детей в классе благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, в признании сверстниками; самооценка детей данной экспериментальной группе находится в пределах нормы, но также есть дети, которые имеют завышенный уровень самооценки; обработка данных при применении сводных таблиц 1 и 2 показала, что дети с более низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети, имеющие высокий статус.
Заключение
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.
Младший школьный возраст -
это период позитивных изменений
и преобразований. Поэтому так
важен уровень достижений, осуществленных
каждым ребенком на данном возрастном
этапе. Если в этом возрасте он не почувствует
радость познания, не приобретет умения
учиться, не научится дружить, не обретет
уверенность в своих
Сферы школьной и домашней
жизни тесно переплетаются. Проблемы
в школе могут создать
Для развития у детей чувства
компетентности необходимо в классе
и дома создавать атмосферу
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М., 2000г.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы/ Ю.П. Азаров. - М.: АО «Аргументы и факты», 1993.
3. Артамонова и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования; под ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Волков Б.С., Волкова
Н.В. Возрастная психология. Учебное
пособие для вузов/ Б.С.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997, с. 44
7. Жамкочьян М. Личность в современной школе. // Знание - сила. 1994, №9.
8. Кадобнова И.В и др. Искусство слышать. Методическое пособие./ И.В. Кадобнова. - М.: Изд. «Радуница», 1994. с. 54.
9. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника./ Л.В. Ковинько. - М.: Изд-во «Академия», 1998.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988, с. 94-101.
11. Кондратьев М.Ю., Ильин
В.А. Азбука социального
12. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ./ Э. Ле Шан. - М.: Педагогика, 1990.
13. Левитан К.М. Основы
педагогической деонтологии/ К.
14. Леонтьев Алексей. Психология
общения: учебное пособие для
студентов высших учебных
15. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. с. 31-57 (с сокращ.) с. 5-9.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996г.
18. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000, с. 149-151.
19. Психология. Словарь / Под
общей редакцией А.В.
20. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.
21. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998, №1. с. 25-30.
22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996, М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.
23. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире // Психологическая наука - школе. - М.: Просвещение, 1991.
24. Справочник психолога
начальной школы. О.Н.
25. Юсупов И.М. Психология понимания/ И.М. Юсупов. Казань. 1991, с. 49.
Приложение
Таблица 1. Метод социометрии (4-Б класс)
Таблица 2
Таблица 3
Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками