Восприятие
– процесс составной, более сложный, чем
ощущение. Оно включает в себя обычно сразу
несколько ощущений, дающих в конкретный
момент наиболее объемное представление
об исследуемом объекте. Если мы, к примеру,
держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая
его аромат, то такое целостное впечатление
от растения будет называться восприятием.
А ощущениями в данном случае будут являться
впечатление от внешнего вида цветка,
его запах, осязательное чувство пальцев,
держащихся за стебель.
Особенности восприятия
Важнейшими особенностями восприятия
являются: предметность, целостность,
структурность, константность, апперцепция,
осмысленность, избирательность, иллюзия.
Предметность. В результате
воздействия определенных предметов и
явлений окружающей действительности
на наши органы чувств формируется предметность
восприятия. Она проявляется в акте объективации,
т.е. в отнесении данных, полученных из
внешнего мира, к этому миру. Без этого
отнесения восприятие не может выполнять
свои ориентировочные и регулировочные
функции в практической деятельности
человека.
Предметность восприятия не является врожденным качеством;
существует определенная система действий,
которая дает субъекту возможность открыть
предметный мир. Решающую роль здесь играют
прикосновение и движение. Как особенность
восприятия предметность имеет большое
значение для регуляции поведения. Кирпич
и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение
могут восприниматься как похожие, но
по назначению они абсолютно разные.
Обычно определяют предметы
не по внешнему виду, а в соответствии
с тем, как их применяют на практике, или
с их основными качествами. Предметность
играет важную роль в дальнейшем формировании
самых перцептивных процессов. Когда возникает
расхождение между внешним миром и его
отражением, субъект должен искать новые
способы восприятия, которые обеспечат
правильное отображение.
Целостность и структурность. Воспринимая определенный
объект, мы выделяем его отдельные признаки,
свойства и одновременно объединяем их
в единое целое, благодаря чему у нас возникает
его целостный образ.
Константность. Под константностью понимают
относительное постоянство величины,
формы, цвета предметов, которые воспринимаются
при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Апперцепция - это зависимость содержания
и направленности восприятия от опыта
человека, его интересов, отношение к жизни,
установок, знаний.
Осмысленность. Восприятие - это не только
чувственный образ, но и осознание выделенного
объекта. Человек воспринимает предметы,
которые имеют для него определенное значение.
Восприятие человека тесно связано с мышлением,
с пониманием сущности предмета. Сознательно
воспринять предмет означает мысленно
назвать, то есть отнести его к определенной
группе, классу предметов, обобщить его
в слове.
Обобщенность восприятия - это отражение единичного
случая как особого проявления общего.
Определенное обобщение, имеется в каждом
акте восприятия. Степень обобщения зависит
от уровня и объема имеющихся у человека
знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается
нами или как астра, или как представитель
семейства сложноцветных. Слово - орудие
обобщения. Называние предмета повышает
уровень обобщения восприятия. Осмысленность
и обобщённость хорошо выявляются при
восприятии незаконченных рисунков. Эти
рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.
Избирательность. На наши анализаторы действует,
конечно, ряд объектов. Однако не все эти
объекты мы воспринимаем одинаково четко
и ясно. Эта особенность характеризует
избирательность восприятия.
Сложные виды восприятия
Основой
другого типа классификации восприятий
являются формы существования материи:
пространство, время и движение. В соответствии
с этой классификацией выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства
Восприятие
пространства во многом отличается от
восприятия формы предмета. Его отличие
заключается в том, что оно опирается на
другие системы совместно работающих
анализаторов и может протекать на разных
уровнях. хотя восприятие пространства
и имеет в своей основе ряд специальных
аппаратов, его строение очень сложно
и развитые формы восприятия пространства
могут протекать на различных уровнях.
В основе
восприятия трехмерного пространства
лежит функция специального вестибулярного
аппарата, расположенного во внутреннем
ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых
полукружных трубок, расположенных в вертикальной,
горизонтальной и сагиттальной плоскостях,
заполненных жидкостью. Когда человек
меняет положение головы, жидкость, заполняющая
каналы, меняет свое положение, раздражая
волосковые клетки, и их возбуждение вызывает
изменения в ощущении устойчивости тела
(статические ощущения).
Вторым
существенным аппаратом, обеспечивающим
восприятие пространства и прежде всего
глубины, является аппарат бинокулярного
зрительного восприятия и ощущения мышечных
усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно,
что глубина (отдаленность) предметов
особенно хорошо воспринимается при наблюдении
за предметом обоими глазами. Для отчетливого
восприятия предметов нужно, чтобы их
изображение падало на соответствующие
(корреспондирующие) точки сетчатки, а
это невозможно без конвергенции обоих
глаз. Если при конвергенции глаз возникает
незначительная диспаратность изображений,
появляется ощущение удаленности предмета
или стереоскопический эффект. При большей
диспаратности точек сетчатка обоих глаз,
на которые падает изображение, возникает
двоение предмета.
Третьим
важным компонентом восприятия пространства
являются законы структурного восприятия,
описанные гештальтпсихологами. К ним
присоединяется и последнее условие —
влияние хорошо закрепленного прежнего
опыта, которое может существенно воздействовать
на восприятие глубины, а в некоторых случаях
— приводить к возникновению иллюзий.
Восприятие
пространства не ограничивается, однако,
восприятием глубины. Его существенную
часть составляет восприятие расположений
предметов по отношению друг к другу. Это
требует специального рассмотрения.
Восприятие времени
Несмотря
на важное значение этого раздела психологии,
он разработан гораздо меньше, чем вопрос
о восприятии пространства. Можно указать,
что восприятие времени имеет различные
аспекты и осуществляется на разных уровнях.
Наиболее элементарными формами являются
процессы восприятия длительности последовательности,
в основе которых лежат элементарные ритмические
явления, известные под названием “биологических
часов”. К ним относятся ритмические процессы,
протекающие в нейронах коры и подкорковых
образований. Смена процессов возбуждения
и торможения при длительной нервной деятельности,
воспринимается как волнообразно чередующиеся
усиления и ослабления звука при длительном
вслушивании. К ним относятся такие циклические
явления, как биение сердца, ритм дыхания,
а для более длительных интервалов — ритмика
смены сна и бодрствования, появление
голода и т.п.
Восприятие движения
Восприятие
движения — очень сложный вопрос, природа
которого еще не вполне выяснена. Если
предмет объективно движется в пространстве,
то мы воспринимаем его движение вследствие
того, что он выходит области наилучшего
видения и этим заставляет нас передвигать
глаза или голову, чтобы вновь фиксировать
на нем взгляд. Смещение же точки по отношению
к положению нашего тела указывает нам
на ее передвижение в объективном пространстве.
Восприятие движения в глубину пространства,
которое экспериментально еще почти не
исследовалось, возникает вследствие
смещения соответствующих точек на сетчатке
глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую
роль в восприятии движения играет движение
глаз, следящих за движущимся предметом.
Однако восприятие движения не может быть
объяснено только движением глаз: мы воспринимаем
одновременно движение в двух взаимопротивоположных
направлениях, хотя глаз, очевидно, не
может двигаться одновременно в противоположные
стороны. В то же время впечатление движения
может возникнуть при отсутствии его в
реальности, если через небольшие временные
паузы чередовать на экране ряд изображений,
воспроизводящих определенные следующие
друг за другом фазы движения объекта.
Это так: называемый стробоскопический
эффект, для возникновения которого отдельные
раздражители должны быть отделены друг
от друга определенными промежутками
времени. Пауза между смежными раздражителями
должна быть не менее 0,06 с. В том случае,
когда пауза вдвое меньше, изображения
сливаются; в том случае, когда пауза очень
велика (например, 1 с), изображения осознаются
как раздельные; максимальное расстояние
между движущейся точкой в двух смежных
кадрах, при котором имеет место стробоскопический
эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом
эффекте построено восприятие движения
на кинематографических лентах. Отчасти
аналогичным приемом изображения движения
посредством одновременного воспроизведения
последовательных его фаз пользуются
также в живописи и скульптуре.
В восприятии
движения значительную роль несомненно
играют косвенные признаки, создающие
опосредованное впечатление движения.
Мы можем не только делать умозаключения
о движении, но и воспринимать его.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
(англ. development of perception). В течение жизни человека
восприятие проходит сложный путь развития.
Особенно интенсивно Р. в. происходит в
первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую
роль играют не столько созревание и приспособление
врожденных анатомо-физиологических механизмов,
сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей.
Возникновение более высоких уровней
детского восприятия связано с изменениями
в характере детской деятельности (см. Деятельность
детская), предъявляющей к восприятию
все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Ребенок рождается с относительно
высокоразвитой анализаторной системой,
с рядом безусловных ориентировочных реакций, которые заключаются в установке
рецепторных аппаратов, обеспечивающей
оптимальное восприятие раздражителей.
Уже на протяжении 1-го полугодия жизни
ребенка (1-6 мес.) в условиях правильно
поставленного взаимодействия со взрослыми,
которое вызывает и организует у ребенка
ориентировку на внешние воздействия,
в восприятии происходят значительные
изменения. Возникают активные поисковые
действия: ребенок смотрит, чтобы видеть,
схватывает и ощупывает предметы рукой
(3-5 мес). На этой основе возникают интерсенсорные
связи между ориентировочными реакциями
в различных рецепторных системах (зрительной,
слуховой, осязательной). Ведущее место
в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, контролирующему
их зрительное восприятие. Ребенок начинает
воспринимать сложные комплексные раздражители,
узнавать и дифференцировать их. В 5 мес
ребенок узнает мать. Восприятие становится
предметным. Возраст 6-12 мес характеризуется
быстрым развитием двигательной системы
(локомоций и манипулирования). У детей появляется первая
форма ведущей деятельности — предметно-манипулятивная.
Эта деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается.
Основным видом восприятия становятся
воспроизводящие движения Органов, моделирующие
особенности воспринимаемых объектов.
Изменение восприятия у детей преддошкольного
(1-3 г.) и дошкольного (3-6/7 лет) возраста
происходит в связи с развитием различных
видов деятельности детей (игровой, изобразительной,
конструктивной и элементов трудовой
и учебной). На ранних этапах этого периода
(1-4 г.) восприятие непосредственно связано
с практической деятельностью детей. Далее
восприятие, продолжая обслуживать практическую
деятельность, приобретает относительно
самостоятельное значение и свойства высшей психической функции (произвольность и осознанность).
См. Теория
развития восприятия путем формирования
перцептивных действий.
Представление, его характеристики
Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов
и явлений, которые в данный момент не
воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения.
Одно из них обозначает образ предмета
или явления, которые ранее воспринимались
анализаторами, но в данный момент не воздействуют
на органы чувств («название результата
процесса», девербатив). Второе значение
данного термина описывает сам процесс
воспроизводства образов («название процесса»,
субстантивированный инфинитив).
Представлениям присущи такие
основные свойства, как наглядность, фрагментарность,
неустойчивость и обобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.