Ощущениям присущи определенные
свойства: адаптация, контраст, пороги
ощущений, сенсибилизация, последовательные
образы.
1. Адаптация. Представляет
собой повышение или понижение
чувствительности анализаторов в результате
непрерывного или длительного воздействия
раздражителей. Адаптация может проявляться
и как полное исчезновение ощущения в
процессе в процессе продолжительного
воздействия раздражителя, и как понижение
или повышение чувствительности под влиянием
воздействия раздражителя.
2. Контраст. Явление контраста
состоит в том, что слабые раздражители
увеличивают чувствительность к другим
одновременно действующим раздражителям,
а сильные уменьшают эту чувствительность.
3. Пороги ощущений. Для того чтобы
появилась чувствительность к раздражителю,
необходимо, чтобы он достиг определенной
интенсивности.
Нижний порог ощущения — та
минимальная величина или сила раздражителя,
которая способна вызвать в анализаторе
нервное возбуждение, достаточное для
возникновения ощущения. Чем меньше величина
этого порога, тем выше чувствительность
данного анализатора.
Верхний порог ощущения — та
максимальная величина раздражителя,
сверх которой это раздражение перестает
ощущаться. Человек слышит, например, 20
000 колебаний в секунду. Абсолютный порог
ощущения у различных людей неодинаков.
Величина порога ощущений меняется с возрастом.
Так, у стариков абсолютный верхний порог
слышимости тонов составляет около 15 000
колебаний в секунду. На величину абсолютного
порога может влиять характер деятельности
человека, его функциональное состояние,
сила и длительность раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог
различения) представляет собой ту минимальную
разницу в интенсивности двух однородных
раздражителей, которую человек способен
ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить,
необходимо, чтобы она достигла определенной
величины. Например, звуки в 400—402 колебаний
в секунду воспринимаются как звуки одинаковой
высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково
тяжелыми. Чем меньше величина разностного
порога, тем выше дифференцировочная способность
данного анализатора различать раздражения.
4. Сенсибилизация. Представляет
собой повышение чувствительности анализаторов
в связи с повышением возбудимости коры
головного мозга под влиянием одновременной
деятельности других анализаторов. Чувствительность
анализатора может быть повышена с помощью
фармакологических средств, а также при
деятельности других анализаторов; например,
ощущения ритма способствуют усилению
мышечно-двигательной чувствительности.
Она может развиваться и с помощью упражнений
(например, у музыкантов развивается высокая
слуховая чувствительность, у специалистов
по дегустации — обонятельные и вкусовые
ощущения).
5. Последовательные образы. Выражаются
в продолжении ощущения, когда действие
раздражителя уже прекратилось. При ощущении
рецептор того или иного органа чувств
некоторое время находится
в состоянии возбуждения. После
прекращения воздействия раздражителя
возбуждение в рецепторе пропадает не
сразу. Например, после выхода из вагона
метро нам несколько секунд кажется, что
мы еще движемся в поезде.
Восприятие,
осмысленность восприятия
Восприятие, сложная
система процессов приёма и преобразования
информации, обеспечивающая организму
отражение объективной реальности и ориентировку
в окружающем мире. В. вместе сощущением выступает
как отправной пункт процесса познания,
доставляющий ему исходный чувственный
материал. Будучи необходимым условием
процесса познания, В. в этом процессе
всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и
проверяется практикой.
Вне такого опосредования и проверки В.
может выступать источником как истинного
знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее
см. Теория познания).
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
свойство восприятия,
тесно связанное с мышлением, с пониманием
сущности предметов. Так, швейцарским
психологом Роршахом было установлено,
что даже бессмысленные чернильные пятна
всегда воспринимаются как что-то осмысленное
и только некоторые психические больные
склонны воспринимать случайные чернильные
пятна как таковые. Следовательно, восприятие
протекает как динамический процесс поиска
ответа на вопрос: «что это такое?». Данное
положение легло в основу довольно широко
известного проективного личностного
теста Роршаха
Апперцепция
(от
лат. ad — к + perceptio — восприятие) - внимательное,осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие.
Обратили внимание и
поняли, что увидели. При этом разные люди,
в зависимости от их способности осмысмыслять
и прошлого опыта, увидят разное. У них
- разная апперцепция.
Другое
определение апперцепции — это психические
процессы, обеспечивающие зависимость
восприятия предметов и явлений от прошлого
опыта данного субъекта,
от содержания и направленности (целей и мотивов)
его текущей деятельности, от личностных
особенностей (чувств, аттитюдов и
т. д.).
Термин
ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил
перцепцию и апперцепцию, понимая под
первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации
какого-либо содержания («многого в едином»),
а под апперцепцией — ступень ясного и
отчетливого, осознанного (в современных
терминах, категоризированного, осмысленного)
восприятия.
Апперцепция,
по Лейбницу, включает память и внимание и
является необходимым условием высшего
познания и самосознания.
В дальнейшем понятие апперцепция развивалось
в основном в немецкой философии и психологии
(И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где,
при всех различиях в понимании, рассматривалась
как имманентно и спонтанно развивающаяся
способность души и
источник единого потока сознания.
Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно
Лейбницу, высшей ступенью познания, считал,
что она обусловливает сочетание представлений,
и различал эмпирическую и трансцендентальную
апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции
в педагогику, истолковывая ее как осознание
воспринимаемого субъектами нового
материала под влиянием запаса представлений
— предыдущих знаний и опыта,
названных им апперцептивной массой. Вундт,
превративший апперцепцию в универсальный
объяснительный принцип, считал, что апперцепция
— начало всей психической жизни человека,
«особая психическая причинность, внутренняя
психическя сила», детерминирующаяповедение личности.
Представители гештальт-психологии сводили
апперцепцию к структурной целостности
восприятия, зависящей от первичных структур,
возникающих и меняющихся по своим внутренним
закономерностям.
Апперцепция
— зависимость восприятия от содержания
психической жизни человека, от особенностей
его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие —
активный процесс, в котором принимаемая
информация используется для выдвижения
и проверки гипотез. Характер этих гипотез
определяется содержанием прошлого опыта.
При восприятии какого-либо предмета активизируются
и следы прошлых восприятий. Поэтому один
и тот же предмет может восприниматься
и воспроизводиться по-разному различными
людьми. Чем богаче опыт человека, тем
богаче его восприятие, тем больше он видит
в предмете. Содержание восприятия определяется
и поставленной перед человеком задачей,
и мотивами его деятельности. Существенным
фактором, влияющим на содержание восприятия,
является установка субъекта, складывающаяся
под влиянием непосредственно предшествующих
восприятий и представляющая собой своеобразную
готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом.
Это явление, изученное Д. Узнадзе и его
сотрудниками, характеризует зависимость
восприятия от состояния воспринимающего
субъекта, в свою очередь определяемого
предшествующими воздействиями на него.
Влияние установки носит широкий характер,
распространяясь на работу различных
анализаторов. В процессе восприятия участвуют
и эмоции,
которые могут изменять содержание восприятия;
при эмоциональном отношении к предмету
он легко становится объектом восприятия.
Физиологические
основы восприятия
Физиологической основой восприятия
являются процессы, проходящие в органах
чувств, нервных волокнах и центральной
нервной системе. Так, под действием раздражителей
в окончаниях нервов, имеющихся в органах
чувств, возникает нервное возбуждение,
которое по проводящим путям передается
в нервные центры и, в конечном итоге, в
кору головного мозга. Здесь оно поступает
в проекционные (сенсорные) зоны коры,
которые представляют собой как бы центральную
проекцию нервных окончаний, имеющихся
в органах чувств. В зависимости от того,
с каким органом связана проекционная
зона, формируется определенная сенсорная
информация.
Следует отметить, что описанный
выше механизм является механизмом возникновения
ощущений. И действительно, на уровне предложенной
схемы формируются ощущения. Следовательно,
ощущения могут быть рассмотрены как структурный
элемент процесса восприятия. Собственные
физиологические механизмы восприятия
включаются в процессе формирования целостного
образа па последующих этапах, когда возбуждение
от проекционных зон передается в интегративные
зоны коры головного мозга, где и происходит
завершение формирования образов явлений
реального мира. Поэтому интегративные
зоны коры головного мозга, завершающие
процесс восприятия, часто называют
перцептивными зонами. Их функция существенно
отличается от функций проекционных зон.
Это различие отчетливо обнаруживается
при нарушении деятельности той или иной
зоны. Например, при нарушении работы зрительной
проекционной зоны наступает так называемая
центральная слепота, т. е. при полной исправности
периферии — органов чувств — человек
полностью лишается зрительных ощущений,
он ничего не видит. Совсем иначе обстоит
дело при поражениях или нарушении работы
интегративной зоны. Человек видит отдельные
световые пятна, какие-то контуры, но не
понимает, что он видит. Он перестает осмысливать
то, что воздействует на него, и не узнает
даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная
картина наблюдается при нарушении деятельности
интегративных зон других модальностей.
Так, при нарушении слуховых интегративных
зон люди перестают понимать человеческую
речь. Подобные заболевания получили название
агностических расстройств (расстройства,
приводящие к невозможности познания),
или агнозий,
Физиологическая основа восприятия
еще более усложняется тем, что оно тесно
связано с двигательной деятельностью,
с эмоциональными переживаниями, разнообразными
мыслительными процессами. Следовательно,
начавшись в органах чувств, нервные возбуждения,
вызванные внешними раздражителями, переходят
в нервные центры, где охватывают собой
различные зоны коры, вступают во взаимодействия
с другими нервными возбуждениями. Вся
эта сеть возбуждений, взаимодействующих
между собой и широко охватывающих разные
зоны коры, и составляет физиологическую
основу восприятия.
Поскольку восприятие тесно
связано с ощущением, можно предположить,
что оно, как и ощущение, является рефлекторным
процессом. Рефлекторную основу восприятия
раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в
основе восприятия лежат условные рефлексы,
т. е. временные нервные связи, образующиеся
в коре больших полушарий головного мозга
при воздействии на рецепторы предметов
или явлений окружающего мира. При этом
последние выступают в качестве комплексных
раздражителей, так как при обработке
вызванного ими возбуждения в ядрах корковых
отделов анализаторов протекают сложные
процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов
писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно
колеблющейся
Виды восприятия
Различают восприятие непреднамеренное
(или непроизвольное) и преднамеренное
(произвольное). Принепреднамеренном
восприятии мы не руководствуемся
заранее поставленной целью или задачей
— воспринять данный предмет. Восприятие
направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие,
напротив, с самого начала регулируется
задачей — воспринять тот или иной предмет
или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное
восприятие может быть включено в какую-либо
деятельность и осуществляться по ходу
ее выполнения. Но иногда восприятие может
выступать и как относительно самостоятельная
деятельность.
В соответствии
с тем, какой анализатор (или какая модальность)
играет в восприятии преобладающую роль,
различает зрительное, слуховое, осязательное,
кинестетическое, обонятельное и вкусовое
восприятие.
Основой
другого типа классификации видов восприятия
является форма существования материи:
пространство, время и движение. В соответствии
с этой классификацией выделяет восприятие
пространства восприятие движения и восприятие
времени
Отличие оущения от восприятия
Ощущение –
один из самых простых физических процессов,
подразумевающий отражение некоторых
отдельных свойств окружающих объектов
во время их непосредственного влияния
на органы чувств.
Восприятие –
сложный процесс, состоящий из отражения
предметов, событий или разнообразных
ситуаций в их целостности.
Ощущение
– это первичное, базовое звено цепочки
познания, изначальный, первоосновный
источник абсолютно всех наших знаний
об окружающем мире и нашем собственном
организме. Пять основных видов данных
нам от природы ощущений – вкус, обоняние,
осязание, слух и зрение – позволяют быстро
получить информацию о проявлениях внешней
среды. Без этого никакая активная, сознательная
жизнь не была бы возможной, и субъект,
вероятнее всего, погрузился бы в сонное
состояние. Ощущение возникает, когда
нервная система реагирует на тот или
иной раздражитель, то есть это явление
рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение
при этом – не пассивный процесс: оно связано
с двигательными реакциями. Иначе говоря,
в ответ на какой-либо раздражитель внешнего
мира у нас, к примеру, сужаются сосуды,
напрягаются мышцы, двигаются глаза –
таким образом мы активно реагируем на
происходящее вокруг. Это своеобразный
чувственный опыт, благодаря которому
мы получаем знания об окружающем нас
мире.