Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Характеристика речи…………………………………………………….
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...
1.3. Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...
Выводы по первой главе………………………………………………….31
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогиЧЕСКОЙ речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………………
Выводы по второй главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Приложения……………………………………………
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень - 1 ребенок (10%);Достаточный уровень – 5 детей (50%);Средний уровень – 3 ребенка (30%);Низкий уровень - 1 ребенок (10%)
После ряда наблюдений в констатирующем эксперименте для изучения диалогической речи детей среднего дошкольного возраста использовалась методика Лалаевой Р.И.[11].
а) Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок. Материалом для исследования служат серии из 4-5 картинок.
Например, серия из 4 картинок «Мальчик и ласточка»:
1 – Ласточка свила гнездо около окна.
2 – Птенчик упал из гнезда.
3 - Мальчик увидел птенчика.
4 – Мальчик положил птенчика в гнездо.
Процедура исследования.
Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.
Инструкция.
В процессе рассматривания картинок даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».
Задаются следующие вопросы:
Критерии оценок:
Ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах следующим образом.
По критерию соответствия ситуации:
По
критерию характера языкового
Определяется уровень выполнения задания в целом:
1 (самый высокий) уровень - ответ соответствует ситуации, дан предложением;
2 уровень (выше среднего) – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием;
3
уровень (средний)– ответ
4
уровень (ниже среднего) – в
ответе неточное отражение
5 уровень (низкий) – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации.
Обработка данных. Данные оформили в протоколах и таблицах.
б) Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку.
Материалом для исследования служит сюжетная картинка.
Например, сюжетная картинка «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Они увидели белку. Девочка и мальчик собирают землянику. Девочки сорвали ландыши.
Процедура и инструкция.
Ребенку предлагается картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…».
Задаются следующие вопросы по содержанию картинки:
Критерии оценок:
Ответы оцениваются в баллах аналогично предыдущему заданию
Определяются уровни выполнения задания (см.1).
Обработка данных. Оценивали соответствие ответа изображенной на
картинке ситуации и характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).
Данные оформили в протоколах (Приложение №5) и таблицах.
Определяется уровень выполнения задания в целом:
1 (самый высокий) уровень - ответ соответствует ситуации, дан предложением;
2 уровень (выше среднего) – ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием;
3
уровень (средний)– ответ
4
уровень (ниже среднего) – в
ответе неточное отражение
5 уровень (низкий) – случайный ответ одним словом, содержание ответа не соответствует ситуации.
Таблица
|
Выводы об уровне развития:
Высокий
уровень - 1 ребенок (10%);выше среднего–
4 ребенка (40%);средний уровень – 3
ребенка (30%);ниже среднего – 1 ребенок
(10%);низкий уровень - 1 ребенок (10%)
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
В
процессе анализа результатов
Методика №1 показала, что дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.
Методика №2 показала, что в дидактических играх парами дети не всегда соблюдают следующие игровые правила: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
Методика №3 показала, что у детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции Дети общались между собой очень эмоционально, бурно, но не учитывали общие интересы, часто перебивали друг друга и не соблюдали существующие правила телефонного этикета.
Методика Лалаевой Р.И. показала, что характер языкового оформления ответа в основном соответствует ситуации изображенной на картинке, но дается в форме слова или одним словосочетанием.
Таким
образом, нами было проведено наблюдение
за речью ребенка в процессе повседневного
общения, игры парами и с телефоном
по методике Бизиковой О.А. и методика
Лалаевой Р.И. с опорой на серию сюжетных
картинок (для определения, каким
образом дети могут вступать в диалог
с детьми и поддерживать тему разговора
соблюдая очередность, давая ответы на
вопросы и задавая их), направленная на
обследование ведущей формы диалогической
речи.
Выводы по второй главе
1. Анализ обследования диалогической речи детей показал, что у одного ребенка (10 %) отмечается высокий уровень активности. Дети данной группы быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками и вступают в диалог, поддерживают тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально – личностного содержания. Они используют все формы вопросов, отвечают на вопросы охотно, их предложения полные, имеют интонационную выразительность.
У трех детей отмечается достаточный(30%) уровень сформированности диалогической речи. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно вступают в диалог и стремятся поддерживать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально – личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.
А у пяти детей средний(50%) уровень сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них стереотипный способов общения. Вопросы детей однообразны, преобладают простые вопросы Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда могут оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.
И, наконец, у одного ребенка отмечается низкий (10%) уровень диалогической речи. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. Дети данной группы крайне редко задают вопросы, используя только простые формы вопросов, сами отвечают на них с неохотой.
Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней развития диалогических умений.
Высокий уровень - 1 ребенок (10%)
2.Итак,
можно сделать вывод, что дети
среднего дошкольного возраста
мало владеют диалогической
Информация о работе Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста