Особенности волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать методы и методики для определения особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы юношей и девушек в юношеском возраста.
Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы детей юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…..4-6
Глава I Научно-теоретические подходы к изучению особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
1.1.Психологические подходы к характеристике волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов…….………………………..……7-14
1.2.Психологическая характеристика юношеского возраста ……………..15-19
1.3.Особенности волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте ……………………………………………………...20-24
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте
2.1. Основные этапы опытно-экспериментального исследования
особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной
сферы в юношеском возрасте ……………………………………………..25-26
2.2. Методы и методики опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте……………………………………………………….27-29
2.3. Анализ и интерпретация опытно-экспериментального исследования на
констатирующем этапе исследования………………………………………30-37
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

       Однако  самовоспитание юношей и девушек сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

       Наиболее  типичные из них:

       1.Стремление  проявлять волевые усилия в  самовоспитании и в то же  время не всегда положительное  отношение к конкретным приёмам  самовоспитания, который рекомендуют взрослые;

       2.Чуткость, восприимчивость к нравственной  оценке своей личности со стороны  коллектива и стремление показать  равнодушие к этой оценке, действовать  по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

       3.Стремление  к идеалу и принципиальность  в больших, ответственных делах  и беспринципность в малом,  незначительном;

       4.Желание  формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же  время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного  горя, незначительной неприятности. [16]

       Несмотря  на то, что юноши и девушки более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать.

       Самовоспитание  не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать юношам и девушкам объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

       Роль  самооценки в самовоспитании может  быть как положительной, так и  отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать  юноше те личные качества, которые  следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать  свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время  не завышая. С помощью этого новообразования  старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.

       Неадекватная  заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как  юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный  результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. [14,17,33]

       Завышенная  самооценка обнаруживается в преувеличении  своих умственных способностей и  не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего  каким-то единичным случаем. Всё  это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет  считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами воспитанию.

       Самовоспитание  возникает тогда, когда старшеклассник подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять  известную самостоятельность в  практической жизни. Наиболее благоприятные  условия для самовоспитания создаются  в коллективе, когда старшеклассник научается корректировать свое поведение  с его требованиями.

       Таким образом можно сказать что самовоспитание среди юношей и девушек ставится в очень значимую роль. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка. [13,21] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы в юношеском возрасте

2.1.  Основные этапы  опытно-экспериментального  исследования

особенностей  волевого контроля и  мотивационно-потребностной

сферы в юношеском возрасте

    Для реализации поставленной цели и решения  задач нами было проведено экспериментально-психологическое  исследование, которое состояло из следующих этапов:

    1 этап – теоретический (сентябрь 2011г.) включал в себя определение темы исследования, предварительную постановку проблемы, изучение необходимой научной литературы, выбор объекта и предмета исследований, формулирование гипотезы.

    2 этап – подготовительный (октябрь 2011г.) предусматривал составление программы эксперимента, выбор испытуемых, выбор независимых и зависимых переменных, выработку способов фиксации и анализа результатов, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента. Подбор и апробация методик экспериментально-психологического исследования: диагностика волевого контроля и потребностно - мотивационной сферы юношеского возраста школьника.

    3 этап – экспериментальный (ноябрь 2011г.) предполагал в ходе экспериментально-психологического  исследования сбор первичных данных необходимых для подтверждения выдвинутой гипотезы, их систематическое графическое представление.

    4 этап – интерпретационный (декабрь 2011г.), содержанием которого явилось формулирование выводов о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного отчета, который опирается на факты, существование которых до начала лишь гипотетически предполагалось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Методы и методики  опытно-экспериментального  исследования особенностей волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте

     Экспериментально-психологическое  исследование особенностей развития волевого контроля и мотивационно потребностной сферы у юношей и девушек проводилось на базе Ставропольского Государственного Университета, на факультете психологии, специальности «Педагогика и психология» в группе «А» 1 курса. В исследовании приняло участие 10 человек (5 юношей, 5 девушек) в возрасте 17 лет.

     Исследование  проводилось при  помощи таких методик, как:

     1. Методика изучения  импульсивности и  волевой регуляции  студентов;

     2. Методика «Социальная  смелость» Данная  методика является  фрагментом методики  многофакторного  исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н);

     3. Тест «Самооценка  силы воли» Методика  описана Н Н Обозовым (1976) и предназначена для ной характеристики проявления «силы воли».

     Методика  изучения импульсивности и волевой  регуляции студентов.

Данная  методика представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса (Приложение1).

Отвечая на них, испытуемый имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается  по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно  касаются оценки испытуемым своих действий в разных ситуациях. Оценка теста: шкала импульсивность – вопросы 1–12; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.; шкала волевой регуляции – вопросы 13–22; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.

     Методика  подтверждает положение о том, что  у юношей и девушек в возрасте 16-17 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

     Методика  «Социальная смелость». Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

     Данная  методика представляет собой тест опросника, содержащий 13 вопросов (Приложение2).

     Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в»  начисляется по 2 балла, за ответ  «б» – 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

     Чем больше набранная сумма баллов, тем  больше выражена социальная смелость.

     Тест  «Самооценка силы воли».

     Методика  описана Н. Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

     Данная  методика представляет собой тест опросника, содержащий 15 вопросов (Приложение 3).

     На  приведенные 15 вопросов можно ответить «да» – 2 балла, «не знаю» или «случается»  – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

     Подсчитывается  сумма набранных баллов: 0–12 баллов – «сила воли» слабая; 13–21 баллов – «сила воли» средняя; 22–30 баллов – «сила воли» большая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.  Анализ и интерпретация  опытно-экспериментального  исследования на  констатирующем этапе  исследования

     Методика  изучения импульсивности и волевой  регуляции студентов

     Результаты  исследования занесены в таблицу 1

     Таблица 1. Волевая регуляция студента

№ п/п Пол возраст Уровень воли
1 М 17 20
2 М 17 21
3 Ж 17 15
4 Ж 17 12
5 Ж 17 18
6 Ж 17 9
7 М 17 23
8 М 17 10
9 М 17 24
10 Ж 17 21
 

У учащихся исследуемой группы выявлено:

     – высокий уровень воли – 26,7%

     – средний уровень воли – 46,6%

     - низкий уровень воли – 26,7%

На основе табличных данных построим график

     

     График 1. Волевая регуляция студента

     Мною  было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции значительно превышает уровень импульсивности.

     Вывод: методика подтверждает положение о  том, что у юношей и девушек  в возрасте 17 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное. 
 
 
 
 

     Методика  «Социальная смелость»

     Результаты  исследования занесены в таблицу 2

     Таблица 2. Социальная смелость

№ п/п Пол Баллы Уровень воли
1 М 20 22
2 М 21 24
3 Ж 15 21
4 Ж 12 12
5 Ж 18 10
6 Ж 26 21
7 М 23 19
8 М 10 12
9 М 24 20
10 Ж 21 22

Информация о работе Особенности волевого контроля и мотивационно потребностной сферы в юношеском возрасте