Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 102.25 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

На тему: «Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками»

 

 

Виконала студентка 3 курсу  ЗВ

Кафедра психології група  Б

Мілашевич Яніна Миколаївна

Перевірила доц. каф. психології

Кацеро А.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецьк, 2013


Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.

    1. Понятие общения…………………………………………………………………6
    2. Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7

Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13

    1. Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
    2. Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
    3. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32

Глава 3. Экспериментальное  изучение межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего подросткового  возраста…………………………..40

3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40

    1. Анализ полученных результатов……………………………………………..45
  1. Заключение……………………………………………………………………..49
  2. Список использованной литературы………………………………………….50
  3. Приложение……………………………………………………………………..53

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С рождения ребенка его  общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она  состоит в стремлении человека к  познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются  с отношением к другим людям, со стремлением  к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет  выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки, и, в конечном счете образа «Я».

Природа межличностных отношений  в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как  сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так  и усвоенные личностью нормы  и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деятельность являются важнейшим  звеном в системе межличностных  отношений. Вступая в межличностные  отношения самых разнообразных  по форме, содержанию, ценностям, структуре  человеческих общностях - в детском  саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет  себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе  отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается  в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные  отношения, отражающие взаимосвязи  участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных  отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют  общие закономерности их становления  и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных  отношений тем местом, которая  возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе - сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития, к характеристике детской группы. Особенностью самооценки младшего подростка является то, что она определяется через его ведущую деятельность и интимно-личностное общение (Л.С. Выготский).

Цель работы: изучить особенности  взаимодействия самооценки и межличностных  отношений в младшем подростковом возрасте.

Гипотеза: дети с низким статусным  положением в группе будут иметь  более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.

Предмет исследования: взаимосвязь  самооценки и социального статуса.

Объект исследования: младшие  подростки

В данной работе решались следующие  задачи:

Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

На основе анализа источников построить схему исследования межличностных  отношений и самооценки детей  младшего подросткового возраста.

Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в  младшем подростковом возрасте.

Проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика направленная на изучение самооценки качеств личности (Т. Дембо - С. Рубинштейна).

Для проведения диагностики  межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса  личности и структуры межличностных  связей в группе (Социометрия).

Исследования проводились  в ОШ № 73 г. Горловки Донецкой обл. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 4-го “б” класса, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 33 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические особенности общения

1.1 Понятие общения

Общение - один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение понимается нами как  взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью  достижения общего результата. Основным и исходным пунктом в сложившемся  понимании общения следует считать  интерпретацию его как деятельности. Применив общую концепцию деятельности, развитую А.Н. Леонтьевым (1976) для ее анализа общения как одного из видов деятельности, мы пришли к  следующим выводам.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или  объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом  деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они  становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и  себя. Представление о себе (о  некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения. [22]

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет  место тот же принцип, что уже  упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы  кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации - это способ ее передачи. [19]

Информация между людьми может передаваться с помощью  органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических  средств записи и хранения информации.

 

1.2 Основные типы, средства и виды общения

В психологии выделяют три  основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение - это  авторитарная (директивная) форма воздействия  на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним  из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается  как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной»  стороной. Особенность императивного  общения в том, что принуждение  партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Диалогическое общение является альтернативной императивному и  манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в  случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  • психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
  • доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
  • восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
  • общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
  • разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение  многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

  • Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  • Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
  • Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками