Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Появление речи обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Характеристика речи…………………………………………………….
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...
1.3. Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...
Выводы по первой главе………………………………………………….31
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогиЧЕСКОЙ речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента……………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………………
Выводы по второй главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      Также в литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л. С. Выготский,  С. Л. Рубенштейн. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

      Требования  программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ. Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи  наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

     Развитие  диалогической речи играет ведущую  роль в процессе речевого развития  ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

     Освоение  разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

       Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

     Таким образом, одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»). В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений. Таковы основные пути формирования разговорной (диалогической) речи дошкольников в повседневной жизни. 

Выводы  по первой главе

  1. В первой главе, раскрывается понятие «речь».

Речь  традиционно определяется как “процесс выражения мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка в процессе общения. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

      Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

      2. Так же нами были рассмотрены  особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, и мы можем сделать вывод о том, что диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог является естественной средой развития личности.

      Пятый год жизни – это период высокой  речевой активности детей и интенсивного развития их диалогической речи.

     3.Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия взрослых  между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

     Следует отметить, что отдельные диалогические  умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»). В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений. Таковы основные пути формирования разговорной (диалогической) речи дошкольников в повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

     Эксперимент проводился на базе МДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 81 «Материнская школа» г. Магнитогорска.

Количество  участников в эксперименте составило 10 воспитанников в возрасте четырех - пяти лет. Список детей прилагается (см. Приложение №1).

      Целью констатирующего эксперимента было выявление и изучение особенностей диалогической  речи у детей среднего дошкольного возраста.

      В соответствии с целью исследования в констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:

      1.  Выявить особенности развития  диалогической  речи у детей  среднего дошкольного возраста.

      2. Провести качественный и количественный анализ результатов обследования.

     Для экспериментального исследования мы выбрали  методики при помощи, которых определили уровень развития диалогических  умений и развитие диалогической  речи детей среднего дошкольного возраста с опорой на серию сюжетных картинок.

      В констатирующем эксперименте использовались методики Бизиковой О.А [4]. И Лалаевой Р.И. [11].

     Для решения поставленных задач использовала следующие методы Бизиковой О.А.:

  1. наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения.
  2. игры парами
  3. игры с телефоном

      Аспекты изучения:

1. Умение  задавать вопросы:

  • использует разнообразные по содержанию формы вопросов.
  • использует простые, двучастные, альтернативные, расчлененные вопросы.

2. Умение  отвечать на вопросы. 

3. Культура диалога

  • поддерживает тему разговора.
  • соблюдает очередность.

     Методы  обследования детей и критерии оценки диалогических умений детей представлены в приложении (см. Приложение №2).

     Уровни  оценки умений (в баллах):

       5 баллов – высокий уровень освоения умения,

       4 – достаточный,

       3 – средний,

       2 – низкий.

     Все данные оформили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные умения оценки диалогической речи детей среднего дошкольного возраста (см. Приложение №3 и №4).

     Метод 1: наблюдение за речью ребенка в  процессе повседневного общения в условиях ДОУ.

     Подготовка  исследования. Группа испытуемых из 10 человек и предметно-развивающая  среда, режимные моменты.

Проведение  исследования. Исследование проводили  в детском саду в процессе повседневного общения детей.

     Выводы  об уровне развития:

     Высокий уровень - 1 ребенок (10%);Достаточный  уровень – 5 детей (50%);Средний уровень  – 3 ребенка (30%);Низкий уровень - 1 ребенок (10%)

     Метод 2: игры парами.

     Цель: Обследовать способы владения диалогическим  общением.

     Подготовка  исследования. Приготовили 20 открыток (сюжетных и предметных), на которых изображены действующие лица и предметы, в названиях которых есть звук [c] (собака, снеговик везет детей на санках, слон едет на автомобиле).

     Проведение  исследования. Исследование проводили  со всеми детьми, но по два человека. Детям давали рассмотреть открытки и предлагали вместе с товарищем выбрать те, в названиях которых слышится звук [c].

     Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать  следующие игровые правила: соблюдать  очередность, слушать партнера, договариваться и сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера.

Данные  оформили в таблицу.

     Выводы  об уровне развития:

5 баллов  – высокий уровень освоения  умения,

4 –  достаточный,

3 –  средний, 

 2 – низкий.

     Таблица

Имя ребенка Умение 

соблюдать

очередность

Умение 

слушать

партнера

Умение

договариваться 

и сказанного

не повторять

 Умение

дополнять высказывания

партнера

Количество  баллов Уровень развития
1 Антимонова  Даша + + + + + 5-высокий
2 Валиуллин Артем + + - - - 2-низкий
3  Падагуц Даша + + + + - 4достаточ.
4 Рыкунов Дима + + + - - 3-средний
5 Самохвал Настя + + + - + 4-достаточ.
6 Серов Влад + + + + - 4-достаточ.
7 Савельев Саша + + + + - 4-достаточ.
8 Зюзина Полина + + + - - 3-средний
9 Кулешов Саша + + + - - 3-средний
10 Шакирова Жанна + + + - + 4-достаточ.
 

Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);Достаточный  уровень – 5 детей (50%);Средний уровень  – 3 ребенка (30%);Низкий уровень - 1 ребенок (10%)

     Метод 3. Игры с телефоном.

     Цель: выяснить умения детей вести диалоги по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета.

Подготовка  исследования. Приготовили игрушечный телефон, соединенный с проводами.

     Проведение  исследования. Исследование проводили  индивидуально и небольшими группами. Детям в телефонных играх предлагалось разыграть различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения и т.п.); вызов врача на дом; экстренной звонок родителям на работу; звонок бабушке или другим родственникам или друзьям, чтобы справиться о самочувствии; и т.д.

     Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать  культуру диалога: поддерживать тему разговора  и соблюдать очередность.

Данные  оформили в таблицу.

     Выводы  об уровне развития:

5 баллов – высокий уровень освоения умения,

4 –  достаточный,

3 –  средний, 

 2 – низкий.

     Таблица

Имя ребенка Умение поддерживать тему разговора Умение 

соблюдать

очередность

Количество  баллов Уровень развития
1 Антимонова  Даша 5 5 5-высокий
2 Валиуллин Артем 2 2 2-низкий
3  Падагуц Даша 4 4 4достаточный
4 Рыкунов Дима 3 3 3-средний
5 Самохвал Настя 4 4 4-достаточный
6 Серов Влад 4 4 4-достаточный
7 Савельев Саша 4 4 4-достаточный
8 Зюзина Полина 3 3 3-средний
9 Кулешов Саша 3 3 3-средний
10 Шакирова Жанна 4 4 4-достаточ.

Информация о работе Особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста