Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Характеристика речи…………………………………………………….
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...
1.3. Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...
Выводы по первой главе………………………………………………….31
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогиЧЕСКОЙ речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………………
Выводы по второй главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Приложения……………………………………………
Заключение
1.
Согласно взглядам
Проблемой развития диалогической речи детей занимались многие ученые, такие психологи как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др. Однако недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на развитие диалогической речи ребенка, несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики.
В последнее время активизировалась разработка педагогических идей о роли диалогической речи детей в контексте личностных новообразований (познание мира и преобразование самого себя) (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич).
Обилие материала, в котором получили раскрытие отдельные стороны проблемы (при этом, как правило, с разных авторских позиций) не обеспечивает педагогов достаточно ясным и целостным представлением о ее сущности и путях реализации в условиях современных дошкольных образовательных учреждений.
2.
По результатам
3.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что у детей
дошкольного возраста
Список использованной литературы:
1. Алексеева
М.М. Методика развития речи
и обучения родному языку
2. Арушанова
А.Г. Речь и речевое общение
детей 3-7 лет: Методическое пособие
для воспитателей детского
3. Арушанова А.Г., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
5.Бородич
А.М. Методика развития речи
детей: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Дошкольная
педагогика и психология»/ А.М.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
7. Градусова
Л. В. Диагностические
8. Запорожец
А.В. Развитие речи // Психология
детей дошкольного возраста. / Под
ред. А.В.Запорожца, Д.Б.
9. Козлова С.А Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А.Козлова Т.А. Куликова Т.А. . – 4-е изд., стер. –М. : «Академия», 2002. – 415с.
10. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. «Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы». – Ростов-н/Д:ТЦ «Учитель», 2002. 21с.)
11.Лалаева
Р.И. Методика
12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
13. Леонтьев А.А. (отв. ред.) Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 2007.
15. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под. ред. М.И. Лисиной. – М, 1985, Г.8.
16. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320с.
17. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
18. Немов Р.С. Психология в 3кн. Кн. 2. Психология образования : учебник для вузов / Р.С. Немов. 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.- 608с.
19.Программа
и методика развития речи
20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштей. - СПб: издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
22. Развитие
речи детей дошкольного
23. Сохин
Ф. А. Психолого-
24. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981.- 144с
26. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная моногр. / под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 207 с.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
28. Ушакова
О.С. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: учеб.
– метод. пособие для
29. Ушакова
О.С. Развитие речи детей
30. Ушакова
О. С. Развитие речи
31. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
32. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.
Приложение 1
Список детей:
1.Антимонова Даша – 4,8мес.
2.Валиуллин Артем – 4,5 мес.
3. Падагуц Даша – 4, 8 мес.
4. Рыкунов Дима – 4,7 мес.
5. Самохвал Настя – 4,6 мес.
6. Серов Влад – 4,9 мес.
7 Савельев Саша.– 4,7 мес.
8 Зюзина Полина.– 4,8 мес.
9. Кулешов Саша – 4,6 мес.
10. Шакирова
Жанна - 4,7 мес.
№
п/п |
Аспекты изучения | Методы | Оборудование | Оценка овладения (в баллах) |
1.
. |
Умение задавать
вопросы
1.Использует разнообразные по содержанию формы вопросов.
|
1.Наблюдение
за речью ребенка в процессе
повседневного общения. 2.Игры парами. 3.Игры с телефоном. |
«Разрезные картинки» Игрушка телефон |
5 баллов –
в речи присутствуют вопросы
делового, познавательного и социально-
личностного содержания;
4 балла
– наличие вопросов делового
и познавательного характера,
изредко используются вопросы
социально- личностного 3 балла – вопросы однообразны (по поводу деятельности); 2 балла – крайне редко задает вопросы |
2. | 2.Использует
простые, двучастные, Умение отвечать на вопросы. |
5 баллов –
использует все формы вопросов
4 балла – испльзует 2-3 формы вопросов 3 балла
– преобладают простые вопросы, 2 балла – использует только простые формы вопросов | ||
Культура диалога
1.Поддерживает тему разговора.
2.соблюдает очередность. |
5 баллов –
отвечает охотно, коммуникативно целесообразно,
по теме
4 балла – изредко уходит от ответа на вопросы сверстников 3 балла – может оставить вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью 2 балла – отвечает неохотно |
5 баллов – высокий уровень освоения умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 – низкий.
Приложение 3
10.Изредка уходит от ответа на вопросы сверстника | + | + | + | + | + | |||||
11. Может
оставить без ответа вопросы
как взрослых, так и сверстников,
ответы не отличаются |
+ | + | + | |||||||
12. отвечает неохотно | + |
Приложение № 4
Приложение 5
В качестве примера приведем высказывания Антимоновой Даши и . Валиуллина Артема.
Протокол рассматривания картинок.
Ребенок: Антимонова Даша.
Возраст: 4г.8мес.
Инструкция.
В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».
Задаются следующие вопросы:
Вопрос: Где ласточка свила гнездо?
Ответ: Ласточка свила гнездо на крыше .
Вопрос: Кто был в гнезде?
Ответ: В гнезде были птенцы.
Вопрос:
Что случилось с одним
Ответ: Птенчик упал с гнезда.
Вопрос: Кто увидел на земле птенчика?
Ответ: Мальчик увидел птенчика.
Вопрос: Что сделал мальчик?
Ответ: Он положил птенчика в гнездо.
Обработка данных: ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл, языковое оформление в виде предложения – 3 балла.
У Насти высокий уровень, т.к. ответ соответствует ситуации, дан предложением;
Протокол рассматривания картинок.
Ребенок: Валиуллин Артем.
Возраст: 4г.5мес.
В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».
Задаются следующие вопросы:
Вопрос: Где ласточка свила гнездо?
Ответ: Крыша.
Вопрос: Кто был в гнезде?
Ответ: Птичка.
Вопрос:
Что случилось с одним
Ответ: Просто упал.
Вопрос: Кто увидел на земле птенчика?
Ответ: этот мальчик.
Вопрос: Что сделал мальчик?
Ответ: Домой.
Обработка данных: ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл, языковое оформление в виде предложения – 3 балла.
У Артема низкий уровень, т.к. ответ дается формой слова, содержание ответа не соответствует ситуации.
Уровень выполнения задания в целом:
1 (самый высокий) уровень - ответ соответствует ситуации, дан предложением;
2 уровень (выше среднего) – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием;
3
уровень (средний)– ответ
4
уровень (ниже среднего) – в
ответе неточное отражение
5 уровень
(низкий) – случайный ответ одним
словом, содержание ответа не соответствует
ситуации.
Информация о работе Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста