Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

 

Показатели

Возраст

Дифференциация

Структура

эмоциональных

представлений

4-5 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует выделение  экспрессивных признаков, причин возникновения  базовых и некоторых социальных эмоций

 

5-6 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует выделение  экспрессивных и импрессивных признаков, содержательных характеристик с  обозначением причин возникновения  эмоций

 

6-7 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует комплексное  представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия

Уровень произвольного  выражения эмоций

4-5 лет

Возрастная  норма (С/У) соответствует способности  произвольного воспроизведения  различных эмоций в игровой и  коммуникативной деятельности

 

5-6 лет

Возрастная норма (С/У) соответствует способности произвольного воспроизведения различных эмоций в игровой и коммуникативной деятельности в сочетании с выраженным контролем за своими мимическими проявлениями в различных социальных контекстах

 

6-7 лет

В/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основных и 4 дополнительных модальностей с выраженной комплексной локализацией мимических признаков (активизация всей лицевой мускулатуры).

С/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основных и 2—4 дополнительных модальностей с частичной локализацией мимических признаков (активизация нижнего или верхнего мимического паттерна). Н/У: затруднения произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) всех модальностей в сочетании со слабой активизацией нижнего или верхнего мимического паттерна (гипомимия)


 

Качественная  интерпретация индивидуальных показателей.

Эмоциональный опыт ребенка определяют эмоциональные проживания конкретных событий или ситуаций различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Именно такие переживания определяют знак эмоционального опыта (негативный, позитивный). Для интерпретации необходимо обозначить реальные стимул-события в жизни ребенка, возраст ребенка на момент их проживания, особенности его эмоционального реагирования, а также факт эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих.

Объем эмоционального опыта (когнитивного и аффективного) определяют индивидуализированные знания об эмоциях. Чем шире и глубже знания ребенка о различных эмоциональных переживаниях, тем полнее объем его эмоционального опыта. Для интерпретации необходимо обозначить наличие знаний о всех представленных психологом эмоциональных модальностях.

Под фактором эмоциональной напряженности (ФЭН) понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двига- тельно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, т. е. отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например, ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями и др. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.

Для интерпретации  необходимо обозначить наличие фактора  эмоциональной напряженности у  ребенка, дифференцируя симптомы по трем типам эмоциональной напряженности  — возбудимость, заторможенность, ситуативная  реактивность.

В структуру эмоциональных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков (экспрессивных и импрессивных) различных модальностей, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения. ,

Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний ребенка, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется «отсутствием» выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание одной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности, в совокупности определяет эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольного возраста высоко дифференцированным является сочетание отрицательного эмоционального фона и модальностей страха (тревожность), гнева (агрессивность), печали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т.д.

Для интерпретации необходимо обозначить доминирование той или иной эмоциональной модальности и частоту ее проявлений, стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния, форм закрепленного эмоционального реагирования. При анализе эмоционального стиля важно исключить ситуативные эмоциональные проявления. Все интерпретационные единицы (знак, модальность, стимул-факторы) должны носить стабильный и продолжительный характер.

 

Приложение 2

Тест  тревожности для детей дошкольного возраста

(Р.Теммпл, М.Дорки, В.Амен)

Назначение: определить уровень тревожности ребенка.

Стимульный  материал: 14 рисунков, размером 8,5*11см.Каждый рисунок выполнен в двух вариантах  для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке  изображен - мальчик). На каждом рисунке представлена некоторая типичная ситуация для жизни младшего школьника.

Лицо ребенка  не прорисовано, дан лишь контур головы. Рисунок снабжен двумя дополнительными  изображениями детской головы. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом печальное.

  1. Инструкция:
  2. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с малышами»
  3. Ребенок, мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) гуляет со своей мамой и малышом»
  4. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  5. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) одевается»
  6. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет со старшими детьми»
  7. Укладывание спать. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) идет спать»
  8. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) в ванной»
  9. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  10. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  12. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки»
  13. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  14. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) со своими мамой и папой»
  15. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) ест»
  16. Обработка и интерпретация данных:

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол.

 

Образец протокол

Имя ребенка___________

Возраст ребенка____________________

Дата  проведения обследования_____________________________

Номер и содержание рисунка

Примерное высказывание ребенка

Выбор лица

Веселое

Грустное 

  1. Игра с младшими детьми.
     
  1. Ребенок,мать с младенцем.
     
  1. Объект агрессии.
     
  1. Одевание.
     
  1. Игра со старшими детьми.
     
  1. Укладывание спать в одиночестве.
     
  1. Умывание.
     
  1. Выговор.
     
  1. Игнорирование.
     
  1. Агрессивное нападение.
     
  1. Собирание.
     
  1. Изоляция.
     
  1. Ребенок с родителями
     
  1.  Еда в одиночестве.
     

 

На основании  полученных данных проводится количественный и качественный анализ.

Количественный анализ.

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который  равен процентному отношению  числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу  рисунков (14).

число эмоционально негативных выборов

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  1. Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)
  2. Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%)
  3. Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20 %)

Качественный  анализ.

Каждый ответ  ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы, относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной или подобной ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ситуации «Одевание», «Укладывание спать», «Еда в одиночестве». Присутствие в данных ситуациях отрицательных эмоциональных выборов указывает на высокую степень вероятности присутствия у ребенка высокого уровня тревожности.

Дети, делающие отрицательные выборы в ситуациях  «Ребенок, мать и младенец», «Умывание», «Игнорирование», «Собирание игрушек», с большой вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности.

Наибольший  уровень тревожности проявляется  в ситуациях моделирования отношений  ребенок-ребенок: «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «игра  со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция».

Ниже уровень  тревожности в ситуациях моделирующих отношения ребенок – взрослый: «Ребенок, мать и младенец», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями» - и в ситуациях моделирующих повседневные действия: «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве».

 

 


Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития