Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Особенности развития эмоциональной сферы детей 

с задержкой психического развития

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6

1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6

1.2 Незрелость эмоциональной  сферы у детей с ЗПР…………………………18

1.3 Особенности личности  и эмоциональной сферы детей  с ЗПР……………24

Выводы по первой главе………………………………………………………...30

Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной  сферы детей с ЗПР……………………………………………32

2.1 Организация и методы исследования………………………………………32

2.2 Анализ результатов  исследования………………………………………….38

Выводы ко второй главе………………………………………………………...44

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы………………………………………………………………48

Приложения……………………………………………………………………...51

 

Введение

Психическая жизнь  человека представляет собой целостный  многогранный процесс отражения  окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.

Дошкольный  возраст – важный этап в становлении  человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. На основе того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте базируется все последующее развитие человека.

В структуре  личности дошкольника особое место  занимают эмоции.

Изучением эмоций занимались видные отечественные и  зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.

Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в  социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей как с нормальным уровнем интеллекта, так и детей с отклонениями в развитии. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

Особенности эмоциональной  сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах  Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.

Изучение эмоциональной  сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей  данной категории задержано: они  постоянно испытывают трудности  со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Проблема специфики  эмоционального развития детей с  задержкой психического развития в  дошкольном возрасте является исключительно  актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.

Исходя из данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников

Предмет исследования – особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

Соответственно  цели исследования были определены следующие задачи:

- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

- сформулировать  общую характеристику детей с ЗПР;

- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;

- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;

- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов детей с задержкой психического развития будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

Экспериментальная база - МДОУ № 35 «Подснежник» и МДОУ № 76 «Солнышко» г.Йошкар-Олы.

В экспериментальном  исследовании были задействованы 20 детей  старшего дошкольного возраста. 10 детей  с задержкой психического развития и 10 детей с нормальным умственным развитием.

Основными методами нашей курсовой работы были выбраны:

  • методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова),
  • тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен),
  • цветовой тест (М. Люшер)
  • проективная методика «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич).

Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложения. В«Заключении» заключаются выводы по теоретической и практической части.

 

Глава 1. Особенности  эмоциональной сферы детей с  ЗПР

1.1 Общая  характеристика детей с ЗПР

Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической  аномалии детского развития развернулось в стране в 60-е годы. Исполняя государственный заказ, НИИ дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики) начал в 1967 году проводить систематические медико-психолого-педагогические исследования сравнительного характера, направленные на изучение общего и специфического в развитии детей с выраженными стойкими трудностями в обучении, умственно отсталых и нормально развивающихся (возглавил работу проф. В.И. Лубовский). Первые обобщения этих данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в книге «О детях с отклонениями в развитии» (1971).

Понятие «задержка  психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. [10, c.7]

 У этих  детей нет специфических нарушений  слуха, зрения, опорно-двигательного  аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно  отсталыми. В то же время  у большинства из них наблюдается  полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. [21, c. 25]

Патогенетической  основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.

ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью  ЦНС.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и  хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций. [4]

В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом, нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Результаты современных исследований говорят о том, что у детей с таким общим диагнозом как «задержка психического развития» природа, характер нарушений, их проявления очень различны. Также очень индивидуальны возможности компенсации негативных тенденций психического развития.

Однако существуют общие критерии для определения  данного понятия. Задержка психического развития - это парциальный, обратимый, недостаток развития, занимающий промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. При данном типе нарушений развития могут обнаруживаться недостатки интеллекта, его предпосылок, речи, моторной сферы и личности (инфантилизм). Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость, но в то же время без специальной коррекционной работы, они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности.

В настоящее  время существуют несколько классификаций вариантов задержки психического развития.

Первая клиническая  классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма.

При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией. [7]

Интересна классификация  В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических  факторов:

- дизонтогенетический  (при состояниях психического инфантилизма);

- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях  ЦНС);

- ЗПР вторичного  характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

 и четвертый  вариант В.В. Ковалев связывает  с ранней социальной депривацией. 

В практике работы более широко используется классификация  К.С. Лебединской (1980), разработанная  на основе этиопатогенетического подхода. [13, с. 407 – 412.]

В соответствии с данной классификацией различают  четыре основных варианта задержки психического развития:

1) церебрально-органического генеза (71 % наблюдений). При этом варианте сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Органический инфантилизм (термин И.А. Юрковой, 1959) характеризуется отсутствием живости и яркости эмоций; бедностью воображения и творчества в игре, ее монотонностью и однообразием, преобладанием в ней компонента двигательной расторможенности. Повышенная внушаемость отражает органический дефект критики. В.В. Ковалев (1973) отмечает, что при церебрастеническом инфантилизме в клинической картине эмоциональная незрелость сочетается с повышенной интеллектуальной истощаемостью, утомляемостью, низкой работоспособностью, соматовегетативными расстройствами;

2) по типу конституционального  (гармонического) психического и психофизического инфaнтилизмa (3 % наблюдений). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную адаптацию. Отечественные клиницисты, характеризуя неосложненные формы так называемого гармонического инфантилизма, обращают внимание на гармоничность сомато-психического облика: инфантильно-грациальное телосложение, яркость и выразительность эмоций, непосредственность и наивность, преобладание эмоциональной мотивации поведения, предпочтение игровой деятельности, отличающейся изобретательностью и активностью. Принято считать, что возникающие у этих детей незначительные затруднения в обучении, как и явления школьной дезадаптации, прежде всего, связаны с несформированностью учебной мотивации и слабостью волевых установок на то, чтобы перестроить свое поведение в соответствии со школьными требованиями. Сохранность интеллекта, общая гармоничность облика, а также данные наследственности позволяют предполагать конституциональную природу незрелости эмоционально-волевой сферы (А.Ф. Мельникова, 1936; Г.Е. Сухарева, 1965; И.А. Юркова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; К.С. Лебединская, 1980 и др.);

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития