Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых
восприятий конкретного предмета или
явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий
берез как непосредственно, так и на изображениях.
Поэтому представление, обобщая конкретный
предмет (или явление), одновременно может
служить обобщением и целого класса аналогичных
предметов в силу того, что представляемый
объект не воздействует непосредственно
на органы чувств.
Природа мышления
Мышление- это высшая форма познавательной
деятельности человека, социально обусловленный
психический процесс опосредованного
и обобщенного отражения действительности,
процесс поисков и открытия существенно
нового.
Главными особенностями протекания
процесса мышления являются:
Обобщенное и опосредованное
отражение действительности.
Связь с практической деятельностью.
Неразрывная связь с речью.
Наличие проблемной ситуации
и отсутствие готового ответа.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление
относят к одной из высших психических
функций. Оно рассматривается
как деятельность, имеющая мотив,
цель, систему действий и операций, результат
и контроль.
Мышление —
высшая ступень человеческого познания,
процесс отражения в мозге окружающего
реального мира, основанный на двух принципиально
различных психофизиологических механизмах:
образования и непрерывного пополнения
запаса понятий, представлений и вывода
новых суждений и умозаключений. Мышление
позволяет получить знание о таких объектах,
свойствах и отношениях окружающего мира,
которые не могут быть непосредственно
восприняты при помощи первой сигнальной
системы.
Мышление
является функцией головного
мозга[10]. Существует несколько
теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павловамысль
— следствие рефлекторной связи
между человеком и реальностью[11]. Для его осуществления
требуется работа нескольких систем мозга.
Первая
из них — подкорковая
область[12]. Её активизируют
безусловные стимулы внешнего или внутреннего
мира. Вторая система —полушария
головного мозга без лобных долей (нем.)русск. и
отделов речи. Принцип её работы: стимулы
временной (условной) связью «подключаются»
к безусловной реакции[12]. Это — первая
сигнальная система.
Принцип
3 системы: отвлечение от конкретных качеств
воспринятых объектов и обобщение сигналов
из первых двух инстанций[4]. Это —вторая
сигнальная система. На её уровне
воспринимаются слова и приходящие сюда
сигналы заменяются речью. Поэтому в её
состав входят лобные доли и 3 анализатора:
речедвигательный, речеслуховой и речезрительный[12]. Кроме того, вторая
сигнальная система регулирует первую.
Её условные связи могут формироваться
без раздражителя и отражать не только
прошлое и настоящее, но и будущее.
Физиологическая
основа мышления — работа коры больших
полушарий. Ей характерны процессы,
общие для нервной системы, в основном
сочетание доминирующего возбуждения с
окружающим его торможением.
Психологические теории мышления
Теории мышления можно разделить
на две большие группы: те, которые исходят
из гипотезы о наличии у человека природных,
не изменяющихся под влиянием жизненного
опыта интеллектуальных способностей,
и те, в основу которых положено представление
о том, что умственные способности человека
в основном формируются и развиваются
прижизненно.
Концепции, согласно которым
интеллектуальные способности и сам интеллект
определяются как совокупность внутренних
структур, обеспечивающих восприятие
и переработку информации с целью получения
нового знания, составляют одну группу
теорий мышления. Считается, что соответствующие
интеллектуальные структуры существуют
у человека с рождения в потенциально
готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь)
по мере взросления организма.
Эта идея априорно существующих
интеллектуальных способностей – задатков
– характерна для многих работ в области
мышления, выполненных в немецкой школе
психологии. Наиболее отчетливо она представлена
в гештальттеории мышления, согласно которой
способность формировать и преобразовывать
структуры, видеть их в реальной действительности
и есть основа интеллекта.
В современной психологии влияние
идей обсуждаемых теорий прослеживается
в понятии схемы. Давно замечено, что мышление,
если оно не связано с какой-либо конкретной,
внешне детерминированной задачей, внутренне
подчиняется определенной логике. Эту
логику, которой следует мысль, не имеющая
внешней опоры, называют схемой.
Предполагается, что схема рождается
на уровне внутренней речи, а затем руководит
разверткой мысли, придавая ей внутреннюю
стройность и последовательность, логичность.
Мысль без схемы обычно называют аутичной
мыслью, ее особенности уже были нами рассмотрены.
Схема не есть нечто раз и навсегда заданное.
Она имеет свою историю развития, которое
происходит за счет усвоения логики, средств
управления мыслью. Если некоторая схема
используется довольно часто без особых
изменений, то она превращается в автоматизированный
навык мышления, в умственную операцию.
Другие концепции интеллекта
предполагают признание неврожденности
умственных способностей, возможность
и необходимость их прижизненного развития.
Они объясняют мышление, исходя из воздействия
внешней среды, из идеи внутреннего развития
субъекта или взаимодействия того и другого.
Своеобразные концепции мышления
представлены в следующих направлениях
психологических исследований: в эмпирической
субъективной психологии, ассоциативной
по характеру и интроспективной по основному
методу; в гештальтпсихологии, которая
отличалась от предыдущей только признанием
доминирования целостности психических
процессов над составом этих элементов,
в том числе и в мышлении; в бихевиоризме,
сторонники которого пытались заменить
процесс мышления как субъективный феномен
на поведение (открытое или скрытое, умственное);
в психоанализе, который мышление, как
и все другие процессы, подчинил мотивации.
Активные психологические исследования
мышления ведутся начиная с XVII в. В это
время и в течение следующего довольно
длительного периода истории психологии
мышление фактически отождествлялось
с логикой, а в качестве единственного
его вида, подлежащего изучению, рассматривалось
понятийное теоретическое мышление, которое
иногда не совсем правильно называют логическим
(неправильно потому, что логика присутствует
в любом другом виде мышления не в меньшей
степени, чем в данном).
Сама способность к мышлению
считалась врожденной, а мышление, как
правило, рассматривалось вне развития.
К числу интеллектуальных способностей
в то время относили созерцание (некоторый
аналог современного абстрактного мышления),
логические рассуждения и рефлексия (самопознание).
Созерцание, кроме того, понималось как
умение оперировать образами (в нашей
классификации — теоретическое образное
мышление), логические рассуждения – как
способность рассуждать и делать умозаключения,
а рефлексия – как умение заниматься самоанализом.
Операциями мышления в свою очередь считались
обобщение, анализ, синтез, сравнение и
классификация.
Мышление в ассоциативной эмпирической
психологии во всех его проявлениях сводилось
к ассоциациям, связям следов прошлого
и впечатлений, полученных от настоящего
опыта. Активность мышления, его творческий
характер были основной проблемой, которую
(как и избирательность восприятия и памяти)
не смогла решить данная теория. Поэтому
ее сторонникам не оставалось ничего другого,
как объявить умственные творческие способности
априорными, не зависящими от ассоциаций
с врожденными способностями разума.
В бихевиоризме мышление рассматривалось
как процесс формирования сложных связей
между стимулами и реакциями, становления
практических умений и навыков, связанных
с решением задач. В гештальтпсихологии
оно понималось как интуитивное усмотрение
искомого решения за счет обнаружения
нужной для него связи или структуры.
Нельзя сказать, что оба последних
направления в психологии не дали ничего
полезного для понимания мышления. Благодаря
бихевиоризму в сферу психологических
исследований вошло практическое мышление,
а в русле гештальттеории стали обращать
особое внимание на моменты интуиции и
творчества в мышлении.
Определенные заслуги в решении
проблем психологии мышления есть и у
психоанализа. Они связаны с привлечением
внимания к бессознательным формам мышления,
а также к изучению зависимости мышления
от мотивов и потребностей человека. В
качестве своеобразных форм мышления
у человека можно рассматривать уже обсуждавшиеся
нами защитные механизмы, которые также
впервые начали специально изучаться
в психоанализе.
В отечественной психологической
науке, основанной на учении о деятельностной
природе. психики человека, мышление получило
новую трактовку. Его стали понимать как
особый вид познавательной деятельности.
Через введение в психологию мышления
категории деятельности было преодолено
противопоставление теоретического и
практического интеллекта, субъекта и
объекта познания. Тем самым для конкретного
исследования открылась новая; ранее невидимая
связь, существующая между деятельностью
и мышлением, а также между различными
видами самого мышления. Впервые появилась
возможность ставить и решать вопросы
о генезисе мышления, о его формировании
и развитии у детей в результате целенаправленного
обучения. Мышление в теории деятельности
стали понимать как прижизненно формирующуюся
способность к решению разнообразных
задач и целесообразному преобразованию
действительности, направленному на то,
чтобы открывать скрытые от непосредственного
наблюдения ее стороны.
А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный
характер высших форм человеческого мышления,
их произвольность от культуры и возможность
развития под влиянием социального опыта,
писал, что мышление человека не существует
вне общества, вне языка, вне накопленных
человечеством знаний и выработанных
им способов мыслительной деятельности:
логических, математических и других действий
и операций... Отдельный человек становится
субъектом мышления, лишь овладев языком,
понятиями, логикой. Им была предложена
концепция мышления, согласно которой
между структурами внешней, составляющей
поведение, и внутренней, составляющей
мышление, деятельности существуют отношения,
аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность
не только является производной от внешней,
практической, но имеет принципиально
то же самое строение. В ней, как и в практической
деятельности, могут быть выделены отдельные
действия, операции. При этом внешние и
внутренние элементы деятельности являются
взаимозаменяемыми. В состав мыслительной,
теоретической деятельности могут входить
внешние, практические действия, и наоборот,
в структуру практической деятельности
могут включаться внутренние, мыслительные
операции и действия.
Деятельностная теория мышления
способствовала решению многих практических
задач, связанных с обучением и умственным
развитием детей. На базе ее были построены
такие теории обучения (их же можно рассматривать
и как теории развития.
Типологии мышления
Классификация
по психическим процессам
Наглядно-действенное мышление
(Форма мышления, манипулирующая предметной
сферой. Имеется у детей с рождения до
1,5 лет)
Конкретно-предметное мышление
(Задачи решаются с помощью существующего,
реального объекта. Формирование в возрасте
от 1,5 — до 7 лет)
Абстрактно-логическое мышление
(Мышление абстракциями — категориями, которых нет
в природе. Формируется с 7 лет. Считается,
что у животных нет абстрактного мышления.)
Классификация
по результатам мышления
Классификация
по уровню психических процессов
Генетические и функциональные
классификации мышления
По функциям:
- творческое (созидательное) мышление
- порождение новых идей, поиск оригинального
решения задачи. Творческое мышление возможно
в условиях свободы от критики, внешних
и внутренних запретов;
- стереотипное - решение типичных задач
по заранее усвоенной схеме.
V. По уровню развития (генетическая
классификация):
- наглядно-действенное мышление определяется
и ограничивается возможностью манипулирования
с конкретными предметами в конкретной
наглядно данной ситуации. Может существовать
только в условиях непосредственного
восприятия поля манипулирования. У ребенка
в возрасте до года этот тип мышления преобладает.
В зрелом же возрасте наглядно-действенное
мышление действует как основа для формирования
типов мышления более высокого уровня
(так называемые двигательные пробы);
- наглядно-образное мышление - человек
оперирует наглядными изображениями объектов,
их образами (рисунок, схема, план). Образ
предмета позволяет объединить набор
разнородных практических операций в
целостную картину, расширяет сферу действия
ручного интеллекта.