Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
1 – Высокий
уровень развития
0.5 – Средний
уровень развития
0 – Низкий
уровень развития
2. Тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р.Теммпл, М.Дорки, В.Амен) [22]
Предназначен для определения тревожности у детей с нормальным развитием и психическими отклонениями.
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного - 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.
Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.
При предъявлении каждого рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию:
Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис.3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.
3. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий —
символизирует спокойствие,
2) сине-зеленый
— чувство уверенности,
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии
конфликта в оптимальном
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
Выполнение
теста было оценено в баллах при
соотнесении обоих выборов
1 – Основные
цвета занимают первые 5 позиций.
Отсутствует личностный
0.5 – Основные
цвета занимают
0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
4. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
1 – Нарисовал
вымышленное животное. Животное
расположено в центре листа,
животное среднего размера,
0.5 – Нарисовал
вымышленное животное, но потребовалась
помощь экспериментатора. Животное
маленького размера
0 – Отказался
от выполнения задания, или
не смог нарисовать
Таким образом, с помощью описанных методик было проведено исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.2 Анализ результатов исследования
1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что у детей с нормальным умственным развитием 70% имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы – они правильно определили и соотнесли 8 – 10 эмоциональных состояний.
30% детей имеют
средний уровень развития
Низкий уровень эмоциональной сферы не показал ни один ребёнок.
У всех детей вызвали трудность такие эмоции как отвращение и презрение.
В данной методике дети с ЗПР показали следующие результаты:
У 60% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 4 – 6 эмоциональных состояний.
10% детей имеют
высокий уровень
30% показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смоги определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений.
Рис. 1. Сравнительный анализ развития эмоциональной сферы по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой
На рис. 1 видно, что у детей с ЗПР показатели развития эмоциональной сферы ниже, чем у детей с нормальным умственным развитие. 30% детей с ЗПР показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, 60 % детей с ЗПР и 30% детей с нормальным умственным развитием имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, а 70% детей с нормальным умственным развитием и всего 10% детей с ЗПР показали высокий уровень развития эмоциональной сферы.
2. Тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р.Теммпл, М.Дорки, В.Амен)
Результаты исследования детской тревожности: на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14). ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.
Дети в возрасте 5-7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:
0-20% - низкий уровень тревожности; 20-50% - средний; свыше 50% - высокий.
Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.
К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис.1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).
Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис.3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).
Двойной смысл имеют ситуации на рис.2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве). Особенно высоким проективным значением обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности. Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.
Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис.1,3,5,10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис.2, 6, 8, 9, 11 и 13 - взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис.4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис.6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа “ребенок-взрослый”, так и к ситуациям “ребенок-ребенок”.
При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду, школе.
Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка?» После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос «Почему?». Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики. При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки. В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а, следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.
При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что у 70% детей с задержкой психического развития средняя оценка от 45 до 65 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других - эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации. Это свидетельствует об имеющемся негативном эмоциональном опыте взаимодействия.
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития