Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                    

Введение

 

Актуальность исследования. Реалии, влияющие на становление личности субъекта на данном этапе исторического развития, обусловлены следующим: современный уровень цивилизации, характеризующийся многофункциональными информационными системами, требует от субъекта способности к активной жизнедеятельности, абстракно-логическому мышлению и воображению; утверждение приоритета творчества в общественном сознании потребовало определенных изменений в подходе к развитию творческой стороны личности, в том числе воображения. Активное развитие информационных технологий и порожденная ими виртуальная реальность содержат опасность дальнейшей рационализации сознания и практики. Сегодня социологи, психологи и педагоги-практики констатируют эффект вовлечения неподготовленного пользователя в иллюзорный (воображаемый) мир компьютерных игр, в неструктурированный поток информации, что ведет к утрате эмоциональности, способности адекватно воспринимать мир и действовать в нем. В связи с этим изучение природы воображения, понимание его специфики, его возможностей и функций послужит прояснению феноменов сознания, грамотной организации его деятельности в процедурах пользования современными информационными технологиями. [2, с.14]

В современных социокультурных условиях, при процессе непрерывного реформирования всех общественных институтов, умения творчески решать поставленные задачи, проектировать ожидаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, намного эффективнее организовать свою деятельность при решении задач, которые поставило перед ним общество. Именно творческий подход к делу воспитывает активную жизненную позицию личности. [45, c.53]

Предпосылки к дальнейшему творческому  развитию личности закладываются ещё  в детстве. Именно поэтому к ранним этапам становления личности ребёнка, особенно к начальному школьному  этапу, который во многом определяет дальнейшее развитие личности, предъявляют всё возрастающие требования. Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, 1986, 1987, 1988; В.Т. Кудрявцева, 1990, 2001; Р. Г. Натадзе, 1990, 1993, 1996) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников. [10, c.69]

Большой вклад в разработку проблем  творчества и воображения внесли такие психологи, как  С. Ю Лазарева, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Р. С.Немов, В. Д. Шадриков, О. И. Никифорова, Н. П. Миронов, и многие другие.

Объект исследования - воображение и творческие способности личности.

Предмет исследования - особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей младшего школьного возраста лучше сформированы специфические особенности воображения и творческих способностей по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ  научной и специальной психологической  литературы по теме исследования.

2. Уточнить определения понятий  воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.

3. Изучить и описать на основе  психолого-педагогической литературы  особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

5. Провести анализ полученных  результатов исследования и сделать  вывод.

Теоретико-методологическая основа исследования: роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребёнка показали исследования отечественных учёных Р. Г. Натадзе, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцева. Большой вклад в разработку проблем творчества и воображения внесли такие психологи, как С. Ю. Лазарева. В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, В. Д. Шадринов, О. И. Никифорова, Н. П. Миронов.

Методы исследования: теоретические методы: анализ научной и специальной психологической литературы; эмпирические методы: сравнение особенностей воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста и детей дошкольного возраста; психодиагностические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества).

Методики исследования:

1. Методика исследования особенностей  воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры»;

2. Пиктограмма «Нарисуй слово»;

3. Методика «Вербальная фантазия».

Эмпирическая база исследования: школа №34 г. Старый Оскол (м-н. Королёва,16), учащиеся 3-го класса в количестве 15-ти чел.; ДОУ №71 г. Старый Оскол (м-н. Солнечный, 22), воспитанники старшей группы в количестве 15-ти чел.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и расширении знаний в области развития психических процессов и в области возрастной психологии.

Структура исследования:  курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Содержит 6 таблиц.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА І. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

1.1. Понятие воображения  и творческих способностей

 

Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют сотни различных стимулов, многие из которых надолго остаются  в памяти человека. Одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование этого феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её. [5, c.216]

Следует отметить, что воздействие  животного на внешнюю среду и  изменение внешней среды человеком  имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Любой труд предполагает выработку плана, и лишь потом – его воплощение на практике. [26, с.283]

Таким образом, рассматривая процесс  создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся ещё с одним феноменом психики человека. Суть этого феномена состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения. [6, с.284]

Определение воображения и выявление  специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я.Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения, как способности к созданию новых образов, фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями, и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке. [1, с.64]

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых  представлений. [3, с. 284]

Воображение также можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком её представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности. [30, с.116]

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. [42, с.295]

Существует предположение, что  воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением. [15, с.67]

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. [11, с.260]

В.М. Козубовский пишет, что воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

1)      образ конечного результата реальной предметной деятельности;

2) картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

3)    образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем. [18, с.197]

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Но затем, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, то есть в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности. [19, с.284]

Воображение, являясь познавательным процессом, строится на основе аналитико-синтетической деятельности мозга. На основании анализа выделяются отдельные части, признаки предметов и явлений, происходит их разделение на части. Синтез объединяет выделенные части в новые, ранее не существовавшие комбинации и конструкции, в результате чего появляется новый образ или система образов. [33, с.493]

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с  необходимостью имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает  двояко: первично - в своем независимом  существовании, как подчиняющий  себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. [16, с.84].

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность. [24, с.37]

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности и символичности, характеризующих воображение. [25, с.40]

Деятельность человека самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление  желаемого может вызвать у  человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. [3, c.101]

Считается, что физиологической  основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка  и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.  Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система. [31, c.260]

Информация о работе Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста