Особенности волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать методы и методики для определения особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы юношей и девушек в юношеском возраста.
Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы детей юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…..4-6
Глава I Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологические подходы к характеристике волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов…….………………………..……7-14
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ……………..15-19
1.3.Особенности волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте ……………………………………………………...20-24
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
2.1. Основные этапы опытно-экспериментального исследования
особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы в юношеском возрасте ……………………………………………..25-26
2.2. Методы и методики опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте……………………………………………………….27-29
2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования на
констатирующем этапе исследования………………………………………30-37
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.09 Кб (Скачать)
 

     У учащихся исследуемой группы выявлено:

     – высокий уровень воли – 26,7%

     – средний уровень воли – 53,3%

  • низкий уровень воли – 20,0%

     На  основе табличных данных построим график

     

     График 2. Социальная смелость

     Таким образом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень  социальной смелости выше, чем у  девочек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методика  «Самооценка силы воли»

     Результаты  исследования занесены в таблицу 3

     Таблица 3 Самооценка силы воли

№ п/п пол возраст Уровень воли
1 М 16 26
2 М 15 23
3 Ж 15 10
4 Ж 15 24
5 Ж 15 21
6 Ж 15 21
7 М 15 12
8 М 16 14
9 М 15 22
10 Ж 15 9
 

     У учащихся исследуемой группы выявлено:

     – высокий уровень воли – 33,3%

     – средний уровень воли – 40,0%

  • низкий уровень воли – 26,7%

     На  основе табличных данных построим график 

     

     График 3. Самооценка силы воли

     Таким образом сила воли у испытуемых мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что  у юношей развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

     В силу этой ориентации значительная часть  мальчиков начинает развивать у  себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.

     Волевые качества девушек не проявляются  столь выраженно. Различие между  девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что  для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как  с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость  и смысл. Мальчики же обязательно  должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек  не имеют выраженных волевых качеств  и не стремятся их развивать.

     В результате исследования (констатирующий эксперимент) в данной группе выявлены результаты силы воли у студентов. В  основном преобладает средний уровень  воли, есть часть студентов у которых имеется высокий уровень воли, но также имеет место и присутствие слабой воли у учащихся.

     Вывод по II главе

     В данной главе проведена экспериментальная  работа по исследованию морально-волевых  качеств в юношеском возрасте. Данное исследование проводилось в  начале учебного года.

     Исследование  проводилось при помощи таких  методик, как:

     1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции;

     2. Методика «Социальная смелость»  Данная методика является фрагментом  методики многофакторного исследования  личности Р. Кеттелла (фактор Н);

     3. Тест «Самооценка силы воли»  Методика описана Н Н Обозовым (1976) и предназначена для ной характеристики проявления «силы воли».

     Результаты  исследования воли невысокие в юношеском  возрасте. В основном преобладает  средний уровень развития воли. Выполненная  работа дает представление о психологии волевых процессов в юношеском  возрасте.

     В результате полученных результатов  можно сделать вывод, развитие и  формирование воли в юношеском возрасте на данном этапе слабое, необходима коррекционная работа. Она состоит  из цикла спортивных занятий, дети будут заниматься в различных секциях в течении учебного года. Занятия будут состоять из упражнений, направленных на реализацию поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы:

  1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 2003.
  2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.  
  3. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Просвещение, 2006.
  4. Архангельский Н.В. Ценности и воспитание // №4 – М.: Педагогика, 2009.
  5. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. – М: МГУ, 2009.
  6. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. – М., 2001. – №1. – с. 32–35.
  7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 2007.
  8. Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 2008.
  9. Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 2009.
  10. Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 2001.
  11. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 2007.
  12. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 2003.
  13. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2009.
  14. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М., 2006.
  15. Джемс У. Психология. - М., 2009.
  16. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
  17. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. – Рязань, 2009. – с. 7–9.
  18. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. – Рязань, 2009. – с. 19–23.
  19. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.
  20. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 2009.
  21. Макаренко А.С. Педагогика. – М., 1979.
  22. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. – 2009. – №2. - с. 35
  23. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта. – Киев, 2008. – с. 16
  24. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 2007.
  25. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М., 2005.
  26. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ - 2005. – №3
  27. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 2009.
  28. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. – М., 2008.
  29. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. – М., 2004.
  30. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. – Рязань, 2001. – с. 16–19.
  31. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 2007.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2009.
  33. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 2003.
  34. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 2002.
  35. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. – Рязань, 2002.
  36. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. – №5 с. 3–23
  37. Теплов Б.М. Психология. - М. 2009.
  38. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. – СПб, 2009.

 

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

     Анкета  изучения импульсивности и волевой  регуляции подростков.

     1. Всегда быстро находишь ответ,  когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     2. У тебя часто меняется настроение.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     4. Ты обидчив, но не злопамятен.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     6. Может нагрубить родителям, учителям.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     7. Требуешь к себе внимания, не  хочешь ждать.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     8. Горячишься во время разговора,  часто повышаешь голос.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     9. Любишь организовывать и предводительствовать.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     10. Похвала и порицание действуют  на тебя сильнее, чем на других.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     11. Если в пылу полемики ваш  оппонент срывается и допускает  личный выпад против вас, то  вы:

     а) отвечаете в еще более грубой форме

     б) отвечаете ему тем же,

     в) демонстративно оскорбляетесь,

     г) прерываете с ним разговор, чтобы  успокоиться.

     д) не обращаете на это внимание,

     12. Если друзья или коллеги начинают  над вами подтрунивать, то вы:

     а) злитесь на них.

     б) стараетесь уйти от них и держаться  подальше,

     в) сами включаетесь в игру и начинаете  подпрыгивать им, подшучивая над собой,

     г)делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

     д) не обращаете никакого внимания

     13. Часто ли вы задумываетесь  над тем, какое влияние твои  поступки оказывают на окружающих  людей?

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     14 . Ты не бросаешь работу на  пол пути, несмотря на усталость

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     15. Тебя раздражает, когда на остановке  приходится долго ждать транспорт,  даже если ты не торопишься

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     16.Если  требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если это неудобно

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     18. Ты всегда отстаиваешь свое  мнение, если прав.

       а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца.

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     20. Участвуешь ли ты в разных  соревнованиях

     а) всегда    б) часто    в) иногда    г) редко    д) никогда

     21. в споре тебе удается сохранить  выдержку

Информация о работе Особенности волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте