Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ УНІВЕРСИТЕТ
КУРСОВА РОБОТА
На тему: «Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками»
Виконала студентка 3 курсу ЗВ
Кафедра психології група Б
Мілашевич Яніна Миколаївна
Перевірила доц. каф. психології
Кацеро А.О.
Донецьк, 2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Введение
С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выявить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки, и, в конечном счете образа «Я».
Природа межличностных отношений
в любых общностях достаточно
сложна. В них проявляются как
сугубо индивидуальные качества личности
- её эмоциональные и волевые
Ребенок живет, растет и развивается
в переплетении различного рода связей
и отношений. В детских и подростковых
группах складываются межличностные
отношения, отражающие взаимосвязи
участников этих групп в конкретно-исторической
ситуации развития общества. Несмотря
на то, что проявления межличностных
отношений в каждой конкретной группе
имеют свою неповторимую историю, на
разных возрастных этапах действуют
общие закономерности их становления
и развития. Первая из них отражает
обусловленность природы
Цель работы: изучить особенности
взаимодействия самооценки и межличностных
отношений в младшем
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика направленная на изучение самооценки качеств личности (Т. Дембо - С. Рубинштейна).
Для проведения диагностики
межличностных отношений в
Исследования проводились в ОШ № 73 г. Горловки Донецкой обл. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 4-го “б” класса, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 33 человек.
Глава 1. Психологические особенности общения
1.1 Понятие общения
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.
Общение понимается нами как
взаимодействие участвующих в этом
процессе людей, направленное на согласование
и объединение их усилий с целью
достижения общего результата. Основным
и исходным пунктом в сложившемся
понимании общения следует
Общение, как и всякая
деятельность, предметно. Предметом, или
объектом, деятельности общения является
другой человек, партнер по совместной
деятельности. Конкретным предметом
деятельности общения служат каждый
раз те качества и свойства партнера,
которые проявляются при
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения - отвечает на
вопрос «Ради чего существо вступает
в акт общения?». Здесь имеет
место тот же принцип, что уже
упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. [19]
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
1.2 Основные типы, средства и виды общения
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение - это
авторитарная (директивная) форма воздействия
на партнера по общению. Его основной
целью является подчинение одним
из партнеров себе другого, достижение
контроля над его поведением, мыслями,
а также принуждение к
Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.
При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.
Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.
Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками