Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Однако, фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему  познанию окружающего мира, самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [37, с.89].

При развитии у ребенка способности  управлять своей умственной деятельностью  воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

 

ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы  исследования

 

Для более точного определения  уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать  и оценивать каждое выполненное  самостоятельно творческое задание. Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке. [22, c.78]

С.А. Гречко рекомендует следующую  методику исследования воображения  и творческих способностей: методика «Вербальная фантазия» (речевое  воображение). Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность  образов воображения;

3) богатство фантазии;

4)глубина и проработанность  (детализированность) образов;    

5) впечатлительность, эмоциональность  образов.

По каждому из этих признаков  рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. Ноль баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически  отсутствует. Один балл рассказ получает в том случае, если данный признак  имеется, но выражен сравнительно слабо. Два балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

1. Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же ребенок сам придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

2. Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

3. Богатство фантазии ребенка проявляется в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

4. Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе. Ноль баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично. Один балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная. Два балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

5. Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя. Ноль баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего. Один балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает. Два балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число  баллов, которое ребенок может получить в этой методике за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0. [8, с.90]

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью  шкалы «Фантазия-2», разработанной  Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей, и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С.Гафитулиным, Т.А. Сидорчук). Шкала «Фантазия-2» представляет собой частный случай метода экспертных оценок. Метод этот не защищен от субъективности. Влияние субъективности можно в какой-то мере уменьшить, если оценку поручить группе экспертов. Вместе с тем субъективность в определенной мере закономерна и допустима, поскольку речь идет об оценке произведений искусства или их компонентов. Здесь нельзя игнорировать индивидуальное воздействие; в сущности, субъективная оценка тоже ведется по какой-то шкале, учитывающей тонкие и пока не выявленные закономерности. Поэтому шкала «Фантазия-2» включает четыре «объективизированных» показателя и один чисто субъективный: новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность, субъективная оценка. Каждый показатель может быть на одном из четырёх уровней от 1 до 4 (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично). Произведение уровней по пяти показателям дает баллы – от этого зависит класс идеи.

1.  Новизна (оценивается по 3-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)).  

2. При оценке убедительности идеи следует учитывать, что идеи 3-го и 4-го уровней должны иметь хотя бы некоторую новизну. Если новизна 1 уровня, то убедительность не может быть отнесена к уровню выше 2 (иначе высоко оценивались бы чужие достоверные идеи).

3. Сила идеи зависит не только от новизны и убедительности, но и от человековедческой ценности, то есть от того, в какой мере идея позволяет раскрыть (исследовать, изобразить) особенности человека и общества.

4. Художественная ценность зависит от конкретного воплощения идеи именно в данном произведении; одна и та же идея может быть воплощена в разных произведениях с различной художественной силой. При определении художественной ценности следует принимать во внимание степень совершенства композиции произведения, наличие (или отсутствие) стиля произведения, язык, словом, художественную технику.

5. Произведение есть отражение мира, преломленное личностью автора, поэтому одна из важнейших художественных характеристик – проявление личности автора в произведении, то есть субъективная оценка. [24, с.129]

Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности  развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей  возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие  младшие школьники - учащиеся 3-го класса средней общеобразовательной школы  №34 г. Старый Оскол, расположенной по адресу м-н. Королёва, 16. Дети младшего школьного возраста в количестве 15-ти чел. составили группу №1.

Группу №2 составила выборка детей старшего дошкольного возраста из 15-ти чел. - воспитанники ДОУ №71 г. Старый Оскол, расположенного по адресу м-н. Солнечный, 22.

В исследовании были задействованы следующие методы: эксперимент, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности детей.

В исследовании были задействованы  следующие методики:

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры».

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и  предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может  производиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами, в любом удобном для ребенка повороте листа, изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе  не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков. Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта», позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей  каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

Одной из характеристик творческого  воображения является гибкость использования  идей, в результате все детские  работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся:

1) типичные рисунки, когда одна  и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, велосипеда);

2) рисунки, в которых разные  эталоны превращаются в один  и тот же элемент изображения  (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в  которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

Всю совокупность детских рисунков можно распределить по 6 качественным уровням

1 уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

2 уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Информация о работе Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста