Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
3.1 Методы направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем школьном возрасте
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом
1 этап - исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.
2 этап - изучение самооценки.
3 этап - анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная Д. Морено) [3].
Социометрия - это система
некоторых приёмов, дающих возможность
выяснить количественное определение
предпочтений, безразличий или неприятий,
которые получают индивиды в процессе
межличностного общения и взаимодействия.
Данные социометрического анализа
широко используют при исследовании
самочувствия личности в группе, при
определении структуры
Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.
В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").
В обоих случаях опрашиваемого
обычно просят установить последовательность
своего выбора, следуя порядку предпочтения.
Порядок выборов имеет при
анализе характера и
Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.
Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.
Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.
В исследовании применялась методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.[24]
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности.
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.
Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты, каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.
Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения (приложение 4).
Следующий этап работы - определение
диагностических показателей
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 - “звезды”: 5 и более выборов,
2 - “предпочитаемые” - 3-4 выбора,
3 - “принебрегаемые” - 1-2 выбора,
4 - “отверженные” - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы
являются благоприятными. Исходя
из этого, мы можем знать
насколько благоприятен статус
каждого ребенка в группе. Иными
словами, насколько ребенок
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%.
3.2 Анализ полученных результатов
Для исследования межличностных отношений использовалась методика социометрии. Полученные результаты представлены в сводной таблице №1
Таблица № 1. Представленность социального статуса
ФИО |
Звезды |
Предпочитаемые |
Пренебрегаемые |
Отверженные | |
1 |
Ларичев Егор |
1 |
|||
2 |
Рывкина Полина |
1 |
|||
3 |
Дзюбенко Алиса |
1 |
|||
4 |
Кудрявцев Данила |
1 |
|||
5 |
Матякубов Саша |
1 |
|||
6 |
Калмыкова Мария |
1 |
|||
7 |
Таразевич Руслан |
1 |
|||
8 |
Кирдяпкина Карина |
1 |
|||
9 |
Ткаченко Андрей |
1 |
|||
10 |
Казначеев Илья |
1 |
|||
11 |
Резниченко Настя |
1 |
|||
12 |
Стружко Альбина |
1 |
|||
13 |
Волкова Настя |
1 |
|||
14 |
Борисенко Анна |
1 |
|||
15 |
Кутыгин Андрей |
1 |
|||
16 |
Сыроватко Валерия |
1 |
|||
17 |
Мартынюк Никита |
1 |
|||
18 |
Аносов Вячеслав |
1 |
|||
19 |
Криволап Данил |
1 |
|||
20 |
Стреанга Теодора |
1 |
|||
21 |
Торговцев Демьян |
1 |
|||
22 |
Запорожан Настя |
1 |
|||
23 |
Яровая Диана |
1 |
|||
24 |
Дахно Саша |
1 |
|||
25 |
Светличная Алена |
1 |
|||
26 |
Ровенская София |
1 |
|||
27 |
Пауков Никита |
1 |
|||
28 |
Крапчитов Саша |
1 |
|||
29 |
Коротчиков Сергей |
1 |
|||
30 |
Кудрявых Ирина |
1 |
|||
31 |
Барзилов Никита |
1 |
|||
32 |
Мякота Аня |
1 |
|||
33 |
Белик София |
1 |
|||
22 |
6 |
5 |
|||
% |
67 |
18 |
15 |
Исходя из полученных данных видно, что: в данной группе большинство звезд - 22 человека, что составляет 67%. Из таблицы так же видно, что группа предпочитаемых составляет 6 человека, что соответствует 18%, это свидетельствует, что 85% человек от общей численности группы находятся в благоприятных статусных категориях, удовлетворены в общении и признании сверстниками.
Число пренебрегаемых человек в группе соответствует 5 человекам т.е. 15%, которые находятся в неблагоприятных статусных категориях, неблагополучны в системе межличностных отношений, не удовлетворены в общении.
В экспериментальной группе 15% детей имеют неблагоприятный статус и относятся к третьей и четвертой, а 75% относятся к первой и второй статусным группам.
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе эмоциональный климат группы более чем для половины группы воспитанников благоприятный.
Вывод: Так, как УБВ в экспериментальной группе высокий и означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками, то в целом группу можно считать благополучной.
Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).
После обработки методики нам необходимо сделать таблицу сырых данных (приложение Таблица 2, 3).
Результаты проведения представленной методики в группе детей младшего подросткового возраста исходя из данных таблицы сводных данных №3 выглядят следующим образом:
№ Уровень социального статуса. Уровень самооценки
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная |
Отверженные | ||
Звезды |
15 |
5 |
0 |
0 | |
Предпочитаемые |
2 |
3 |
0 |
0 | |
Пренебрегаемые |
2 |
2 |
0 |
0 | |
Отверженные |
0 |
0 |
0 |
0 | |
19 |
10 |
||||
65% |
35% |
Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками