Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью  указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Изучены и описаны на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Доказана гипотеза о том, что  у детей младшего школьного возраста лучше сформированы специфические особенности воображения и творческих способностей по сравнению с детьми дошкольного возраста и проведен анализ полученных результатов исследования. Были сделаны следующие выводы об особенностях развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста. Во-первых, дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Во-вторых, дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. В-третьих, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности. В-четвертых, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Библиографический сПИСОК

 

1. Брушлинский, А. В. Воображение  и творчество / А. В. Брушлинский. – М.: издательство «Правда», 1969. – 248 с.

2. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М.: издательство «Вече», 1977. – 350 с.

3. Бурлачук, Л. Ф. Справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – К.: издательство «Киев», 1989. – 245 с.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.2 / Л. С. Выготский. – М.: издательство «Владос», 1982. – 232 с.

5. Веккер, Л. М. Психические процессы. – Т.1 / Л. М. Веккер. – Л.: издательство «Домино», 1974. – 301 с.

6. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: издательство «Мир книги», 1996. – 286 с.

7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: издательство «Эксмо», 2003. – 315 с.

8. Гречко, С. А. Развитие воображения младшего школьника / С. А. Гречко. – М.: издательство «Юнити», 1999. – 198 с.

9. Галин, А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А. Л. Галин. – Н.: издательство «Республика», 1989. – 227 с.

10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение  в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: издательство «Оникс», 1999. – 403 с.

11. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: издательство «Владос», 1992. – 400 с.

12. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. – М.: издательство «Правда», 1973. – 391 с.

13. Дружинин, В. Н. Психология  общих способностей / В. Н. Дружинин. – М.: издательство «Эксмо»,2007. – 210 с.

14. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я.Дудецкий. – М.: издательство «Мир книги», 1974. - 318 с.

15. Дьяченко, О. М. Развитие воображения / О. М. Дьяченко. – М.: издательство «Астрель», 1996. – 274 с.

16. Завалишина, Д. Н. Психологическая структура способностей / Д. Н. Завалишина. – М.: издательство «Правда», 1991. – 199 с.

17. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В.Запорожец, Д. Б. Эльконин. – М.: издательство «Вече», 1964. – 326 с.

18. Козубовский, В. М. Общая  психология / В. М. Козубовский. – М.: издательство «Оникс», 1995. – 618 с.

19. Коршунова, Л. С. Воображение  и рациональность / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М.: издательство «Мир книги», 1989. – 331 с.

20.  Коршунова, Л. С. Воображение  и его роль в познании  / Л. С. Коршунова. – М.: издательство «Юнити», 1979. – 340 с.

21. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка / В. Т. Кудрявцев // Природа и развитие воображения. – 2001. - №5(30). – С. 47-50

22.  Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. – М.: издательство «Эксмо», 2002. – 320 с.

23.  Карандашев, Ю. Н. Развитие  представлений у детей / Ю. Н. Карандашев. – Минск: издательство «СИНТЕГ», 1987. – 257 с.

24.  Лазарева, С. Ю. Развитие  творческих способностей ребенка  младшего школьного возраста  / С. Ю. Лазарева. – М.: издательство «Дрофа», 2003. – 311 с.

25. Марр, Д. Зрение. Инфомационный  подход к изучению представления  и обработки зрительных образов  / Д. Марр. – М.: издательство «Оникс», 1987. – 382 с.

26. Маклаков, А. Г. Общая психология  / А. Г. Маклаков. – М.: издательство «Владос», 2005. – 453 с.

27. Миронов, Н. П. Способность  и одаренность в младшем школьном  возрасте / Н. П. Миронов. – М.: издательство «Эксмо», 2004. – 265 с.

28. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: издательство «Астрель», 2007. – 525 с.

29. Натадзе, Р. Г. Воображение  как фактор поведения. Экспериментальное  исследование / Р. Г. Натадзе. – М.: издательство «Правда», 1987. – 349 с.

30. Немов, Р. С. Психология  / Р. С. Немов. – М.: издательство «Владос»,2008. – 687 с.

31. Найссер, У. Познание и реальность / У. Найссер. – М.: издательство «Вече», 1981. – 288 с.

