Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей. [10]
В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок прежде всего получает признание своего «Я», находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями.
В современной семье произошли изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка ребенка, без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным, и развитие способности у ребенка правильно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
Каким образом семья провоцирует негативные переживания ребенка? Родители сами испытывают страх, так как не уверены в завтрашнем дне. Они не могут скрывать этого, часто демонстрируют при ребенке негативные чувства и по отношению друг к другу, и вообще к людям. Особую трудность во взаимодействии с ребенком у родителей вызывает то обстоятельство, что они не знают, какими они хотели бы видеть своих детей, какие нравственные качества и нормы поведения у них воспитывать. В реальной жизни очевиден кризис прежней системы ценностей: хорошо учиться, быть прилежным учеником, честным человеком. Понимание взрослым того, что сейчас превалируют другие ценности, вызывает у него ощущение собственной несостоятельности, беспомощности в воспитании. К этому можно добавить разочарование системой образования в целом.
Можно констатировать потерю
взрослыми дистанции в общении
с ребенком - или чрезмерный контроль,
или излишнюю опеку со стороны
взрослого. Это объясняется страхом
родителей за ребенка в условиях
социальной напряженности и
Процесс взросления младшего
школьника затруднен и
Отношения с родителями,
структура семьи и
В дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а прежде всего учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развивающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.
Авторитарный стиль, подразумевающий
жесткое руководство, подавление инициативы
и принуждения, находит себе оправдание
в необходимости подчинить
Либерально-попустительский
стиль подразумевает общение
с ребенком на принципе вседозволенности.
Такой ребенок не знает иных отношений,
кроме утверждения себя через
требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы,
демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство
приводит к тому, что он не может
развиваться в социально зрелую
личность. Здесь отсутствует самое
главное, что необходимо для правильного
социального развития ребенка, - понимание
слова «надо». В подобной семье
формируется недовольный
Одним из вариантов либерально-
Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина. [17]
Перечисленные стили общения
в семье при всех различиях
имеют общее - родители неравнодушны
к своим детям. Они любят своих
детей, а стиль воспитания часто
является преемственным, передаваемым
в семье из поколения в поколение.
Лишь семья, обладающая способностью к
рефлексии на особенности ребенка,
сознательно ищет наиболее эффективный
стиль его индивидуального
Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.
Отчужденный стиль отношений
подразумевает глубокое безразличие
взрослых к личности ребенка. В такой
семье родители или «не видят»
своего ребенка, или активно избегают
общения с ним и предпочитают
держать его на расстоянии (психологическая
дистанция). Незаинтересованность родителей
развитием и внутренней жизнью ребенка
делает его одиноким, несчастным. Впоследствии
у него возникает отчужденное
отношение к людям или
Описанные стили отношений к ребенку в семье показывают, сколь тернист путь развивающейся детской личности. В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
Стиль семейных взаимоотношений, конечно, определяет стиль воспитания ребенка. Серьезная социальная проблема - агрессивные отношения в семье, когда агрессия направлена на каждого ее члена. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями, служебным статусом; отсутствие взаимной любви между супругами, их алкоголизация и наркотизация; просто бескультурье; измены. Взаимные драки, избиение матери, избиение ребенка - вот основной фон жизни агрессивной семьи. Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Уже в шесть - семь лет он провоцирует учителя, стремится довести его до крайнего состояния возмущения своим поведением, а сам в запале может кричать бранные слова, кататься по полу, нападать на своих одноклассников. В классе ребенок из агрессивной семьи не умеет найти себе место. Он отстает в развитии, не может настроить себя на ученье - ему тяжело, непонятно, неинтересно. Он уже понимает, что он «другой», что он уже отстал, и мстит за это. Это действительно социально запущенный ребенок. Ребенок из неблагополучной семьи имеет право на специальное внимание - ведь порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения. [12]
Таким образом, прикоснувшись
к возможным условиям жизни маленького
школьника в семье, мы увидели, как
невелика для ребенка вероятность
жить в идеальных условиях семьи,
где взрослые понимают особенности
его умственного и личностного
развития. Лишь нормальные, здоровые психически,
любящие родители обеспечивают ребенку
чувство защищенности, доверия и
условия для нормального
2.2 Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста
Очень важно знать, что
статус ученика в системе
В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в первых классах до 5-6 в четвертых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже - общность интересов, нравственных качеств.
Учебная, общественная деятельность
формирует коллектив, сплачивает его
общими целями, интересами. Положение
же ученика в группе, его статус
может быть разным: благоприятным
и неблагоприятным. В первом случае
школьник с желанием идет в школу,
он активен в учебной и
Если в первых классах
школы выбор партнера по общению
определялся для ребенка в
основном оценками учителя, успехами в
учении, то к 3-4 классам появляются признаки
иной мотивации межличностных
Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.
Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.
Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками