Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.

3. Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. У 80% детей с нормальным умственным развитием не было обнаружено негативных эмоциональных проявлений.

У детей с  задержкой психического развития данный тест показал наличие тревожности  и агрессивности высокой степени у 40% детей основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. У 60% детей была выявлена тревожность средней степени основные цвета были опущены до 7 позиции.

4. Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 20% детей с нормальным психическим развитием и у 70% детей с ЗПР, у них был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. 30% детей с ЗПР не смогли нарисовать несуществующее животное.

 

Соотнеся показатели всех методик экспериментального исследования нами были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У) (см. табл.1)

Высокий уровень набрано в заданиях 2.5 – 4 балла

Средний уровень - 2 – 1.5 балла в трёх заданиях.

Низкий 0 – 1 балл в трёх заданиях.

Данные полученные в ходе проведения экспериментального исследования были занесены в таблицу  приведенную ниже.

Таблица 1 – Процентное распределение детей с ЗПР и детей с нормальным умственным развитием по уровню развитию эмоциональной сферы

Группы детей

Низкий уровень  развития эмоциональной сферы (Н/У)

Средний уровень  развития эмоциональной сферы (С/У)

Высокий уровень  развития эмоциональной сферы (В/У)

Дети с нормальным умственным развитием

0%

20%

80%

Дети с ЗПР

30%

70%

0%


 

Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой  психического развития имеются особенности  эмоциональной сферы. В отличие  от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети с нормальным интеллектуальным развитием смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Дети с задержкой психического развития с этим заданием могли справиться только с помощью педагога.

Дети с задержкой  психического развития часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания.

Дети с ЗПР страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации.

Нормальные  дети, в отличие от детей с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности.

Цветовой тест М. Люшера выявил у 8 детей экспериментальной  группы наличие тревожности и  агрессивных проявлений, что было подтверждено и выполнением теста  М.З. Друкаревич «Рисунок несуществующего животного». Дети с ЗПР не могли придумать несуществующее животное, у большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, что показывает пониженный уровень самооценки у детей и наличие скрытых страхов. Дети с нормальным интеллектуальным развитием тоже испытывали трудности в изображении несуществующего животного, но характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.

Выявленные  особенности эмоциональной сферы  у старших дошкольников с ЗПР  и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие  его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, говорят о необходимости коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у дошкольников исследуемой группы.

Выводы  ко второй главе

Проведя данное исследование, исходя из результатов проведенных  методик «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен), цветовой тест (М. Люшер) и проективная методика «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич) можно сделать следующие выводы:

  • В отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети с нормальным интеллектуальным развитием смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Дети с задержкой психического развития с этим заданием могли справиться только с помощью педагога.
  • При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что у 70% детей с ЗПР наблюдается высокий уровень тревожности, а у детей  с нормальным умственным развитием отмечается показатель низкого уровня тревожности.
  • Цветовой тест М. Люшера выявил у детей с ЗПР наличие тревожности и агрессивности высокой степени у 40% детей, у 80% детей с нормальным умственным развитием не было обнаружено негативных эмоциональных проявлений.
  • Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 20% детей с нормальным психическим развитием и у 70% детей с ЗПР, у них был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. 30% детей с ЗПР не смогли нарисовать несуществующее животное.

В результате сравнительного анализа развития эмоциональной сферы, мы выявили, что при интерпретации результатов детей с задержкой психического развития проявляется специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и детей с задержкой психического развития.

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

В результате экспериментального исследования по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и у детей с отклонениями.

Особенностью эмоциональной  сферы дошкольника, является его  значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему у нормальных детей и детей с ЗПР, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности ребенка с ЗПР качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Это подтвердили данные эксперимента.

При всем этом, личность аномального  ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его  эмоциональная сфера. Поэтому очень  важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка с задержкой психического развития и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

 

Список литературы

 

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской – М., 1982. – 125 с.
  2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: 
    пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис пресс, 2005. – 78 с.
  3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 . – 136 с.
  4. Борякова, Н.Ю Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. / Н.Ю. Борякова -  http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
  5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология, 2003. – №1 – С.10.
  6. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: монография / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород, 1993. – С. 98–108.
  7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  8. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева – М., 1993. – 8 с.
  9. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский// Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. – 90 с.
  10. Журбина, О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» / О.А. Журбина – Р/нД, 2007.
  11. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
  12. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  13. Лебединская, К.С. Клинические варианты задержек психического развития/ К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. –1980. №3. – С. 407 – 412.
  14. Лубовский, В.И., Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М., 1984.
  15. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.
  16. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с.
  17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  18. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. / М.С. Певзнер // Дефектология. №3. – 1972. – С. 8 – 14.
  19. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 104 с.
  20. Попова, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221-224.
  21. Прозорова, М. «Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР» / М. Прозорова// Дефектология. — 2006 . — № 2. С. 25
  22. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие – М.:АКТИ,2006.
  23. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: монография / С.Л. Рубинштейн. – М.: – 1976. – 458 с.
  24. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития/ У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994. – 228 с.
  25. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  26. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
  27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной – М. Педагогика, 1972.
  28. Шаповалова, О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости/О.Е. Шаповалова. – Биробиджан, изд. БГПИ – 2003. – 96 c.

 

 

 

Приложение 1

Эмоциональная идентификация диагностическая  методика для детей дошкольного  возраста (Е. И. Изотовой)

В настоящее  время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста.

Направленность  методики:

  • общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
  • диагностическая серия № 1, № 2:

выявление сформированности двух компонентов процесса опознания  эмоций — восприятия и понимания  эмоциональных состояний;

  • диагностическая серия № 2:
  • определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);
  • выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
  • выявление фактора эмоциональной напряженности.

Показатели  методики:

  1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);
  2. понимание эмоционального содержания;
  3. идентификация эмоций;
  4. вербализация эмоций;
  5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);
  6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
  7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Дифференциация  результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.

Дифференциация  результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Диагностическая серия № 1

(для  детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)

Этап 1

Стимульный  материал: лист белой бумаги, цветные  карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.

 

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития