Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования.
2. Уточнить определения понятий воображения и творческих способностей и дать общую характеристику этим понятиям.
3. Изучить и описать на основе психолого-педагогической литературы особенности развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
3 уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды. На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
4 уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
5 уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
6 уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
Методика №2. Пиктограмма «Нарисуй слово».
Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.
Материал: несколько листов бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета.
Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.
Время тестирования не ограничивается.
Все изображения классифицируются на пять основных видов:
абстрактные (А) - не оформленные в образ линии;
знаково-символические (3) - знаки и символы;
конкретные (К) - конкретные предметы;
сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.
При обработке результатов
А и 3 - тип «мыслителя» - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;
С и М - креативы «художественного» типа;
К - конкретно-действенное
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры».
Данные диагностики младших школьников по первой методике приведены в таблице №1 Приложения (А), данные диагностики старших дошкольников, составивших группу №2, по первой методике приведены в таблице №2 Приложения (Б).
Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по первой методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам первой методики.
Процентное распределение детей группы №1 и группы №2по уровням развития воображения по результатам первой методики:
Определение уровней развития воображения, %
Показатели |
Уровни развития воображения | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Группа №1 (младшие школьники) | ||||||
Кол-во чел. |
0 чел. |
0 чел. |
6 чел. |
5 чел. |
4 чел. |
0 чел. |
% |
0% |
0% |
40% |
33,3% |
26,7% |
0% |
Группа №2 (старшие дошкольники) | ||||||
Кол-во чел. |
3 чел. |
7 чел. |
5 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
% |
20% |
46,7 % |
33,3% |
0% |
0% |
0% |
Итак, по данной методике старшие дошкольники продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким четвертому, пятому и шестому уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки. Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко второму уровню развития воображения. Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
Треть детей группы №2 (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды; наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
И, наконец, 20% детей старшего дошкольного возраста были отнесены к самому низкому уровню развития воображения. Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
Далее обратимся к результатам по группе №1 - группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким первому и второму уровням не был отнесен ни один младший школьник. К третьему уровню отнесены шесть человек или 40% детей. Пять детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к четвертому уровню развития творческого воображения. В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда; дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Наконец, к пятому уровню развития творческого воображения отнесены четыре ребенка младшего школьного возраста (26,7%). Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
Методика №2. Пиктограмма «Нарисуй слово».
Данные диагностики младших школьников по второй методике приведены в таблице №3 Приложения (В), данные диагностики старших дошкольников, составивших группу №2, по второй методике приведены в таблице №4 Приложения (Г).
Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:
Определение характера мыслительной деятельности, %
Показатели |
Тип «мыслителя» |
Креативы «художественного» типа |
конкретно-действ. практич. мышление | ||
А |
З |
С |
М |
К | |
Группа № 1 (младшие школьники) | |||||
Кол-во чел. |
2 чел. |
2 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
2 чел. |
% |
13,3% |
13,3% |
26,7% |
33,3% |
13,3% |
Группа №2 (старшие дошкольники) | |||||
Кол-во чел. |
2 чел. |
4 чел. |
2 чел. |
3 чел. |
4 чел. |
% |
13,3% |
26,7% |
13,3% |
20% |
26,7% |
По результатам проведения второй методики с детьми группы №2 (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные пятью детьми, это так называемые креативы «художественного» типа (условные обозначения в таблице – «С» и «М»). Шесть детей контрольной группы отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице – «А» и «3»). Четверо детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице – «К»).
По результатам проведения второй методики с детьми группы №1 (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы девяти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников. Так, четыре младших школьника по результатам второй методики отнесены к креативам «художественного» типа («С»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности). Пять младших школьников по результатам второй методики отнесены к креативам «художественного» типа («М»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла). Четыре младших школьника отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице – «А» и «3»). Два младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице – «К»).
Выводы по результатам исследования.
Итак, особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:
1) дети младшего школьного
2) дети младшего школьного
3) у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
4) у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.
В процессе исследования был проведен анализ научной и специальной психологической литературы по теме исследования, были уточнены и охарактеризованы понятия воображение и творческие способности. В результате выяснилось, что воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.