Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать методы и методики для определения особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы юношей и девушек в юношеском возраста.
Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы детей юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………...…..4-6
Глава I Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологические подходы к характеристике волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов…….………………………..……7-14
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ……………..15-19
1.3.Особенности волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте ……………………………………………………...20-24
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
2.1. Основные этапы опытно-экспериментального исследования
особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы в юношеском возрасте ……………………………………………..25-26
2.2. Методы и методики опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте……………………………………………………….27-29
2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования на
констатирующем этапе исследования………………………………………30-37
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………
Федеральное агентство по образованию
Ставропольский государственный университет
Курсовая работа
по дисциплине «Возрастная психология»
на
тему: Особенности
волевого контроля и
мотивационно
потребностной сферы
в юношеском возрасте.
Содержание
Введение……………………………………………
Глава I Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологические подходы к характеристике волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов…….………………………..……7-14
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ……………..15-19
1.3.Особенности волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте ……………………………………………………...20-24
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
2.1. Основные этапы опытно-экспериментального исследования
особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы в юношеском возрасте ……………………………………………..25-26
2.2. Методы
и методики опытно-экспериментального
исследования особенностей волевого контроля
и мотивационно потребностной сферы в
юношеском возрасте……………………………………………………….
2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования на
констатирующем
этапе исследования………………………………………30-
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Приложение………………………………………
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что волевой контроль и потребностно-мотивационная сфера имеет большое значение в жизни подростка, оказывает огромное влияние на дальнейшее его развитие. Подросток действительно становится юношей тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность, вступает в самостоятельную жизнь, где происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиции как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития подростка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Он включен в общественно значимую учебную деятельность и самостоятельную жизнь, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От вступления в самостоятельную жизнь, где происходит выбор профессии, и резко меняется социальная позиция зависит в этот период развитие его личности. Мотивационная сфера является ядром личности.
Изучением волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Л.И. Божович, Б. С .Мерлин, А.Н.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, Д.Б. Эльконин.
В связи с обозначенной актуальностью, цель нашей работы – изучить особенности волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы юношей и девушек.
Объектом исследования являются юноши и девушки в возрасте 17 лет.
Предметом исследования являются особенности волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы юношей и девушек в возрасте 17 лет.
Гипотеза исследования: волевые качества юношей и девушек в возрасте 17 лет характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Цель,
объект и предмет исследования обусловили
необходимость постановки и решения
следующих взаимосвязанных зада
При проведении опытно-экспериментального исследования нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент, методики:
1.
Методика изучения
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава I. Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологичесие подходы к характеристике волевого контроля и потребностно-мотивационной сферы в трудах отечественных и зарубежных психологов
Жизнедеятельность каждого человека проявляется в мотивационной, познавательной, ценностно-смысловой, эмоциональной, образной, волевой и других сферах.
Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. [6,12]
До
сих пор имеются большие
Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. [14]
Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории психологии. Это связанно с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно.
Карл Густав Юнг, под волей понимает ту сумму психической энергии, которой располагает сознание. Согласно этому, волевой процесс был бы процессом энергетическим, вызываемым сознательной мотивацией. Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий в примитивной ментальности. [11,19]
Один
из наиболее интересных подходов к
проблеме волевого поведения развивал
К. Левин. В экспериментах с заучиванием
слогов он обнаружил, что ассоциации
сами по себе не обладают побудительной
силой. К. Левин занялся поисками
мотивирующей силы поведения, предполагая,
что она заключается в
Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности, как спонтанность движения в любом направлении, дающего ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может «присоединяться» ко всем способностям человека — физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля «сознательная», она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения («Я делаю это для того, чтобы...»). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека. [8,13]
Р. Мэй, автор одной из крупных публикаций по проблеме воли, видит актуальность исследований волевого поведения в том, что в XX в. для человека складывается парадоксальная и вместе с тем тревожная ситуация: с одной стороны человек - царь природы, обладающий удивительной технической мощью, а с другой стороны, он становится, по сути, бессильным и пассивным перед своими же достижениями. [21]
Таким образом, мы видим, что в западной психологии ведутся дебаты на предмет определения природы воли: врожденная либо же приобретенная функция индивида; а так же по поводу определения воли как самостоятельного психического процесса, имеющего свои функции, свойства.
Еще одной значимой сферой жизнедеятельности человека является мотивационно-потребностная. Она включает в себя два обширных понятия: потребность и мотив.
Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. [2,15]