Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

3 уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды. На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

4 уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5 уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

6 уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.

  Методика №2. Пиктограмма «Нарисуй слово».

Методика предназначена для  изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов  воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.

Материал: несколько листов бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: нарисуйте картинку к  каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете  это слово и так, чтобы все  поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета.

Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.

Время тестирования не ограничивается.

Все изображения классифицируются на пять основных видов:

абстрактные (А) - не оформленные в  образ линии;

знаково-символические (3) - знаки и  символы;

конкретные (К) - конкретные предметы;

сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи  объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

метафорические (М) изображения в  виде метафор, художественного вымысла.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется  буквенное обозначение. Наиболее часто  употребляемый вид свидетельствует  о характере мыслительной деятельности:

А и 3 - тип «мыслителя» - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;

С и М - креативы «художественного» типа;

 К - конкретно-действенное практическое  мышление.

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры».

Данные диагностики младших  школьников по первой методике приведены в таблице №1 Приложения (А), данные диагностики старших дошкольников, составивших группу №2, по первой методике приведены в таблице №2 Приложения (Б).

Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по первой методике. Сопоставим процентное распределение  детей двух групп по уровням развития воображения по результатам первой методики.

Процентное распределение детей группы №1 и группы №2по уровням развития воображения по результатам первой методики:

                                                                                                 Таблица 1

Определение уровней  развития воображения, %

Показатели

 Уровни развития  воображения

1

2

3

4

5

6

Группа №1 (младшие школьники)

Кол-во чел.

0 чел.

0 чел.

6 чел.

5 чел.

4 чел.

0 чел. 

%

0%

0%

40%

33,3%

26,7%

0%

Группа №2 (старшие дошкольники)

Кол-во чел.

3 чел.

7 чел.

5 чел.

0 чел.

0 чел.

0 чел.

%

20%

46,7 %

33,3%

0%

0%

0%




 

Итак, по данной методике старшие дошкольники  продемонстрировали невысокий уровень  развития воображения. К высоким  четвертому, пятому и шестому уровням  не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки. Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко второму уровню развития воображения. Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Треть детей группы №2 (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды; наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

И, наконец, 20% детей старшего дошкольного  возраста были отнесены к самому низкому  уровню развития воображения. Данным работам  свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

Далее обратимся к результатам по группе №1 - группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким первому и второму уровням не был отнесен ни один младший школьник. К третьему уровню отнесены шесть человек или 40% детей. Пять детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к четвертому уровню развития творческого воображения. В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда; дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Наконец, к пятому уровню развития творческого воображения отнесены четыре ребенка младшего школьного возраста (26,7%). Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

Методика №2. Пиктограмма «Нарисуй слово».

Данные диагностики младших  школьников по второй методике приведены  в таблице №3 Приложения (В), данные диагностики старших дошкольников, составивших группу №2, по второй методике приведены в таблице №4 Приложения (Г).

Распределение детей двух групп  по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:

                                                                                             Таблица 2

Определение характера  мыслительной деятельности, %

 

Показатели

Тип «мыслителя»

Креативы «художественного» типа

конкретно-действ. практич.

мышление

А

З

С

М

К

Группа № 1 (младшие школьники)

Кол-во чел.

2 чел. 

2 чел.

4 чел.

5 чел.

2 чел.

%

13,3%

13,3%

26,7%

33,3%

13,3%

Группа №2 (старшие дошкольники)

Кол-во чел.

2 чел. 

4 чел.

2 чел.

3 чел.

4 чел.

%

13,3%

26,7%

13,3%

20%

26,7%


 

По результатам проведения второй методики с детьми группы №2 (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные пятью детьми, это так называемые креативы «художественного» типа (условные обозначения в таблице – «С» и «М»). Шесть детей контрольной группы отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице – «А» и «3»). Четверо детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице – «К»).

По результатам проведения второй методики с детьми группы №1 (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы девяти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников. Так, четыре младших школьника по результатам второй методики отнесены к креативам «художественного» типа («С»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности). Пять младших школьников по результатам второй методики отнесены к креативам «художественного» типа («М»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла). Четыре младших школьника отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице – «А» и «3»). Два младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице – «К»).

Выводы по результатам исследования.

Итак, особенности воображения  и творческих способностей детей  младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

1) дети младшего школьного возраста  достигают четвертого уровня  развития воображения: в продуктах  творческой деятельности младших  школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;

2) дети младшего школьного возраста  достигают пятого уровня развития  воображения: в продуктах творческой  деятельности младших школьников  уже характерно многократное  использование заданной фигуры  при построении единой смысловой  композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

3)  у младших школьников получает  развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

4) у младших школьников получает  развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                              

 

В процессе исследования был проведен анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования, были уточнены и охарактеризованы понятия воображение и творческие способности. В результате выяснилось, что воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Информация о работе Особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста