Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад
Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.
Умение (навык)-это действие, выполняемое определенным способом и с определенным качеством.
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже па восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но и в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.
Навыки-это автоматизированные компоненты-сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Задатки и способности
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
В качестве таких задатков принято выделять:
Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).
Способности - свойства и качества (индивидуальные
особенности) человека, делающие его пригодным
к успешному выполнению каких-либо видов
общественно-полезной деятельности (С.Л.
Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения
деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям,
навыкам), но обусловливающие и быстроту
обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности,
мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей:
обобщение (психических процессов отношений,
которые проявляются в деятельности) +
закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения
действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов
(не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются
в процессе взаимодействия человека с
вещами и предметами, продуктами исторического
развития. Развитие способности происходит
по спирали: реализация возможности, которая
предоставляет способность одного уровня,
открывает новые возможности для дальнейшего
развития, способностей более высокого
уровня. Способности человека - внутренние
условия его развития, которые формируются
в процессе взаимодействия человека с
внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с
условиями ведущих форм человеческой
деятельности (креативность, например);
специальные - связаны с условиями отдельной
деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные
периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной
среды (окружение, которое обладает знаниями
и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности
должна находиться в зоне оптимальной
трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение
темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга, которые
составляют природную основу развития
способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся,
задатки - одна из посылок для формирования
способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками
развития способностей, но не определяют
их. Качество способностей определяется
уровнем генерализации соответствующих
психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации
(скорость, с которой у человека происходит
обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном
возможностей, которые открывает реализация
наличных возможностей. Определяется
качеством (к чему) и масштабом. Существует
общая одаренность - способность к обучению
- и специальная - высокий уровень специальных
способностей (особенно высокие - талант
и гениальность).
Талант - это способность к достижению
высшего порядка.
Гениальность - способность создавать
что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях
+ доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности,
к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и
способностей;
- соперничество и сотрудничество.
Одаренность
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят[2].Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития
Психические процессы
Взгляды на природу ощущений
На бытовом уровне
люди связывают ощущения с процессами
познания отдельных свойств предметов
и явлений. С ощущений как бы начинается
психика человека. Новорожденный входит
в этот мир через ласковый голос матери,
вкус и запах материнского молока, через
ощущение ее нежных рук. Что же касается
уровня научных взглядов, то здесь развернулись
серьезные дискуссии по вопросам:
- Можно ли считать ощущения человека основным
источником знаний о себе и окружающем
мире?
- Соответствует ли то, что ощущает человек,
реальной действительности?
Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера: «Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».
Наибольшие
разногласия выявились между представителями
идеалистического и материалистического
мировоззрений. Первые убеждены: ощущения
лишь мешают человеку познать мир, они
как бы отгораживают его от реальной среды,
вносят искажения в получаемую со стороны
информацию. Органы чувств, по их мнению,
не отражают внешних воздействий реального
мира, а возбуждают внутренние психические
процессы, генетически заложенные от природы.
Этим создается субъективная видимость
внешнего мира. Другими словами, человек
ощущает лишь свои собственные субъективные
состояния, но не действительные предметы
и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:
- врожденные инстинкты не порождаются
ощущениями (например, сосательные движения
новорожденного);
- красота, гармония, добро, справедливость
также не могут быть объяснены с позиций
ощущений;
- необъективность ощущений доказывают
зрительные и слуховые иллюзии.
В пользу позиции «идеалистов» свидетельствуют и результаты исследований ощущения и восприятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет - психическое явление. Наша психика реагирует не на цвет как таковой, а на длину волны, излучаемую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же воспринимает данный цвет в силу субъективного усвоения жизненного опыта.
Позиция
представителей материалистического
мировоззрения противоположна:
- объективное отражение реального мира
человеком возможно и реализуется через
исторически сформированные специальные
воспринимающие органы чувств («Ощущения
земны, разум находится вне их, когда созерцает»,
- говорил Леонардо да Винчи);
- ощущения являются главным источником
знаний человека. Без ощущений не возникло
бы и его сознание. К человеку, потерявшему
на какое-то время сознание, оно возвращается,
как только он становится способным ощущать;
- ощущения животных, в отличие от ощущений
человека, ограничены биологическими
потребностями (например, гадюка реагирует
на легкую вибрацию поверхности земли
от шагов человека, но не реагирует на
цвет его одежды). Таково примерно и соотношение
уровней развития психики животных и человека.
Представители
материализма возражают «субъективистам»,
приводя многочисленные факты из реальной
жизни:
- человек, лишенный от рождения способности,
например, ощущать звук, не может представить
себе игру флейты, бой барабана или тональность
голосов собеседников так, как это доступно
человеку с нормальным слухом;
- ограниченность приема информации в
раннем детстве приводит к задержке психического
развития ребенка.;
- ощущения чаще всего возникают и исчезают
в те моменты, когда появляются и исчезают
воздействия внешней среды;
- различные внешние воздействия вызывают
соответствующие им ощущения, т.е. ощущения
весьма дифференцированно отражают реальный
мир;
- человек, изолированный продолжительное
время от воздействий внешнего мира (помещенный,
например, в сурдокамеру), впадает в сонное
состояние и впоследствии тяжело переносит
такой «сенсорный голод».
Если бы сторонники этих противоположных взглядов могли внимательнее прислушаться друг к Другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому началу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.
Рефлекторная природа ощущений
Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Ощущения
обеспечиваются деятельностью специальных
нервных аппаратов, называемых анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого
рецептором (рецептор — это воспринимающая
часть анализатора, его основная функция
— трансформация внешней энергии в нервный
процесс);
2) афферентные или чувствительные нервы
(центростремительные), проводящие возбуждение
в нервные центры;
3) собственно нервные центры (центральный
отдел анализатора) - корковые отделы анализатора,
в которых происходит переработка нервных
импульсов, приходящих из периферических
отделов. Корковая часть каждого анализатора
включает в себя область, представляющую
собой проекцию периферии в коре головного
мозга - определенным клеткам периферии
(рецепторов) соответствуют определенные
участки корковых клеток.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.
Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.
Возникновение ощущений
Ощущение возникает как реакция нервной
системы на тот или иной раздражитель
и, как всякое психическое явление, имеет
рефлекторный характер. Участие физического,
физиологического и психического процессов
в возникновении ощущений можно отразить
с помощью схемы (Приложение 1). Опираясь
на данную схему, сформулируем основное
понятие ощущения.
Ощущение – это отражение свойств реальности,
возникающее в результате воздействия
их на анализаторы и возбуждения нервных
центров головного мозга. Ощущение – простейшее
из всех психических явлений, которое
представляет собой осознаваемый или
неосознаваемый, но действующий на поведение
человека, продукт переработки его центральной
нервной системой значимых раздражителей,
возникающих во внешней или внутренней
среде [2, с.312].
Анализаторы человека с рождения приспособлены
для восприятия и переработки разнообразных
видов энергии в форме стимулов-раздражителей
(физических, химических, механических
и других воздействий).
Что же является источником ощущений?
Порождают ощущения обычно электромагнитные
волны, находящиеся в пределах значительного
диапазона – от коротких космических
лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой
многими километрами. Именно длина волны
как количественная характеристика электромагнитной
энергии субъективно представлена человеку
в виде качественно разнообразных ощущений
[8, с.76]. Так например, доказано, что существует
конкретная связь между зрительно воспринимаемой
длиной волны и субъективным ощущением
цвета (Приложение 2).
Необходимо отметить, что ощущения возникают
не сразу. Существует временной порог
и латентный период. Остановимся на данных
понятиях более подробно.
Временной порог – это минимальная продолжительность
воздействия раздражителя, необходимая
для возникновения ощущения. Между началом
действия раздражителя и появлением ощущения
проходит определенное время, которое
называется латентным периодом. Во время
латентного периода происходит преобразование
энергии воздействующих стимулов в нервные
импульсы, их прохождение по специфическим
и неспецифическим структурам нервной
системы, переключение с одного уровня
нервной системы на другой [15, с.174].
Для исчезновения ощущения после окончания
воздействия также требуется некоторое
время, которое определяется как инерция.
Инерция – это время исчезновения ощущения
после окончания воздействия раздражителя.
Известно, например, что инерция зрения
у нормального человека оставляет 0,1–0,2
с, поэтому время действия сигнала и интервал
между появляющимися сигналами должны
быть не меньше времени сохранения ощущения,
равного 0,2–0,5 с. В противном случае во
время прихода нового сигнала у человека
в сознании будет оставаться образ предыдущего
[11, с.86].
Функции ощущений