Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51
3) соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма) (9 % наблюдений). Такая задержка возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития;
4) психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация) (17 % наблюдений). При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникать стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм. При названном варианте задержки на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, информированность произвольной регуляции поведения.
Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность. Другой причиной может быть функциональная незрелость ЦНС.
Можно выделить две категории
детей с задержкой церебрально-
Группа А - преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т.е. в психологической структуре сочетаются информированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика. Группа Б - доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.
В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором - звено контроля и звено программирования, что обусловливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.
По мнению У.В. Ульенковой [24], в плане компенсации большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика макросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременность организации коррекционно-педагогической работы с ним.
Наибольшее практическое значение для специальной педагогики и психологии имеет церебрально-органический инфантилизм, клинические проявления которого отражают повреждение нервной системы вследствие патологии беременности и родов, нейроинфекций и интоксикаций в первые годы жизни ребенка. В этих случаях признаки органической поврежденности и незрелости нервной системы тесно переплетены между собой и пронизывают структуру, как эмоциональных расстройств, так и нарушений интеллектуальных функций. Таким детям свойственны недостаточная дифференцированность эмоций, однообразие игровой деятельности из-за бедности воображения, неразвитость познавательных интересов, пониженная способность устанавливать более сложные причинно-следственные связи. Различные исследователи по-разному оценивают общую структуру нарушений познавательной деятельности у этой группы детей. Одни из них полагают, что церебрально-органический инфантилизм чаще сочетается с более выраженным дефектом интеллектуальных функций, склоняясь к целесообразности рассмотрения его в рамках умственной отсталости (С.С. Мнухин, 1961; Е.С. Иванов, 1967; Д.Н. Исаев, 1976, 1982 и др.). Их оппоненты исходят из того, что один и тот же тип эмоциональных расстройств может сочетаться с различными по структуре интеллектуальными нарушениями. А поэтому, находя качественное отличие структуры познавательной деятельности при олигофрении и ЗПР церебрально-органического генеза, они настаивают на более независимой оценке характера эмоционально-волевых и интеллектуальных расстройств (Е.Н. Самодумская, 1971; И.Ф. Марковская, 1977; К.С. Лебединская, 1980 и др.) Существует мнение, основанное на данных некоторых катамнестических исследований, что по мере взросления ребенка наблюдаемые у него черты органического инфантилизма имеют тенденцию к смягчению, в то время как на первый план более отчетливо начинают выступать признаки интеллектуальной недостаточности (И.А. Юркова, 1959; М.Г. Рейдибойм, 1972; И.Л. Крьгжановская, 1978).
Разновидностью органического инфантилизма является церебрально-эндокринный инфантилизм, своеобразие которого определено спецификой этиологии и патогенеза поражения мозга (церебральный гипогенитализм, субнанизм, синдромы Шерешневского-Тернера и Клайнфельтера). При этом в клиническом варианте инфантилизма черты эмоциональной незрелости сочетаются со склонностью к рассуждательству, наивной и нелепой манерностью в подражании взрослым людям (Г.Е. Сухарева, 1959; К.С. Лебединская, 1969; М.М. Райская, 1971 и др.).
В ряде зарубежных исследований при описании детей, негрубо отстающих в развитии, прослеживается связь интеллектуальной недостаточности с эмоциональными расстройствами, не включающими компонента инфантилизма. К ним относятся отклонения, определяемые как клиническими понятиями (дисфоричность, возбудимость, заторможенность, эмоциональная лабильность либо уплощенность и т.д.), так и психологическими (эгоизм, несамостоятельность, впечатлительность, равнодушие и т.п.), а также чисто феноменологическими (дерзость, лень, не послушность, упрямство, драчливость и т.п.). На основании факторного анализа этих проявлений производились попытки их объединения в отдельные синдромы нарушенного поведения: «агрессивное», «заторможенное», «гиперактивное», «гиперкинетическое», «гипоактивное». Отечественные исследователи (Г.Е. Сухарева, 1959; С.С. Мнухин, 1961, 1968; В.В. Ковалев, 1979 и др.) рассматривают эти явления в рамках энцефалопатнческих расстройств, осложняющих задержку интеллектуального развития.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.[11, с.14]
На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
У детей этой
группы недостаточно сформированы и
пространственные представления: ориентировка
в направлениях пространства в продолжение
довольно длительного периода
Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение способности
распределять и концентрировать
внимание особенно проявляется в
условиях, когда выполнение задания
осуществляется при наличии одновременно
действующих речевых
Недостатки
организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной
активности детей, несовершенством
навыков и умений самоконтроля, недостаточным
развитием чувства
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются:
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. [26, с.18]
У детей данной
категории нарушен и
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития