Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:36, доклад
Краткое описание
Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика. Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.
Сознание имеет сложную структуру. Наиболее
древний пласт сознания − чувственно-аффективный
уровень. Сюда относятся ощущение,
восприятие, представление, различного
рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные
самопроизвольные реакции человека на
внешние раздражители (страх, ярость, боль,
наслаждение).
К этому уровню можно отнести
и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения
человека (любовь, ненависть, обида, зависть).
Преимущественно они контролируются разумом.
Следующий уровень – ценностно-волевой.
Воля – способность человека ставить
цели и мобилизовать себя для достижения
целей. Эмоции – ценностноокрашенные
реакции на внешние воздействия.
Важнейший уровень сознания
– абстрактно-логическое мышление,
выступающее в таких формах, как понятие,
суждение, умозаключение, различные логические
операции.
Необходимым компонентом сознания
являются сознательное и бессознательное.
Характеризуя структуру сознания,
выделяют такие его стороны, как общественное
и индивидуальное сознание.
Общественное сознание - необходимая и специфическая
сторона общественной жизни, оно является
не только отражением изменяющегося общественного
бытия, но осуществляет вместе с тем организующую,
регулятивную и творчески-преобразующую
функцию. Оно носит общественно-исторический
характер. Это определенная совокупность
идей, представлений, ценностных установок,
нормативов общения, мышления и практической
деятельности.
Необходимо выделять две плоскости
анализа общественного сознания: описание
содержания общественного сознания и
описание способов существования явлений
общественного сознания, что необходимо
иметь в виду с точки зрения взаимосвязи
индивидуального и общественного сознания.
Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека,
который, конечно, немыслим вне общества.
Сознание каждого человека с необходимостью
включает и качестве своего основного
содержания идеи, нормы, установки, взгляды
и т. п., имеющие статус общественного сознания.
Индивидуальное сознание − это единичное
сознание, в котором в каждом отдельном
случае свободно сочетаются черты, общие
сознанию данной эпохи, черты особенные,
связанные с социальной принадлежностью
личности, и индивидуальные черты личности,
обусловленные воспитанием, способностями
и обстоятельствами личной жизни индивида.
Онтогенез личности есть процесс социализации,
присвоения социально значимых духовных
ценностей.
Формы сознания по
Платонову
Различают (по К. К. Платонову)
несколько форм сознания: индивидуальное,
включающее атрибуты сознания (отношение,
познание, переживание), уровни ясности
(творческое озарение, вдохновение, ясность
сознания, неосознанные явления, спутанное
сознание), динамику сознания (свойства
личности, состояния сознания и процессы
сознания) и функции сознания (память,
воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения,
эмоции);
групповое сознание, проявляющееся
в общественном настроении, соревновании,
панике и т.д.;
общественное сознание - в форме
религиозного, нравственного, эстетического,
правового, политического и философских
взглядов.
В то же время, человек имеет
способность осознавать как лежащий вне
его мир, так и самого себя, свое отношение
к предметам и явлениям внешнего мира.
Эта последняя категория - самосознание
- должна быть определена как осознание
человеком своего тела, мыслей, действий,
чувства, интересов, собственного положения
в системе общественного производства.
Сознательное и бессознательное
У человека психика
носит осознанный и неосознанный характер.
Благодаря активному и опережающему отражению
органами чувств и головным мозгом внешних
объектов в форме психики, становится
возможным осуществление действий, адекватных
этим объектам.
Высшим уровнем развития
психики человека является сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая
форма психики человека, возникшая как
результат общественно-исторических условий
формирования его в трудовой деятельности
при постоянном общении с помощью языка
с другими людьми.
Сознание отражает действительность
категориально, через совокупность знаний,
через обобщенный человеческий опыт. Отражение
существенных закономерных связей действительности
осуществляется в обобщениях, с предвидением
событий, осознанием цели деятельности,
предвосхищением будущего результата
деятельности, его психическим моделированием
в системе понятий. Основной функцией
сознания является обеспечение целеполагающей
деятельности человека.
Человеческое сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире.
В структуру сознания
входят важнейшие познавательные процессы,
с помощью которых человек постоянно обогащает
свои знания. К этим процессам относят
ощущения и восприятия, память, воображение
и мышление. С помощью ощущений и восприятий
при непосредственном отражении воздействующих
на мозг раздражителей в сознании складывается
чувственная картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент. Память позволяет
возобновлять в сознании образы прошлого,
воображение - строить образные модели
того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время. Мышление
обеспечивает решение задач путем использования
обобщенных знаний.
В сознании человека
закрепляется четкое различение субъекта
и объекта, т. е. того, что принадлежит "я"
человека и его "не-я". Человек, впервые
в истории органического мира выделившийся
из него и противопоставивший себя окружающему,
продолжает сохранять в своем сознании
это противопоставление и различение.
Он единственный среди живых существ способен
осуществлять самопознание, т. е. обратить
психическую деятельность на исследование
самого себя. Человек производит сознательную
самооценку своих поступков и себя самого
в целом. Отделение "я" от "не-я"
- путь, который проходит каждый человек
в детстве, осуществляется в процессе
формирования самосознания человека.
Сознание обеспечивает целеполагающую
деятельность человека путем формирования
целей деятельности, с определением и
оценкой ее мотивов, принятием волевых
решений, учетом хода выполнения действий,
внесением в него необходимых корректив
и т. д.
В сознание человека
входит мир эмоций и чувств, в которых
находят отражения сложные объективные,
общественные межличностные отношения,
в которые включен человек.
Условием формирования
и проявления специфических качеств сознания
является язык. В процессе речевой деятельности
происходит накопление знаний, обогащение
человека теми богатствами человеческой
мысли, которые выработало человечество.
Язык является особой объективной системой,
в которой запечатлен общественно-исторический
опыт или общественное сознание.
Понятие "сознание"
употребляется в психологии, психиатрии
н других науках в смысле, отвечающем приведенным
выше его основным характеристикам. При
этом психиатры, перед которыми постоянно
возникает вопрос о наличии, сохранении
или нарушении сознания у больного, под
сознанием понимают заключенные в психике
данного человека возможности отдавать
отчет о месте, времени, окружающей обстановке,
состоянии и образе действий собственной
личности. Человек, у которого сохранено
ясное сознание, оценивает вновь поступающую
в мозг информацию с учетом уже имеющихся
у него знаний и выделяет себя из окружающей
среды, сохраняет сложившуюся систему
отношений к другим людям и к обстановке
деятельности и на основе всех этих данных
управляет своим поведением.
Сознание, будучи общественным
продуктом, присуще только человеку. Животные
сознанием не обладают.
Психическое содержание
человеческой личности кроме сознательной
деятельности включает в себя многообразие
неосознанных тенденций - побуждений его
непроизвольной деятельности.
Бессознательное - непременная составная
часть психической деятельности каждого
человека. Первое упоминание о бессознательном
встречается у Платона. В 18-19 веках представителями
идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр,
Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов,
Павлов, Бехтерев) были созданы теории
бессознательного. 1-е Международное совещание,
посвященное проблеме бессознательного,
состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще
тогда ученые осознали, что бессознательное
есть фактор, учет которого необходим
при анализе самых различных вопросов
поведения, клиники, наследственности,
природы эмоций, произведений искусства,
взаимоотношения людей. После появления
трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении
бессознательного.
Научное понимание
проблемы бессознательного разделяется на два
основных направления: теорию психоанализа
(родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой
психологической установки. Это два разных
способа оперирования феноменом бессознательного
в его связях с психикой в целом. Психоанализ
рассматривает сознание и бессознательное
как взаимоисключающие элементы психической
деятельности. Психология установки, напротив,
имеет в основе идею целостной психики
- опирается на представление о фундаментальном
единстве человеческой личности.
Современные представления
о феноменологии бессознательного предусматривают,
что в зоне ясного осознания находит свое
отражение лишь малая часть всех одновременно
поступающих из внешней и внутренней среды
организма сигналов. Эти сигналы используются
человеком для осознанного управления
своим поведением. Остальные сигналы также
используются организмом для регулирования
некоторых процессов, но на подсознательном
уровне. При возникновении обстоятельств,
затрудняющих выбор стратегии поведения
человека, требующие нового способа решения,
они попадают в зону ясного сознания, но
как только решение принято, стратегия
найдена, управление поведением передается
в сферу бессознательного. При этом сознание
освобождается для решения новых задач.
Поведенческие акты
на бессознательном уровне регулируются
неосознаваемыми биологическими механизмами.
Они направлены на удовлетворение биогенных
и социогенных потребностей, на сохранение
организма и вида. Бессознательное - это
сфера психического отражения, в которой
образ действительности и отношение к
этой действительности субъекта не является
предметом специальной рефлексии; это
совокупность непроизвольных психических
процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных
реакций. Сознание фокусируется на определенных
объектах, а бессознательное перерабатывает
второстепенную (в данный момент) информацию.
Однако, сознание может оказывать определенное
влияние и на неосознаваемые процессы.
В область бессознательного входят психические
явления, возникающие во сне (сновидения);
ответные реакции, которые вызываются
неощущаемыми, но реально воздействующими
раздражителями ("субсенсорные" или
"субцептивные" реакции); движения,
бывшие в прошлом сознательными, но в силу
повторения автоматизировавшиеся и поэтому
более неосознаваемые; некоторые побуждения
к деятельности, в которых отсутствует
сознание цели, и др.
Бессознательное нельзя считать низшим
уровнем психики, ибо это специфически
человеческое психическое явление, которое
детерминировано общественными условиями
сознания человека и неразрывно с ним
связано.
Познание,формы
Формы познания
Познание имеет два
уровня (две стороны) — чувственное познание
— осуществляется органами чувств (зрением,
слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
и рациональное познание — присуще только
человеку, является более сложным способом
отражения действительности, который
осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного
познания
• Ощущение — отражение
отдельных свойств предмета, I явления,
процесса, возникающее в результате их
непосредственного воздействия на органы
чувств.
• Восприятие — чувственный
образ целостной картины I предмета, процесса,
явления, непосредственно воздействующих
на органы чувств.
• Представление —
чувственно-наглядный, обобщенный образ
предмета, процесса, явления, сохраняемый
и воспроизводимый в сознании и без непосредственного
воздействия самих предметов познания
на органы чувств.
Формы рационального
познания
• Понятие — мысль,
утверждающая общие и существенные I свойства
предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль,
утверждающая или отрицающая что-I либо
о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод)
— мысленная связь нескольких суждений
и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — умозаключение
от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение
от общего к частному. Получаемое по аналогии.
По-разному рассматривается
вопрос о месте чувственного и рационального
познания. Существуют прямо противоположные
точки зрения.
Эмпиризм (от гр. empeiria
— опыт) — единственным источником всех
наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат.
ratio — разум, рассудок) — наши знания могут
быть получены только с помощью ума, без
опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя
противопоставлять чувственное и рациональное
в познании, две ступени познания проявляются
как единый процесс. Различие же между
ними не временное, а качественное: первая
ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством
чувственного и рационального познания
действительности. Вне чувственного представления
у человека нет никакого реального знания.
Например, многие понятия современной
науки весьма абстрактны, и все же они
не свободны от чувственного содержания.
Не только потому, что своим происхождением
эти понятия обязаны в конечном счете
опыту людей, но и потому, что по своей
форме они существуют в виде системы чувственно
воспринимаемых знаков. С другой стороны,
знание не может обойтись без рациональных
данных опыта и включения их в результаты
и ход интеллектуального развития человечества.
Особенности чувственного
и рационального познания.
1) Чувственное познание:
- непосредственность,
выражающаяся в прямом воспроизведении
объекта;
- наглядность и предметность
возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение
внешних сторон и свойств объектов.
2) Рациональное познание:
- опора на результаты
чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность
возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение
объектов на основе внутренних закономерных
связей и отношений.
Своеобразной формой
сопряжения чувственного и рационального
в познании выступает интуиция (лат. intuitis
— взгляд, вид) — вид познания, в котором
проявляется способность непосредственного
постижения истины в результате «озарения»,
«наития», «прозрения» без опоры на логические
обоснования и доказательства.
Основные
виды научения
Принято различать три группы
способов (механизмов) научения по степени
участия в них организма как целого:
- реактивное поведение;
- оперантное поведение (или научение в
результате оперантного обусловливания);
- когнитивное научение.
Реактивное поведение проявляется
в том, что организм реагирует пассивно,
но при этом трансформируются нейронные
цепи и формируются новые следы памяти.
Привыкание (габитуация) заключается
в том, что организм в результате изменений
на уровне рецепторов, ретикулярной формации
учится игнорировать какой-то повторный
или постоянно действующий раздражитель,
убедившись, что он не имеет особого значения
для той деятельности, которая осуществляется,
а также безопасен в витальном значении.
Повторение стимула ведёт к
более сильной активации организма, который
становится всё более чувствительным
к данному стимулу.
Импринтинг (запечатление) —
наследственно запрограммированное и
необратимое формирование определённой
специфической формы реагирования. Например,
привязанность новорожденных животных
к первому движущемуся объекту, который
попадает в его поле зрения в первые часы
жизни.
Условные рефлексы, или классическое
обусловливание, ассоциативное обусловливание,
по И.П. Павлову - основной механизм индивидуального
приспособительного поведения.
Оперантное поведение - научение
в результате оперантного обусловливания,
представляет собой закрепление тех действий,
последствия которых для организма желательны,
и отказ от действий, приводящих к нежелательным
последствиям. Различают три разновидности
этого научения:
- метод проб и ошибок;
- формирование автоматизированных реакций;
- подражание.
Научение методом
проб и ошибок заключается в том, что, перебирая
способы достижения цели (преодоления
препятствий), человек отказывается от
неэффективных действий и находит решение
задачи.
Формирование автоматизированных
движений — это создание очень сложных
поведенческих реакций поэтапно. Каждый
этап при этом подкрепляется (положительное
и отрицательное подкрепление, угасание,
дифференцировка, генерализация).
Подражание представляет собой
научение путём наблюдения и воспроизведения
действий модели, не всегда понимая их
значение. Оно свойственно, в основном,
приматам. Различают две формы подражания:
чистое подражание и викарное научение,
т.е. научение с пониманием.
Когнитивное научение более
эффективный способ научения. Различают
следующие виды когнитивного научения:
- латентное научение;
- обучение сложным психомоторным навыкам;
- инсайт;
- научение путём рассуждений.