32. Никифорова, О. И. Исследование  по психологии художественного  творчества / О. И. Никифорова. – М.: издательство «Мир книги», 1972. – 184 с.

33. Общая психология / под общ. ред. Е. И. Рогова. – М.: издательство «ИНФРА-М», 2001. – 323 с.

34. Общая психология / под общ. ред. Л. А. Вайнштейна. – М.: издательство «Оникс», 1986. – 269 с.

35. Обухова, Л. Ф. Детская психология  / Л. Ф. Обухова. – М.: издательство «Юнити», 1996. – 366 с.

36. Пакша, Л. М. Развитие творческого воображения детей / Л. М. Пакша // Занятия изобразительной деятельностью. – 2003. - №12(46). – С. 40-44

37. Полуянов, Ю. А. Воображение  и способности / Ю. А. Полуянов. – М.: издательство «Знание», 2003. – 340 с.

38. Психология. Курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова. – М.: издательство «Правда», 2002. – 272 с.

39. Познавательные процессы и  способности в обучении / под общ. ред. В. Д. Шадрикова. – М.: издательство «Вече», 1990. – 305 с.

40. Психология / под общ. ред. А. А. Крылова. – М.: издательство «Владос», 1999. – 510 с.

41. Развитие творческой активности  школьника / под общ. ред. А. М. Матюшкина. – М.: издательство «Оникс», 1991. – 215 с.

42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей  психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: издательство «Вече», 2000. – 543 с.

43. Розет, И. М. Психология фантазии / И. М. Розет. – М.: издательство «Эксмо», 1977. – 359 с.

44. Столяренко, А. М. Психология  и педагогика / А. М. Столяренко. – М.: издательство «Юнити», 2004. – 420 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 (А)

 

                                                                                                Таблица 1.

Результаты диагностики  детей группы №1 по методике №1 «Неполные  фигуры» (младшие школьники):

 

Школьники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат

Треугольник

Круг

1

3

3

2

3

2

4

3

4

4

3

2

3

3

3

4

3

4

4

4

5

4

4

3

4

6

4

5

5

5

7

2

3

3

3

8

3

3

3

3

9

4

3

4

4

10

3

3

2

3

11

4

3

4

4

12

3

3

2

3

13

4

5

5

5

14

5

4

5

5

15

5

4

5

5


 

 

 

 

                                    

Приложение № 1 (Б)

 

                                                                                                   Таблица 2.

Результаты диагностики  детей группы №2 по методике №1 «Неполные  фигуры» (старшие дошкольники):

 

Дошкольники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат

Треугольник

Круг

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

3

1

1

2

1

4

2

3

3

3

5

2

2

2

2

6

2

2

2

2

7

1

1

1

1

8

2

1

2

2

9

3

2

3

3

10

1

2

1

1

11

3

2

3

3

12

2

2

2

2

13

2

2

2

2

14

3

2

3

3

15

3

2

3

3


 

Приложение №1 (В)

 

                                                                                                     Таблица 3.

  Результаты диагностики детей группы №1 по методике №2 «Нарисуй слово» (младшие школьники):

 

№№ стимул.

мат-ла Дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итог

1

А

3

А

А

А

А

3

К

А

А

А

А

2

К

к

к

К

3

3

К

А

К

А

К

К

3

3

3

А

3

3

А

3

3

К

3

3

3

4

с

с

м

А

С

С

с

3

С

С

С

С

5

3

3

3

А

А

3

3

3

к

3

К

3

6

с

с

м

А

С

С

с

3

с

с

С

с

7

к

к

к

3

К

А

А

к

к

3

К

к

8

с

с

м

А

С

С

С

3

с

с

с

с

9

с

с

м

А

С

К

с

3

с

с

с

с

10

м

к

к

М

М

м

А

м

м

м

м

м

11

м

м

с

3

А

м

М

м

с

м

А

м

12

м

к

к

м

М

м

А

м

м

м

М

м

13

А

3

к

А

А

А

А

А

к

3

А

А

14

м

к

к

С

М

М

М

м

А

м

М

М

15

м

к

к

м

М

м

А

м

м

м

М

м

Информация о работе Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста