Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности взаимодействия самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности общения…………………………………6.
Понятие общения…………………………………………………………………6
Основные типы, средства и виды общения……………………………………..7
Глава 2. Особенности общения младших школьников…………………………13
Особенности общения младших школьников с педагогами и родителями…14
Особенности развития межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста………………………………………………………24
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………….32
Глава 3. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста…………………………..40
3.1 Методы, направленные на изучение межличностных отношений и самооценки в младшем подростковом возрасте…………………………………40
Анализ полученных результатов……………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 102.25 Кб (Скачать)

 

  • Внутриличностная функция общения - это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки. [11]

В жизни человека практически  нет периода, когда он находится  вне общения. Психологами выделяются основные типы общения (императивное, манипулятивное и диалогическое) и основные функции общения (прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция).

Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно  осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более  поздних этапах развития цивилизации  возникли различные виды общения. Например, опосредованное общение, связанное  с использованием специальных средств  и орудий (палка, след на земле и  т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных  средств для организации общения и обмена информацией.

В общении выделяют три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются к языку  как одному из важнейших средств  общения; интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции или  повлиять на настроение, поведение, убеждение  собеседника; перцептивная сторона  общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению  и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык - система слов, выражений  и правил их соединения в  осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная  выразительность, которая способна  придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника  могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства  общения могут быть как общепринятыми,  т.е. иметь закрепленные за  ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором  общаются собеседники, зависит  от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Исходя из средств общения  психологи выделяют следующие виды общения:

- «Контакт масок». В процессе  общения нет стремления понять  человека, не учитываются его  индивидуальные особенности, поэтому  данный вид общения принято  называть формальным. В ходе общения  используется стандартный набор  масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие  и т.п.), а также соответствующий  им набор выражений лица и  жестов. В ходе беседы часто  применяются «расхожие» фразы,  позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

- Примитивное общение.  Данный вид общения характеризуется  «нужностью», т.е. человек оценивает  другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен,  с ним активно вступают в  контакт, мешает - «отталкивают»  резкими репликами. После получения  от партнера по общению желаемого  теряют дальнейший интерес к  нему и, более того, не скрывают этого.

- Формально - ролевое общение.  При таком общении вместо понимания  личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет  множество ролей. Роль - это способ  поведения, который задается обществом,  поэтому продавцу, кассиру сберегательного  банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

- Деловое общение. В  этом виде общения учитываются  особенности личности, возраст, настроения  собеседника, но интересы дела являются более важными.

- Духовное, межличностное  общение друзей, когда можно затронуть  любую тему и не обязательно  прибегать к помощи слов, друг  поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

- Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

- Светское общение. Общение  беспредметное, люди говорят не  то, что думают, а то, что положено  говорить в подобных случаях.  Вежливость, такт, одобрение, выражение  симпатий - основа данного вида общения.

Общение - базовая категория, логический центр общей системы  психологической проблематики, однако, эта категория недостаточно разработана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности общения младших школьников

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6 -7 до 9 -10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом  и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. С поступлением ребенка в школу происходят изменения  в его взаимоотношениях с окружающими  людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается  время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Потребность детей в признании  и поддержке подчеркивается многими исследователями.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей  в признании и поддержке - это  их стремление к общению, потому что  только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать  стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой  деятельности ребенка - познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя. Характерной  особенностью описываемого рода общения  следует признать его сосредоточенность  на личности людей - на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает  как носитель правил нравственного  поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. В отличие  от познавательных и деловых мотивов  общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы. [15]

 

2.1 Особенности  общения младших школьников с  педагогами и родителями

С поступлением в школу  у ребенка изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные  с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В  первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к  нему больший интерес, чем к своим  сверстникам, так как авторитет  учителя является для них очень высоким.

Преподаватель в зависимости  от целей обучения должен планировать  социально-статусные отношения и  одновременно быть организатором учебного процесса, гибко реагировать на любое  взаимодействие, обеспечивать взаимопонимание  и эмоционально-нравственное развитие, чтобы дать обучающимся радость  познания, веру в свои возможности. Влияние личности педагога на обучающихся  нельзя заменить ни учебниками, ни телевидением. Успех его деятельности зависит  от многих факторов, так как любая  учебная ситуация создает свои собственные  проблемы и оттенки взаимоотношений. Взаимоотношения, которые возникают  в учебной ситуации, оказывают  на младшего школьника огромное влияние: формируют его личность, стимулируют  продуктивную деятельность, способствуют эмоционально-нравственному развитию. Отсюда следует вывод: прежде чем  организовать определенные отношения, преподаватель должен продумать  и разработать взаимовыгодные варианты общения, т.е. коммуникативная деятельность должна соответствовать новой дидактической модели и выступать в качестве системообразующего фактора. [18]

Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок  тянется к учителю, в котором  видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего справедливого, доброго, внимательного  человека. С другой - он чувствует  и даже понимает, что учитель - это  человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую  атмосферу жизни и деятельности коллектива. Поэтому одна часть детей  видят в своем учителе прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) - именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое определяется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду.

Слияние этих двух учительских  ипостасей в единый образ рано или поздно происходит в сознании младших школьников, но у каждого  ребенка по-своему, с преобладанием  той или иной стороны. Исследования показали, что доминирование официального статуса учителя над человеческим характерно для представлений детей  с отклонениями в поведении. Такие  отклонения можно рассматривать  как своеобразную реакцию на неудачи  ребенка в учебе и других видах  деятельности. Этот момент очень важно  учитывать учителям начальных классов, не допускать, чтобы дети боялись  их, не подавлять их своим авторитетом. [4]

Учитель выступает по отношению  к ребенку как значимый другой. Эта роль наделяет учителя большим  влиянием на школьника, на развитие его  личности, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Хотя следует признать тот факт, что  на практике всю полноту ответственности  за позитивные и негативные изменения  в личности ребенка нельзя возлагать  только на учителя, так как развитие ребенка подвержено различным внешним  воздействиям, которые учитель не в состоянии контролировать. [21]

Ребенок младшего школьного  возраста находится в большой  эмоциональной зависимости от учителя. Младший школьник хочет, чтобы его  любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились одноклассники. Он начинает стремиться к выполнению правил, потому что  это его обязанность, дающая ему  возможность пользоваться правом на тишину во время урока. Так называемый эмоциональный голод - потребность  в положительных эмоциях значимого  взрослого, а учитель именно такой  взрослый, - во многом определяет поведение  ребенка. Стиль общения учителя  с детьми определяет их поведение  в классе во время урока, в игровой  комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

Очень важной для ребенка  младшего школьного возраста является роль педагога. Вот что говорит  об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов в книге  «Психология взаимопонимания»: «В педагогическом общении улыбка является непременным  атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении  своих действий молчаливой улыбкой  старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения  потребность детей младшего школьного  и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент  невербального общения увеличивает  и без того большую возрастную дистанцию между ними».

Различные формы обращения  взрослых с ребенком и характер тех  оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается  убеждение, что он очень умен, в  других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей  под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у  них критериев оценки других людей. [25]

Таким образом, можно сделать  вывод, что учитель имеет большое  влияние на школьника, на развитие его  личности, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Одобрение и неодобрение  со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Психиатры и медицинские психологи  утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие  возможности для развития своей  активности, самостоятельности. В такой  семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость  и т.п., он может и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Этим и создается чувство «полной  защищенности» в семье, о котором писал А.С. Макаренко.

Противоположная картина  нередко наблюдается там, где  ребенок не получал необходимого тепла, заботливости, чувствовал пренебрежение  к себе. Белорусский психолог Г.М. Красневская изучала неуверенных в себе учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнаружились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ребят в школу. Родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию неуверенности ребенка в своих силах.

Информация о работе Особливості спілкування школярів 9-10 років з однолітками