Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.

 

Этап 2

Стимульный  материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.

 

Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?

При затруднениях использовать показ мимикой, показ  карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.

 

Этап 1

ПРОТОКОЛ 

 

Ф.И.О. 

Дата рождения   Возраст  

Дата обследования             Время

 

Номер пиктограмм

Попытки

Помощь

Обоснование

1

2

3

N° 1 (весельчак)

         

№ 2 (злюка)

         

N° 3 (плакса)

         

N° 4 (бояка)

         

N° 5 (привереда)

         

№ 6 (завида-ябеда)

         

 

Этап 2

 

Гномы

 

 

Выбор цвета

Адекватность  прорисовки (элементы)

Обоснование

рот

глаза

брови

другое

Весельчак

           

Злюка

           

Плакса

           

Бояка

           

Привереда

           

Завида-ябеда

           

 

Примечания:__________________________________________________

Рассказ:______________________________________________________

 

Диагностическая серия № 2

(для  детей 6—7 лет)

Этап 1

Стимульный  материал: набор картинок (4 шт.) с  изображениями эмоциональных ситуаций (день рождения, драка, расставание, нападение).

 

Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.

Картинки показывать ребенку по одной, к следующей  переходить только после анализа  и использования всех видов помощи. Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирующейся эмоциональной ситуацией (праздник).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение) ?

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  точность (адекватность) идентификации  эмоциональной ситуации, особенности  соотнесения экспрессивных признаков  эмоции в мимике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определенную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.

 

 

 

Этап 1

ПРОТОКОЛ

Ф.И.О. 

Дата рождения                Возраст                 Дата обследования 

 

Модальности

Ситуации основные

Радость

Гнев

Печаль

Страх

 

(1)

(2)

(3)

(4)

День рождения (№ 1)

       

Драка (№ 2)

       

Нападение (№ 3)

       

Расставание (№ 4)

       

Ситуации дополнительные

 

Сюрприз (№ 5)

       

Наказание (№ 6)

       

Отвержение  пищи (№ 7)

       

Отвержение  людей (№ 8)

       

 

Модальности

Обоснование

Удивление (5)

Стыд-вина (6)

Отвращение (7)

Презрение (8)

         
         
         
         
 

Обоснование

         
         
         
         

 

 

Этап 2

 

Стимульный  материал: набор фотографий, набор  пиктограмм с изображениями лиц  людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение).

Инструкция: Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой — карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам.

Фотографии  и карточки с пиктограммами разложить  перед ребенком с двух сторон —  справа и слева. Ребенок должен соединить их попарно.

Следует обратить внимание на то, какой вид стимульного  материала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений использовать для показа одну из эмоций. После  каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  адекватность выбора пар, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид  помощи.

 

Этап 2

 

Фотографии

Пиктограммы

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость (Ф-№ 1)

               

Печаль (Ф-№ 2)

               

Гнев (Ф-№ 3)

               

Страх (Ф-№ 4)

               

Отвращение (Ф-№ 5)

               

Стыд (вина) (Ф-№ 6)

               

Презрение (Ф-№ 7)

               

Удивление (Ф-№ 8)

               



Примечания:______________________________________________

Обоснование _____________________________________________

_________________________________________________________

Этап 3

 

Стимульный  материал: настольное зеркало, набор  из 4 фотографий с изображениями  лиц людей (радость, печаль, гнев, страх).

Инструкция: Теперь давай поиграем. Перед тобой 4 картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим лицом то настроение, которое у человека на фотографии. Если я отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если нет, то загадаешь еще раз.

Карточки перед  ребенком должны быть перевернуты изображением вверх. Он выбирает любую. В случае затруднений при воспроизведении эмоции следует предложить ребенку настольное зеркало для самоконтроля или совместно с ребенком выполнить несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  выбор эмоции, степень выразительности, локализацию мимических проявлений, степень произвольности, вид помощи.

 

ПРОТОКОЛ

Ф.И.О. 

Дата рождения  

Дата обследования 

Фотографии

Воспроизведение (3 попытки)

Радость (№1)

     

Печаль (№ 2)

     

Гнев (Ns 3)

     

Страх (№ 4)

     

Усложнения:

Отвращение (№ 5)

     

Стыд (вина) (№ 6)

     

Презрение (№ 7)

     

Удивление (№ 8)

     

Диагностическая карта

В таблице поуровневой  дифференциации результатов диагностики анализируются возрастные показатели эмоционального развития детей от 4 до 7 лет с учетом типа помощи, оказываемой психологом в процессе диагностики. Возрастные показатели дифференцируются по трем уровням развития: высокий (В/У), средний (С/У), низкий (Н/У).

Индивидуальные  показатели эмоционального развития интерпретируются в контексте качественных характеристик.

Виды  психологической помощи.

  1. Ориентационная (о) — вид помощи, основанный на вербальной ориентации ребенка в процедурных особенностях выполнения диагностического задания. Состоит в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах. Ориентационная помощь является критерием возрастно-адаптированной (детской) психодиагностики, а следовательно, ее применение не меняет диагностических результатов.
  2. Содержательная (с) — вид помощи, основанный на вербальном объяснении способов выполнения диагностических задач, а также на наглядном показе (обучение через пояснение, показ). Содержательная помощь рассматривается как обучающая попытка и интерпретируется как способность ребенка к продуктивному обучению.
  3. Предметно-действенная (п-д) — вид помощи, основанный на конкретных совместных действиях с ребенком по выполнению диагностических задач. Предметно-действенная помощь констатирует низкий уровень сформированности возрастных показателей эмоционального развития, возможность эмоциональных отклонений и нарушений. Осуществляется с целью адаптации ребенка к взаимодействию (инициатива психолога) в случае высокой ситуативной тревожности или завершения начатого действия для достижения эффекта продуктивности.

 

ТАБЛИЦА ПОУРОВНЕВОЙ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

 

Диагностическая серия № 1

Показатели

Возраст

Дифференциация

Восприятие  экспрессии

6-7 лет

В/У: выделение  комплекса экспрессивных признаков  по 4—6 модальностям (глаза + рот+брови). С/У: нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4—6 модальностям. Н/У: выделение отдельных экспрессивных признаков (рот, глаза) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

4-5 лет

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4—6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 3—4 модальностям. Н/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 2—4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

5-6 лет

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4—6 модальностям с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в выявлении соответствия экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

6-7 лет

В/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения. С/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 — 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)


 

Диагностическая серия № 2

Показатели

Возраст

Дифференциация

Идентификация эмоций

4-5 лет

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 4 модальностей с использованием ориентационной помощи.

С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 3—4 модальностей с использованием содержательной помощи (с).

Н/У: затруднения  в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям с  использованием двух видов помощи (с, п-д)

5-6 лет

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 6 модальностей без использования  помощи. С/У: адекватность опознания  и вербализации эмоционального состояния  по экспрессивному комплексу (фотографии) 4—6 модальностей с использованием одного вида помощи (с).

Н/У: затруднения  опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотоэталон) всех модальностей с использованием двух видов помощи (с, п-д)

6-7 лет

В/У: комплексная  интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 4 дополнительных модальностей в сочетании со схематизацией  экспрессивного эталона. С/У: комплексная  интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 2—4 дополнительных модальностей в сочетании с частичной схематизацией экспрессивного эталона при использовании одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей при отсутствии или частичной схематизации экспрессивного эталона с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития