Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Творческие способности
Изучены и описаны на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Доказана гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста лучше сформированы специфические особенности воображения и творческих способностей по сравнению с детьми дошкольного возраста и проведен анализ полученных результатов исследования. Были сделаны следующие выводы об особенностях развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста. Во-первых, дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Во-вторых, дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. В-третьих, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности. В-четвертых, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.
1. Брушлинский, А. В.
2. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М.: издательство «Вече», 1977. – 350 с.
3. Бурлачук, Л. Ф. Справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – К.: издательство «Киев», 1989. – 245 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.2 / Л. С. Выготский. – М.: издательство «Владос», 1982. – 232 с.
5. Веккер, Л. М. Психические процессы. – Т.1 / Л. М. Веккер. – Л.: издательство «Домино», 1974. – 301 с.
6. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: издательство «Мир книги», 1996. – 286 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: издательство «Эксмо», 2003. – 315 с.
8. Гречко, С. А. Развитие воображения младшего школьника / С. А. Гречко. – М.: издательство «Юнити», 1999. – 198 с.
9. Галин, А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А. Л. Галин. – Н.: издательство «Республика», 1989. – 227 с.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: издательство «Оникс», 1999. – 403 с.
11. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: издательство «Владос», 1992. – 400 с.
12. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. – М.: издательство «Правда», 1973. – 391 с.
13. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – М.: издательство «Эксмо»,2007. – 210 с.
14. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я.Дудецкий. – М.: издательство «Мир книги», 1974. - 318 с.
15. Дьяченко, О. М. Развитие воображения / О. М. Дьяченко. – М.: издательство «Астрель», 1996. – 274 с.
16. Завалишина, Д. Н. Психологическая структура способностей / Д. Н. Завалишина. – М.: издательство «Правда», 1991. – 199 с.
17. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В.Запорожец, Д. Б. Эльконин. – М.: издательство «Вече», 1964. – 326 с.
18. Козубовский, В. М. Общая психология / В. М. Козубовский. – М.: издательство «Оникс», 1995. – 618 с.
19. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. – М.: издательство «Мир книги», 1989. – 331 с.
20. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.: издательство «Юнити», 1979. – 340 с.
21. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка / В. Т. Кудрявцев // Природа и развитие воображения. – 2001. - №5(30). – С. 47-50
22. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. – М.: издательство «Эксмо», 2002. – 320 с.
23. Карандашев, Ю. Н. Развитие представлений у детей / Ю. Н. Карандашев. – Минск: издательство «СИНТЕГ», 1987. – 257 с.
24. Лазарева, С. Ю. Развитие
творческих способностей
25. Марр, Д. Зрение. Инфомационный
подход к изучению
26. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – М.: издательство «Владос», 2005. – 453 с.
27. Миронов, Н. П. Способность
и одаренность в младшем
28. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: издательство «Астрель», 2007. – 525 с.
29. Натадзе, Р. Г. Воображение
как фактор поведения.
30. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М.: издательство «Владос»,2008. – 687 с.
31. Найссер, У. Познание и реальность / У. Найссер. – М.: издательство «Вече», 1981. – 288 с.
32. Никифорова, О. И. Исследование по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. – М.: издательство «Мир книги», 1972. – 184 с.
33. Общая психология / под общ. ред. Е. И. Рогова. – М.: издательство «ИНФРА-М», 2001. – 323 с.
34. Общая психология / под общ. ред. Л. А. Вайнштейна. – М.: издательство «Оникс», 1986. – 269 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская
36. Пакша, Л. М. Развитие творческого воображения детей / Л. М. Пакша // Занятия изобразительной деятельностью. – 2003. - №12(46). – С. 40-44
37. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. – М.: издательство «Знание», 2003. – 340 с.
38. Психология. Курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. И. А. Фурманова. – М.: издательство «Правда», 2002. – 272 с.
39. Познавательные процессы и способности в обучении / под общ. ред. В. Д. Шадрикова. – М.: издательство «Вече», 1990. – 305 с.
40. Психология / под общ. ред. А. А. Крылова. – М.: издательство «Владос», 1999. – 510 с.
41. Развитие творческой
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: издательство «Вече», 2000. – 543 с.
43. Розет, И. М. Психология
44. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. – М.: издательство «Юнити», 2004. – 420 с.
Результаты диагностики детей группы №1 по методике №1 «Неполные фигуры» (младшие школьники):
Школьники |
Фигуры |
Итоговый уровень развития | ||
Квадрат |
Треугольник |
Круг | ||
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
2 |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
4 |
3 |
4 |
4 |
10 |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
4 |
3 |
4 |
4 |
12 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
4 |
5 |
5 |
5 |
14 |
5 |
4 |
5 |
5 |
15 |
5 |
4 |
5 |
5 |
Результаты диагностики детей группы №2 по методике №1 «Неполные фигуры» (старшие дошкольники):
Дошкольники |
Фигуры |
Итоговый уровень развития | ||
Квадрат |
Треугольник |
Круг | ||
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
3 |
2 |
3 |
3 |
10 |
1 |
2 |
1 |
1 |
11 |
3 |
2 |
3 |
3 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
3 |
2 |
3 |
3 |
15 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Результаты диагностики детей группы №1 по методике №2 «Нарисуй слово» (младшие школьники):
№№ стимул. мат-ла Дети |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итог |
1 |
А |
3 |
А |
А |
А |
А |
3 |
К |
А |
А |
А |
А |
2 |
К |
к |
к |
К |
3 |
3 |
К |
А |
К |
А |
К |
К |
3 |
3 |
3 |
А |
3 |
3 |
А |
3 |
3 |
К |
3 |
3 |
3 |
4 |
с |
с |
м |
А |
С |
С |
с |
3 |
С |
С |
С |
С |
5 |
3 |
3 |
3 |
А |
А |
3 |
3 |
3 |
к |
3 |
К |
3 |
6 |
с |
с |
м |
А |
С |
С |
с |
3 |
с |
с |
С |
с |
7 |
к |
к |
к |
3 |
К |
А |
А |
к |
к |
3 |
К |
к |
8 |
с |
с |
м |
А |
С |
С |
С |
3 |
с |
с |
с |
с |
9 |
с |
с |
м |
А |
С |
К |
с |
3 |
с |
с |
с |
с |
10 |
м |
к |
к |
М |
М |
м |
А |
м |
м |
м |
м |
м |
11 |
м |
м |
с |
3 |
А |
м |
М |
м |
с |
м |
А |
м |
12 |
м |
к |
к |
м |
М |
м |
А |
м |
м |
м |
М |
м |
13 |
А |
3 |
к |
А |
А |
А |
А |
А |
к |
3 |
А |
А |
14 |
м |
к |
к |
С |
М |
М |
М |
м |
А |
м |
М |
М |
15 |
м |
к |
к |
м |
М |
м |
А |
м |
м |
м |
М |
м |