Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.
Этап 2
Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.
Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?
При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.
Этап 1
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст
Дата обследования Время
Номер пиктограмм |
Попытки |
Помощь |
Обоснование | ||
1 |
2 |
3 | |||
N° 1 (весельчак) |
|||||
№ 2 (злюка) |
|||||
N° 3 (плакса) |
|||||
N° 4 (бояка) |
|||||
N° 5 (привереда) |
|||||
№ 6 (завида-ябеда) |
Этап 2
Гномы |
Выбор цвета |
Адекватность прорисовки (элементы) |
Обоснование | |||
рот |
глаза |
брови |
другое | |||
Весельчак |
||||||
Злюка |
||||||
Плакса |
||||||
Бояка |
||||||
Привереда |
||||||
Завида-ябеда |
Примечания:___________________
Рассказ:______________________
Диагностическая серия № 2
(для детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный
материал: набор картинок (4 шт.) с
изображениями эмоциональных
Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.
Картинки показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирующейся эмоциональной ситуацией (праздник).
Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение) ?
В процессе выполнения
задания фиксировать в
Этап 1
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст Дата обследования
Модальности | ||||||
Ситуации основные |
Радость |
Гнев |
Печаль |
Страх | ||
(1) |
(2) |
(3) |
(4) | |||
День рождения (№ 1) |
||||||
Драка (№ 2) |
||||||
Нападение (№ 3) |
||||||
Расставание (№ 4) |
||||||
Ситуации дополнительные |
||||||
Сюрприз (№ 5) |
||||||
Наказание (№ 6) |
||||||
Отвержение пищи (№ 7) |
||||||
Отвержение людей (№ 8) |
Модальности |
Обоснование | |||
Удивление (5) |
Стыд-вина (6) |
Отвращение (7) |
Презрение (8) | |
Обоснование | ||||
Этап 2
Стимульный материал: набор фотографий, набор пиктограмм с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение).
Инструкция: Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой — карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам.
Фотографии и карточки с пиктограммами разложить перед ребенком с двух сторон — справа и слева. Ребенок должен соединить их попарно.
Следует обратить внимание на то, какой вид стимульного материала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений использовать для показа одну из эмоций. После каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.
В процессе выполнения
задания фиксировать в
Этап 2
Фотографии |
Пиктограммы | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Радость (Ф-№ 1) |
||||||||
Печаль (Ф-№ 2) |
||||||||
Гнев (Ф-№ 3) |
||||||||
Страх (Ф-№ 4) |
||||||||
Отвращение (Ф-№ 5) |
||||||||
Стыд (вина) (Ф-№ 6) |
||||||||
Презрение (Ф-№ 7) |
||||||||
Удивление (Ф-№ 8) |
Примечания:___________________
Обоснование ______________________________
______________________________
Этап 3
Стимульный материал: настольное зеркало, набор из 4 фотографий с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх).
Инструкция: Теперь давай поиграем. Перед тобой 4 картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим лицом то настроение, которое у человека на фотографии. Если я отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если нет, то загадаешь еще раз.
Карточки перед ребенком должны быть перевернуты изображением вверх. Он выбирает любую. В случае затруднений при воспроизведении эмоции следует предложить ребенку настольное зеркало для самоконтроля или совместно с ребенком выполнить несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.
В процессе выполнения
задания фиксировать в
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения
Дата обследования
Фотографии |
Воспроизведение (3 попытки) | ||
Радость (№1) |
|||
Печаль (№ 2) |
|||
Гнев (Ns 3) |
|||
Страх (№ 4) |
|||
Усложнения: | |||
Отвращение (№ 5) |
|||
Стыд (вина) (№ 6) |
|||
Презрение (№ 7) |
|||
Удивление (№ 8) |
Диагностическая карта
В таблице поуровневой дифференциации результатов диагностики анализируются возрастные показатели эмоционального развития детей от 4 до 7 лет с учетом типа помощи, оказываемой психологом в процессе диагностики. Возрастные показатели дифференцируются по трем уровням развития: высокий (В/У), средний (С/У), низкий (Н/У).
Индивидуальные показатели эмоционального развития интерпретируются в контексте качественных характеристик.
Виды психологической помощи.
ТАБЛИЦА ПОУРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Диагностическая серия № 1
Показатели |
Возраст |
Дифференциация |
Восприятие экспрессии |
6-7 лет |
В/У: выделение
комплекса экспрессивных |
Понимание эмоции |
4-5 лет |
В/У: соответствие
экспрессивных признаков |
Понимание эмоции |
5-6 лет |
В/У: соответствие
экспрессивных признаков |
Понимание эмоции |
6-7 лет |
В/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения. С/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 — 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д) |
Диагностическая серия № 2
Показатели |
Возраст |
Дифференциация |
Идентификация эмоций |
4-5 лет |
В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 4 модальностей с использованием ориентационной помощи. С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 3—4 модальностей с использованием содержательной помощи (с). Н/У: затруднения в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д) |
5-6 лет |
В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 6 модальностей без использования помощи. С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 4—6 модальностей с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотоэталон) всех модальностей с использованием двух видов помощи (с, п-д) | |
6-7 лет |
В/У: комплексная интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 4 дополнительных модальностей в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона. С/У: комплексная интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 2—4 дополнительных модальностей в сочетании с частичной схематизацией экспрессивного эталона при использовании одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей при отсутствии или частичной схематизации экспрессивного эталона с использованием двух видов помощи (с, п-д) |
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития