в зависимости от упорядоченности
организации наблюдения: стандартизированное
и свободное. Стандартизированное наблюдение
ведется по определенной, заранее разработанной
схеме. Свободное наблюдение не имеет
заданной программы и четких параметров.
В психологических исследованиях
широко используется также самонаблюдение,
в котором открываются собственные переживания,
чувства, мысли и образы исследователя.
Каждый из названных видов наблюдения
имеет свои достоинства и недостатки,
собственные возможности для получения
наиболее полных и достоверных данных.
Однако в целом организация процесса психологического
наблюдения представляет большую трудность,
так как его результаты зависят от личности
наблюдателя, его установок и отношения
к наблюдаемым явлениям. Для снижения
высокой степени субъективности в получении
и интерпретации данных необходимо строгое
следование фактам и их четкое фиксирование.
Это повышает достоверность наблюдений
и помогает избежать ошибок.
Благодаря эксперименту у психологии
появилась возможность для преодоления
субъективности в познании ее предмета,
с введением метода экспериментального
исследования она стала развиваться как
самостоятельная наука.
С.Л. Рубинштейном были выделены
четыре основные особенности экспериментального
метода:
1) исследователь сам вызывает
изучаемое им явление – в отличие от наблюдения,
при котором наблюдатель не может активно
вмешиваться в ситуацию;
2) экспериментатор может варьировать,
изменять условия протекания и проявления
изучаемого процесса;
3) в эксперименте возможно попеременное
исключение отдельных условий с целью
установить закономерные связи, определяющие
изучаемый процесс;
4) эксперимент позволяет варьировать
количественное соотношение условий и
осуществлять математическую обработку
данных.
В психологии практикуются
следующие виды экспериментального исследования:
лабораторный эксперимент проводится
в специально создаваемых и тщательно
контролируемых исследователем условиях,
в некоторых случаях используются аппаратура
и приборы, что обеспечивает научную объективность
получаемых данных. Недостатком этого
вида исследования является трудность
переноса результатов, полученных в эксперименте,
в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность
лабораторных условий существенно отличаются
от условий жизнедеятельности человека;
естественный эксперимент снимает
ограничения лабораторного эксперимента
Основное достоинство данного метода
заключается в сочетании экспериментальности
исследования с естественностью условий
проведения. Идея проведения психологического
эксперимента в естественных условиях
жизни людей принадлежит отечественному
психологу А.Ф. Лазурскомуформирующий
эксперимент предполагает целенаправленное
воздействие на испытуемого в целях формирования
у него определенных качеств Он может
иметь обучающий и воспитывающий характеры;
констатирующий эксперимент
выявляет определенные психические особенности
и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных основных
методов в психологии широко применяются
методы вспомогательные:
беседа (интервью) – получение
информации в процессе непосредственного
общения. Различают интервью свободное,
в котором отсутствует четкий план беседы
и имеется минимальная регламентация,
и структурированное, где даются ответы
на заранее подготовленные вопросы;
тестирование – психологическая
диагностика, предполагающая стандартизированные
вопросы и задачи. В психологии создано
большое количество специализированных
тестов, предназначенных для измерения
различных психических свойств и качеств
личности: тесты интеллекта, способностей,
достижений личности, проективные и многие
др. Их применение требует профессиональной
психологической подготовки, так как непрофессиональное
тестирование может нанести вред человеку.
В настоящее время существует также множество
так называемых популярных тестов. Как
правило, они публикуются в газетах, журналах,
доступной широкому читателю литературе.
анализ продуктов деятельности,
основанный на общей предпосылке о единстве
внутренних психических процессов и внешних
форм поведения и деятельности. Изучая
продукты деятельности, можно получить
важную информацию о психических особенностях
ее субъекта. Продуктами деятельности,
подвергающимися тщательному анализу
в психологии, являются написанные человеком
тексты, произведенные предметы и явления,
нарисованные рисунки и т. д. Особыми формами
данного метода являются графология, позволяющая
по особенностям и характеристикам почерка
человека составить психологический портрет
его личности, и контент-анализ, имеющий
своей целью выявление и оценку психологических
характеристик литературных, научных
и публицистических текстов и определение
на их основе личностных особенностей
автора этих текстов. В психологии широко
используется изучение результатов изобразительной
деятельности человека, особую ценность
с этой точки зрения имеют детские рисунки,
которые дают возможность понять эмоциональное
состояние ребенка, его отношение к окружающему
миру, родителям, к самому себе.Кроме перечисленных
методов, предназначенных для сбора первичных
данных о развитии психики, в психологии
используются методы математической статистики,
которые выступают как средства повышения
надежности, объективности и точности
получаемых результатов.
Отрасли психологии
Современная психология —
это разветвленная наука, многочисленные
разделы которой объединены одним предметом
— психикой. Выделяются эти разделы в
зависимости от того, чью психику исследуют,
какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому
классификация разделов психологии является
условной, пересекающейся, меняющейся.
Обычно основным принципом классификации
отраслей психологии считают развитие
психики в деятельности.
|
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ |
ПРИКЛАДНАЯ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ |
|
|
|
Общая психология |
Психология труда |
ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ: |
Психология личности |
Организационная психология |
- клиническая;
- школьная;
- организационная;
- семейная;
- военная;
- политическая
|
Дифференциальная психология |
Инженерная
психология |
Экспериментальная психология |
Прикладная социальная психология |
Социальная психология |
Юридическая
психология |
ПО РЕШАЕМЫМ ЗАДАЧАМ: |
Психология развития и возрастная
психология |
Педагогическая
психология |
- диагностика;
- консультирование;
- коррекция;
- терапия;
- развитие;
- проектирование
и т.д.
|
Сравнительная психология и
зоопсихология |
Специальная
психология |
История
психологии |
Клиническая
психология |
Психофизиология |
Психологическое консультирование |
ПО ФОРМАМ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ: |
Психогенетика |
Психотерапия |
- индивидуальная;
- групповая;
- дистанционная;
смешанная |
Психометрика |
Психологическая диагностика |
Научная психология
и житейская
Житейская психология — это
не наука, а просто взгляды, представления,
убеждения и знания о психике, обобщающие
бытовой опыт людей, а также жизненный
опыт каждого конкретного человека. Есть
люди, которые очень хорошо понимают, чувствуют
психику других людей, видят особенности
их психических состояний. Таких людей
можно назвать житейскими психологами.
Научная и житейская психология не являются
антагонистами, они сотрудничают, дополняют
друг друга. Это выражается в том, что
• житейский и научный психолог
часто являются одним и тем же человеком,
• житейские знания нередко
служат исходным пунктом, основой для
формирования научных понятий и представлений,
• и, наоборот, научные знания
проникают в жизнь, способствуя решению
многих жизненных психологических проблем.
Сравнение житейской
и научной психологии.
Житейская психология |
Научная психология |
Основана на житейском опыте,
случайных наблюдениях. |
Основана на научном подходе. |
Знания сконцентрированы в
житейской мудрости, в пословицах, поговорках. |
Знания сконцентрированы в
научных понятиях, законах, в научных теориях. |
Терпима к противоречиям.
Например, эти пословицы противоречивы:
"Учение — свет, а не ученье — тьма".
"Век живи, век учись, — дураком умрёшь". |
Стремится конструктивно разрешать
противоречия.
|
Передача знаний от учителя
к ученику затруднена, практически невозможна. |
Передача знаний от учителя
к ученику возможна, если ученик согласен
потратить усилия на изучение науки |
Этапы становления психологической науки
I этап-психология как
наука о душе. Такое определение
психологии было дано более
двух тысяч лет назад. Наличием
души пытались объяснить все
непонятные явления в жизни
человека.
II этап - психология как наука
о сознании. Возникает в XVII веке
в связи с развитием естественных
наук. Способность думать, чувствовать,
желать назвали сознанием. Основным
методом изучения считалось наблюдение
человека за самим собой и
описание фактов.
III этап - психология как
наука о поведении. Возникает
в XX веке: Задача психологии - ставить
эксперименты и наблюдать за
тем, что можно непосредственно
увидеть, а именно: поведение, поступки,
реакции человека (мотивы, вызывающие
поступки, не учитывались).
IV этап - психология как
наука, изучающая объективные закономерности,
проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной
науки начинается в 1879 году в основанной
немецким психологом Вильгельмом Вундтом
в Лейпциге первой в мире экспериментальной
психологической лаборатории. Вскоре,
в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную
лабораторию в России.
Психология в русле
философии
Развитие
психологии в рамках философииVI в. до н.э.
- V в.ДушаФормирование 2 направлений - материализма
и идеализма - в объяснении происхождения
и проявлений души. Первые эмпирические
знания о психических процессах и явлениях
- ощущении (восприятии), памяти, воображении,
мышлении, аффектах, воле, характере, особых
состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем:
«душа и тело»; «врожденное - приобретенное».
Указание на внутреннее чувство как способ
познания души
Структурали́зм — направление и интеллектуальное
движение в современной (в основном континентальной) философской мысли.
Наиболее влиятелен структурализм был
во Франции в 1960-х годах.
СТРУКТУРАЛИЗМ – совокупность направлений
в социально-гуманитарных науках ХХ в.,
опирающихся на понятие структуры как
целого, образованного взаимозависимыми
и взаимообусловленными элементами таким
образом, что каждый из них может быть
тем, чем он является только благодаря
отношениям с другими элементами.
Структурализм в психологии
ставит своей целью изучение структуры разума, анализируя составляющие перцептивного процесса. При анализе
структуры разума применяется метод индивидуального
чувственного опыта — интроспекция или самонаблюдение.
Одним из основателей структурализма
считается немецкий психологВильгельм
Вундт, разработавший метод
интроспекции в психологии. Видным представителем
структурализма в психологии был ученик
Вундта Эдвард
Титченерсчитавший, что сознание
может быть сведено к трем элементарным
состояниям: ощущения, представление, аффекция.
Основу структурной
методологии составляют понятия структуры,
системы и модели, которые тесно связаны
между собой и часто не различаются. Структура
есть система
отношениймежду элементами.
Система предполагает структурную организацию
входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным.
Свойство системности означает примат отношений над элементами,
в силу чего различия между элементами
либо нивелируются, либо растворяются
в соединяющих их связях. Что касается
природы структур, то она трудно поддается
определению. Структуры не являются ни
реальными, ни воображаемыми. Леви-Строс
называет их бессознательными, понимаябессознательное в дофрейдовском смысле,
когда в нем нет никаких желаний или представлений
и оно остается «всегда пустым».
Ж. Делёз определяет их как символические
или виртуальные. Можно сказать, что структуры
имеют математическую, теоретическую
или пространственную природу, обладают
характером идеальных объектов.