Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Характеристика речи…………………………………………………….
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...
1.3. Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...
Выводы по первой главе………………………………………………….31
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогиЧЕСКОЙ речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………………
Выводы по второй главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);Достаточный  уровень – 5 детей (50%);Средний уровень  – 3 ребенка (30%);Низкий уровень - 1 ребенок (10%)

     После ряда наблюдений в констатирующем эксперименте для изучения диалогической речи детей среднего дошкольного возраста использовалась методика Лалаевой Р.И.[11].

      а) Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом для исследования служат серии из 4-5 картинок.

      Например, серия из 4 картинок «Мальчик и ласточка»:

 1 – Ласточка свила гнездо около окна.

2 –  Птенчик упал из гнезда.

 3 - Мальчик увидел птенчика.

4 –  Мальчик положил птенчика в  гнездо.

      Процедура исследования.

Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.

      Инструкция.

В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».

      Задаются  следующие вопросы:

  • Где ласточка свила гнездо?
  • Кто был в гнезде?
  • Что случилось с одним птенчиком?
  • Кто увидел на земле птенчика?
  • Что сделал мальчик?

Критерии  оценок:

  • соответствие ответа ситуации;
  • характер языкового оформления ответа: предложением, словосочетанием, одним словом.

Ответы  на каждый вопрос оцениваются в баллах следующим образом.

      По  критерию соответствия ситуации:

  • ответ не соответствует ситуации – 0,
  • ответ соответствует изображенной ситуации – 1 балл.

       По  критерию характера языкового оформления:

  • ответ дан в виде слова – 1 балл,
  • в виде словосочетания – 2,
  • в виде предложения – 3 балла.

      Определяется  уровень выполнения задания в  целом:

      1 (самый высокий) уровень - ответ  соответствует ситуации, дан предложением;

      2 уровень (выше среднего) – ответ  соответствует ситуации, дан одним  словосочетанием; 

      3 уровень (средний)– ответ соответствует ситуации, дан одним словом;

      4 уровень (ниже среднего) – в  ответе неточное отражение изображенной  на картинке ситуации, дается  формой слова; 

5 уровень  (низкий) – случайный ответ одним  словом, содержание ответа не  соответствует ситуации.

Обработка данных. Данные оформили в протоколах и таблицах.

      б) Исследование диалогической речи с  опорой на сюжетную картинку.

     Материалом  для исследования служит сюжетная картинка.

Например, сюжетная картинка «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Они увидели белку. Девочка и мальчик собирают землянику. Девочки сорвали ландыши.

      Процедура и инструкция.

Ребенку предлагается картинка и дается следующая  инструкция: «Рассмотри внимательно  картинку. Скажи…».

Задаются  следующие вопросы по содержанию картинки:

  • Куда пришли ребята?
  • Кого (что) дети увидели в лесу?
  • Во что дети собирают землянику?
  • Какие цветы сорвали девочки?

Критерии  оценок:

  • соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;
  • характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

Ответы  оцениваются в баллах аналогично предыдущему заданию

Определяются  уровни выполнения задания (см.1).

    Обработка данных. Оценивали соответствие ответа изображенной на

картинке  ситуации и характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

        Данные оформили в протоколах (Приложение №5) и таблицах.

      Определяется  уровень выполнения задания в  целом:

      1 (самый высокий) уровень - ответ  соответствует ситуации, дан предложением;

      2 уровень (выше среднего) – ответ  соответствует ситуации, дан одним  словосочетанием;

      3 уровень (средний)– ответ соответствует  ситуации, дан одним словом;

      4 уровень (ниже среднего) – в  ответе неточное отражение изображенной  на картинке ситуации, дается  формой слова; 

5 уровень  (низкий) – случайный ответ одним  словом, содержание ответа не соответствует ситуации.

Таблица

Имя ребенка соответствие  ответа изображенной на картинке ситуации;   Уровень развития
характер  языкового оформления
предложением словосочетанием  словом
1 Антимонова  Даша + +     высокий
2 Валиуллин Артем -     + низкий
3  Падагуц Даша +   +   выше среднего.
4 Рыкунов Дима +     + средний
5 Самохвал Настя +   +   выше среднего
6 Серов Влад +   +   выше среднего
7 Савельев Саша +       ниже среднего
8 Зюзина Полина +     + средний
9 Кулешов Саша +     + средний
10 Шакирова Жанна +   +   выше среднего
 

Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);выше среднего– 4 ребенка (40%);средний уровень – 3 ребенка (30%);ниже среднего – 1 ребенок (10%);низкий уровень - 1 ребенок (10%) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты констатирующего  эксперимента

      В процессе анализа результатов констатирующего  эксперимента была получена развернутая  характеристика количественных и качественных особенностей диалогического речи у  детей среднего дошкольного возраста.

     Методика  №1 показала, что дети довольно легко  вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей  задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.

     Методика  №2 показала, что в дидактических играх парами дети не всегда соблюдают следующие игровые правила: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

     Методика  №3 показала, что у детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции Дети общались между собой очень эмоционально, бурно, но не учитывали общие интересы, часто перебивали друг друга и не соблюдали существующие правила телефонного этикета.

     Методика  Лалаевой Р.И.  показала, что характер языкового оформления ответа в основном соответствует ситуации изображенной на картинке, но дается в форме слова  или одним словосочетанием.

     Таким образом, нами было проведено наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного  общения, игры парами и с телефоном  по методике Бизиковой О.А. и методика Лалаевой Р.И. с опорой на серию сюжетных картинок (для определения, каким  образом дети могут вступать в диалог  с детьми и поддерживать тему разговора соблюдая очередность, давая ответы на вопросы и задавая их), направленная на обследование ведущей формы диалогической речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по второй главе

     1. Анализ обследования диалогической речи детей показал, что у одного ребенка (10 %) отмечается высокий уровень активности. Дети данной группы быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками и вступают в диалог,  поддерживают тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально – личностного содержания. Они используют все формы вопросов, отвечают на вопросы охотно, их предложения полные, имеют интонационную выразительность.

     У трех детей отмечается достаточный(30%) уровень сформированности диалогической речи. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно вступают в диалог и стремятся поддерживать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально – личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.

     А у пяти детей средний(50%) уровень  сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них стереотипный способов общения. Вопросы детей однообразны, преобладают простые вопросы Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда могут оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

     И, наконец, у одного ребенка  отмечается низкий (10%) уровень диалогической  речи. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в  смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. Дети данной группы крайне редко задают вопросы, используя только простые формы вопросов, сами отвечают на них с неохотой.

      Анализируя  полученные данные констатирующего  эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней развития диалогических умений.

Высокий уровень  - 1 ребенок (10%)

                                   Достаточный  - 3 детей (30%)

                                   Средний уровень  - 5 ребенка (50%)

                                   Низкий уровень  - 1 ребенок (10%)

     2.Итак, можно сделать вывод, что дети  среднего дошкольного возраста  мало владеют диалогической речью.  Диалогическая речь детей в  основном состоит от 2 до 4 слов  Дети умеют слушать и понимать  речь, участвуют в общении чаще  по инициативе других. Часть детей малоактивна и малоразговорчива в общении со сверстниками, невнимательны, редко пользуются, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста