Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Характеристика речи…………………………………………………….
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...
1.3. Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...
Выводы по первой главе………………………………………………….31
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогиЧЕСКОЙ речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………………
Выводы по второй главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Заключение

     1. Согласно взглядам отечественных  психологов (Л.С. Выготский, А.В.  Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) диалогическая речь является наиболее социально значимым для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. 

     Проблемой развития диалогической речи детей занимались многие ученые, такие психологи как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др. Однако недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на развитие диалогической речи ребенка, несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики.

       В последнее время активизировалась разработка педагогических идей о роли диалогической речи детей в контексте личностных новообразований (познание мира и преобразование самого себя) (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич).

     Обилие  материала, в котором получили раскрытие  отдельные стороны проблемы (при  этом, как правило, с разных авторских  позиций) не обеспечивает педагогов достаточно ясным и целостным представлением о ее сущности и путях реализации в условиях современных дошкольных образовательных учреждений.

     2. По результатам констатирующего  эксперимента выяснилось, что дети  среднего дошкольного возраста мало владеют диалогической речью. В диалоги у детей чаще преобладают простые вопросы, другие формы встречаются редко. Дети могут оставить вопросы без внимания,  как взрослых, так и сверстников. В процессе общения не всегда поддерживают тему разговора, не соблюдают очередность, перебивают друг друга.

      3. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что у детей  дошкольного возраста отмечается  недостаточное развитие диалогической  речи, выражающееся в трудности  вступления в контакт с людьми, вопросы детей однообразны и просты, ответы не отличаются исчерпанностью, не всегда умеют поддерживать тему разговора и соблюдать очередность, слушать партнера и вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Алексеева  М.М. Методика развития речи  и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400с.

2. Арушанова  А.Г. Речь и речевое общение  детей 3-7 лет: Методическое пособие  для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова.- Изд. 2-е, испр., доп. - М.:Мозаика - Синтез, 2004- 272с.

3. Арушанова  А.Г., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.

Арушанова А. Организация диалогического общения  дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

  1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.

5.Бородич  А.М. Методика развития речи  детей: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. «Дошкольная  педагогика и психология»/ А.М.  Бородич. - 2 – е изд. – М.: Просвещение,1981. – 255 с., ил.

6. Выготский  Л.С. Мышление и речь Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.

7. Градусова  Л. В. Диагностические методики  речевого развития дошкольников : учеб.-метод. пособие / Л. В.  Градусова, Н. И. Левшина. –  Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 67 с.

8. Запорожец  А.В.  Развитие речи // Психология  детей дошкольного возраста. / Под  ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.  – М., 1964

9. Козлова  С.А Дошкольная педагогика: учебное  пособие / С.А.Козлова Т.А. Куликова  Т.А. . – 4-е изд., стер. –М. :  «Академия», 2002. – 415с.

10. Колодяжная  Т. П., Колунова Л. А. «Речевое  развитие ребенка в детском  саду: новые подходы». – Ростов-н/Д:ТЦ  «Учитель», 2002. 21с.)

11.Лалаева  Р.И. Методика психолингвистического  исследования нарушений устной  речи у детей. - М., 2004)

12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.       

13. Леонтьев  А.А. (отв. ред.) Основы теории речевой  деятельности. – М.: Наука, 1974. – 368 с.

  1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов,

обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 2007.

15. Лисина  М.И. Общение и речь: развитие  речи у детей в общении со  взрослыми / под. ред. М.И. Лисиной.  – М, 1985, Г.8.

16. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320с.

17. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.

18. Немов  Р.С. Психология в 3кн. Кн. 2. Психология  образования : учебник для вузов  / Р.С. Немов. 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.- 608с. 

19.Программа  и методика развития речи детей  дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.

20. Пиаже  Ж. Речь и мышление ребёнка  Союз Спб. 1997

21. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л.  Рубинштей. -  СПб: издательство  «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

22. Развитие  речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.  сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. —  2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

23. Сохин  Ф. А. Психолого-педагогические  основы развития речи дошкольников: учебное пособие / Ф.А. Сохин. – 2-е изд. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 2002. – 224с.

24. Смирнова  Е.О. Особенности общения с  дошкольниками: Учеб. пособие для  студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.

25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981.- 144с

26. Теоретико-методологические  аспекты социализации дошкольников : коллективная моногр. / под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 207 с.

27. Урунтаева  Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е  изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

28. Ушакова  О.С. Методика развития речи  детей дошкольного возраста: учеб. – метод. пособие для воспитателей  дошк. образоват. учреждений/ О.С.  Ушакова, Е. М. Струнина. –М. : Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.      

29. Ушакова  О.С. Развитие речи детей четырех-  семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995.- №1.-с.59-66

30. Ушакова  О. С. Развитие речи дошкольника.  – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

31. Флерина  Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.

32. Якубинский  Л. П. Избранные работы: Язык  и его функционирование // Отв.  ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

 

  
 
 
 

Приложение 1

      Список  детей:

1.Антимонова  Даша – 4,8мес.

2.Валиуллин  Артем – 4,5 мес.

3. Падагуц  Даша – 4, 8 мес.

4. Рыкунов  Дима – 4,7 мес.

5. Самохвал  Настя – 4,6 мес.

6. Серов  Влад – 4,9 мес.

7 Савельев  Саша.– 4,7 мес.

8 Зюзина Полина.– 4,8 мес.

9. Кулешов  Саша – 4,6 мес.

10. Шакирова  Жанна -  4,7 мес.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    • Приложение 2

                                                                          Методы обследования и критерии оценки

    п/п

    Аспекты изучения     Методы  Оборудование                 Оценка овладения (в баллах)
      1.

    .

    Умение задавать вопросы

    1.Использует  разнообразные по содержанию  формы вопросов.

     

    1.Наблюдение  за речью ребенка в процессе  повседневного общения. 

    2.Игры парами. 

    3.Игры с телефоном.

     
     
     
     
    «Разрезные картинки» 

    Игрушка телефон

    5 баллов –  в речи присутствуют вопросы  делового, познавательного и социально-  личностного содержания;

    4 балла  – наличие вопросов делового  и познавательного характера,  изредко используются вопросы  социально- личностного характера;

    3 балла  – вопросы однообразны (по  поводу деятельности);

    2 балла  – крайне редко задает вопросы

      2. 2.Использует  простые, двучастные,альтернативные, расчлененные вопросы.

    Умение отвечать на вопросы.

    5 баллов –  использует все формы вопросов

    4 балла – испльзует 2-3 формы вопросов

    3 балла  – преобладают простые вопросы,  другие формы всречаются редко

    2 балла  – использует только простые  формы вопросов

      Культура диалога 1.Поддерживает тему разговора.

    2.соблюдает очередность.

    5 баллов –  отвечает охотно, коммуникативно целесообразно, по теме

    4 балла  – изредко уходит от ответа  на вопросы сверстников

    3 балла  – может оставить вопросы как  взрослых, так и сверстников, ответы  не отличаются исчерпанностью

    2 балла  – отвечает неохотно

     

    5 баллов –  высокий уровень освоения умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 – низкий.

         Приложение 3

                                                    Изучение особенностей диалогического речи детей среднего дошкольного возраста

    10.Изредка  уходит от ответа на вопросы  сверстника         +       +     +       +       +
    11. Может  оставить без ответа вопросы  как взрослых, так и сверстников,  ответы не отличаются ичерпанностью           +         +       +  
    12. отвечает  неохотно       +                
     

    Приложение  № 4

                                                        Диагностическая карта развития диалогической речи у детей 

          Приложение 5

         В качестве примера приведем высказывания Антимоновой Даши и . Валиуллина Артема.

         Протокол  рассматривания картинок.

    Ребенок: Антимонова Даша.

    Возраст: 4г.8мес.

          Инструкция.

    В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».

          Задаются  следующие вопросы:

    Вопрос: Где ласточка свила гнездо?

         Ответ: Ласточка свила гнездо на крыше .

    Вопрос: Кто был в гнезде?

         Ответ: В гнезде были птенцы.

    Вопрос: Что случилось с одним птенчиком?

         Ответ: Птенчик упал с гнезда.

    Вопрос: Кто увидел на земле птенчика?

         Ответ: Мальчик увидел птенчика.

    Вопрос: Что сделал мальчик?

         Ответ: Он положил птенчика в гнездо.

    Обработка данных: ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл, языковое оформление в виде предложения – 3 балла.

                У Насти высокий  уровень, т.к. ответ соответствует  ситуации, дан предложением;

         Протокол  рассматривания картинок.

    Ребенок: Валиуллин Артем.

    Возраст: 4г.5мес.

    В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».

          Задаются  следующие вопросы:

    Вопрос: Где ласточка свила гнездо?

          Ответ: Крыша.

    Вопрос: Кто был в гнезде?

         Ответ: Птичка.

    Вопрос: Что случилось с одним птенчиком?

         Ответ: Просто упал.

    Вопрос: Кто увидел на земле птенчика?

         Ответ: этот мальчик.

    Вопрос: Что сделал мальчик?

         Ответ: Домой.

    Обработка данных: ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл, языковое оформление в виде предложения – 3 балла.

          У Артема низкий уровень, т.к. ответ дается формой слова, содержание ответа не соответствует ситуации.

         Уровень выполнения задания в целом:

          1 (самый высокий) уровень - ответ  соответствует ситуации, дан предложением;

          2 уровень (выше среднего) – ответ  соответствует ситуации, дан одним словосочетанием;

          3 уровень (средний)– ответ соответствует  ситуации, дан одним словом;

          4 уровень (ниже среднего) – в  ответе неточное отражение изображенной  на картинке ситуации, дается  формой слова; 

    5 уровень  (низкий) – случайный ответ одним  словом, содержание ответа не соответствует ситуации.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста