Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать методы и методики для определения особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы юношей и девушек в юношеском возраста.
Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы детей юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………...…..4-6
Глава I Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологические подходы к характеристике волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов…….………………………..……7-14
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ……………..15-19
1.3.Особенности волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте ……………………………………………………...20-24
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
2.1. Основные этапы опытно-экспериментального исследования
особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы в юношеском возрасте ……………………………………………..25-26
2.2. Методы и методики опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте……………………………………………………….27-29
2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования на
констатирующем этапе исследования………………………………………30-37
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………
У учащихся исследуемой группы выявлено:
– высокий уровень воли – 26,7%
– средний уровень воли – 53,3%
На основе табличных данных построим график
График 2. Социальная смелость
Таким
образом, для данной группы характерно
следующее: у мальчиков уровень
социальной смелости выше, чем у
девочек.
Методика «Самооценка силы воли»
Результаты исследования занесены в таблицу 3
№ п/п | пол | возраст | Уровень воли |
1 | М | 16 | 26 |
2 | М | 15 | 23 |
3 | Ж | 15 | 10 |
4 | Ж | 15 | 24 |
5 | Ж | 15 | 21 |
6 | Ж | 15 | 21 |
7 | М | 15 | 12 |
8 | М | 16 | 14 |
9 | М | 15 | 22 |
10 | Ж | 15 | 9 |
У учащихся исследуемой группы выявлено:
– высокий уровень воли – 33,3%
– средний уровень воли – 40,0%
На
основе табличных данных построим график
График 3. Самооценка силы воли
Таким образом сила воли у испытуемых мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у юношей развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.
В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые качества девушек не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.
В результате исследования (констатирующий эксперимент) в данной группе выявлены результаты силы воли у студентов. В основном преобладает средний уровень воли, есть часть студентов у которых имеется высокий уровень воли, но также имеет место и присутствие слабой воли у учащихся.
Вывод по II главе
В
данной главе проведена
Исследование проводилось при помощи таких методик, как:
1.
Методика изучения
Результаты исследования воли невысокие в юношеском возрасте. В основном преобладает средний уровень развития воли. Выполненная работа дает представление о психологии волевых процессов в юношеском возрасте.
В
результате полученных результатов
можно сделать вывод, развитие и
формирование воли в юношеском возрасте
на данном этапе слабое, необходима
коррекционная работа. Она состоит
из цикла спортивных занятий, дети будут
заниматься в различных секциях в течении
учебного года. Занятия будут состоять
из упражнений, направленных на реализацию
поставленных целей.
Список литературы:
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2.
У тебя часто меняется
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6.
Может нагрубить родителям,
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8.
Горячишься во время разговора,
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9.
Любишь организовывать и
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10.
Похвала и порицание действуют
на тебя сильнее, чем на
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11.
Если в пылу полемики ваш
оппонент срывается и
а) отвечаете в еще более грубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаете на это внимание,
12.
Если друзья или коллеги
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше,
в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г)делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
д) не обращаете никакого внимания
13.
Часто ли вы задумываетесь
над тем, какое влияние твои
поступки оказывают на
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
14 . Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
15.
Тебя раздражает, когда на остановке
приходится долго ждать
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
16.Если требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если это неудобно
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
21.
в споре тебе удается