Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
- сформулировать общую характеристику детей с ЗПР;
- охарактеризовать развитие личности и особенности эмоциональной сферы, у детей с ЗПР;
- провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР………………………………………………………………...6
1.1 Общая характеристика детей с ЗПР………………………………………....6
1.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей с ЗПР…………………………18
1.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР……………24
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР……………………………………………32
2.1 Организация и методы исследования………………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….38
Выводы ко второй главе………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Приложения……………………………………………………………………...51
Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.
3. Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. У 80% детей с нормальным умственным развитием не было обнаружено негативных эмоциональных проявлений.
У детей с задержкой психического развития данный тест показал наличие тревожности и агрессивности высокой степени у 40% детей основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. У 60% детей была выявлена тревожность средней степени основные цвета были опущены до 7 позиции.
4. Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 20% детей с нормальным психическим развитием и у 70% детей с ЗПР, у них был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. 30% детей с ЗПР не смогли нарисовать несуществующее животное.
Соотнеся показатели всех методик экспериментального исследования нами были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У) (см. табл.1)
Высокий уровень набрано в заданиях 2.5 – 4 балла
Средний уровень - 2 – 1.5 балла в трёх заданиях.
Низкий 0 – 1 балл в трёх заданиях.
Данные полученные в ходе проведения экспериментального исследования были занесены в таблицу приведенную ниже.
Таблица 1 – Процентное распределение детей с ЗПР и детей с нормальным умственным развитием по уровню развитию эмоциональной сферы
Группы детей |
Низкий уровень развития эмоциональной сферы (Н/У) |
Средний уровень развития эмоциональной сферы (С/У) |
Высокий уровень развития эмоциональной сферы (В/У) |
Дети с нормальным умственным развитием |
0% |
20% |
80% |
Дети с ЗПР |
30% |
70% |
0% |
Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоциональной сферы. В отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети с нормальным интеллектуальным развитием смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Дети с задержкой психического развития с этим заданием могли справиться только с помощью педагога.
Дети с задержкой психического развития часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания.
Дети с ЗПР страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации.
Нормальные дети, в отличие от детей с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности.
Цветовой тест М. Люшера выявил у 8 детей экспериментальной группы наличие тревожности и агрессивных проявлений, что было подтверждено и выполнением теста М.З. Друкаревич «Рисунок несуществующего животного». Дети с ЗПР не могли придумать несуществующее животное, у большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, что показывает пониженный уровень самооценки у детей и наличие скрытых страхов. Дети с нормальным интеллектуальным развитием тоже испытывали трудности в изображении несуществующего животного, но характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.
Выявленные
особенности эмоциональной
Выводы ко второй главе
Проведя данное исследование, исходя из результатов проведенных методик «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен), цветовой тест (М. Люшер) и проективная методика «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич) можно сделать следующие выводы:
В результате сравнительного анализа развития эмоциональной сферы, мы выявили, что при интерпретации результатов детей с задержкой психического развития проявляется специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
В данной работе были рассмотрены особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и детей с задержкой психического развития.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
В результате экспериментального исследования по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и у детей с отклонениями.
Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.
Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему у нормальных детей и детей с ЗПР, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности ребенка с ЗПР качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Это подтвердили данные эксперимента.
При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка с задержкой психического развития и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Список литературы
Приложение 1
Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного возраста (Е. И. Изотовой)
В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста.
Направленность методики:
выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;
Показатели методики:
Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.
Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.
Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.
Диагностическая серия № 1
(для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития