Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале
XX века, прежде всего в американской экспериментальной
психологии (Уильям Джеймс,Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу,
в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно
самостоятельные элементы. Функционализм
восходит к представлениям конца XIX в.,
когда было принято считать, что каждый
участок мозга имеет свою специализацию
(см. Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления
функционалистов подверглись коренному
пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.
Главная
идея функционализма - данное психическое
состояние может быть определено в терминах
причинных связей существующих между
психическим состоянием, условиями среды
(ввод), поведением организма (выход), и
другими психическими состояниями. Подход
функционализма сходен с анализом информационных
процессов, он стал философской основой
вычислительной теории разума
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение),
ведущее направление в американской психологии,
оказавшее значительное влияние на все
дисциплины, связанные с изучением человека.
В основе Б. лежит понимание поведения
человека и животных как совокупности
двигательных и сводимых к ним вербальных
и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия
(стимулы) внешней среды. Возник на рубеже
19— 20 вв. под непосредственным влиянием
экспериментальных исследований психики
животных. Т. к. в этих исследованиях не
мог применяться метод самонаблюдения,
господствовавший при изучении психики
человека, то была построена методика
эксперимента, основанного на серии контролируемых
воздействий на животных и регистрации
их реакций на эти воздействия. Эта методика
была перенесена и на изучение психики
человека. Общеметодологическими предпосылками
Б. явились принципы философиипозитивизма, согласно которым наука должна
описывать только непосредственно наблюдаемое,
а любые попытки анализа внутренних, непосредственно
не данных для наблюдения механизмов отклоняются
как философские спекуляции. Отсюда основной
тезис Б.: психология должна изучать поведение,
а не сознание, которое в принципе непосредственно
не наблюдаемо; поведение же понимается
как совокупность связей "стимул —
реакция" (S — R). Родоначальником Б. является
Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были
впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных
основ Б. большое влияние оказали работы
В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Согласно Б., у человека при
рождении имеется относительно небольшое
число врождённых схем поведения (дыхание,
глотание и т.п.), над которыми надстраиваются
более сложные процессы, вплоть до образования
сложнейших "репертуаров поведения"
(Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется
и впредь имеет тенденцию к воспроизведению
— "закон эффекта". Закрепление реакций
подчиняется "закону упражнения",
т. е. многократного повторения одних и
тех же реакций в ответ на одни и те же
стимулы, в результате чего эти реакции
автоматизируются. Для объяснения того,
каким образом выбирается данная реакция
в ответ на данное воздействие, Торндайк
выдвинул принцип "проб и ошибок",
согласно которому выработка всякой новой
реакции начинается со слепых проб, продолжающихся
до тех пор, пока одна из них не приведет
к положительному эффекту.
Фрейдизм
Фрейдизм - классический, ортодоксальный
психоанализ, выводящий все проблемы взрослого
человека из полового инстинкта.
В расширительном понимании
под фрейдизмом подразумевается классический
(ортодоксальный) психоанализ, в отличие
от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле
данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было
создано им в период с 1900 по 1938 гг.Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма,
пока принимают схему Оно - Сверх-Я и Я,
но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма,
когда по-другому видят взаимоотношения
этих начал. В концепции классического
психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго,
представлены как враждебные, антагонистические
друг другу начала. Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы
и утверждал, что отношения личности и
общества могут быть отношениями сотрудничества,
обеспечивающими гармоничное развитие
личности.
Психоанализ, в точном значении
слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым
близок психоанализ, не принимают фрейдизм.
Аналогично по поводу психодинамического
подхода: фрейдизм являетсяразновидностью психодинамического
подхода, но психодинамический подход
- шире фрейдизма, к нему не сводится.
Основные тезисы, по которым
узнается фрейдизм:
Человек по своей природе эгоистичен,
в основе всех поступков человека и всех
его проблем в конечном счете лежат подавленные
сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение. Подробнее см.→
Все дети проходят через Эдипов комплекс. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную,
анальную, фаллическую, латентную и генитальную.
Психоаналитический подход
по З.Фрейду включает пять фундаментальных
принципов: динамический, экономический,
структурный, принцип развития, принцип
адаптации.
На этих принципах основывается
психоаналитическое наследие, для которого
наиболее существенными являются следующие
положения:
Главное значение имеют человеческие
инстинктивные импульсы, их выражение
и трансформация и, что наиболее важно,
их подавление, посредством которого удается
избежать болезненных чувств или переживаний
неприятных мыслей, желаний и воздействия
сознания
Вера, что такое подавление
является, по существу, сексуальным, что
причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие
Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя
Уверенность в сопротивлении
выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении
Мысль о том, что, по существу,
мы имеем дело с борьбой между биологическими
внутренними импульсами (или инстинктами
— Ид) и выступающим в роли защиты по отношению
к внешней реальности Эго — в общем контексте
моральных правил или стандартов (Супер-Эго)
Приверженность концепции психического
детерминизма, или причинности, согласно
которой психические феномены, так же
как и поведение, бесспорно, не изменяются
случайно, а связаны с событиями, которые
предшествуют им, и, если не делаются осознанными,
невольно являются основанием для повторения
Современная западная
психология
Зарубежная психологическая
наука использует различные подходы к
изучению психики и поэтому включает в
себя несколько направлений: психоанализ,
бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую
и трансперсональную психологию.
Психоанализ - одно из наиболее известных
направлений психологии за рубежом, возникшее
в начале XX в. Основывается на положении
о том, ч го поведение человека определяется
не столько сознанием, сколько бессознательным.
Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и
его последователей (фрейдизм, неофрейдизм)
и предполагает особую методологию исследования
психики. Основными методамипсихоанализа
являются: метод анализа свободных ассоциаций;
анализ снов и толкование сновидений;
анализ ж объяснение различных ошибочных
и непреднамеренных (случайных) действий
человека.
Бихевиоризм - направление в зарубежной
психологии, возникшее в начале XX в., отрицает
сознание как предмет научного исследования
и сводит психику к различным формам поведения,
являющегося результатом ответа организма
на воздействия внешней среды. Основными
научными понятиями бихевиоризма стали "стимул" (раздражитель
из внешней среды), "реакция" (ответ
организма на раздражение) и "связь" (ассоциация)
между стимулом и реакцией. Простота схемы S
- R (а при необходимости она может быть
и усложнена) дает возможность легко использовать
количественное описание психологического
явления и применять математические методы
для обработки результатов его исследования.
Гештальтпсихология - направление в западной психологии,
возникшее в Германии в первой трети XX
в., предполагает изучение психики с помощью
целостных структур - гештальтов, первичных
по отношению к своим компонентам. Например,
восприятие как психический познавательный
процесс у гештальтпсихологов не сводится
к сумме ощущений, а свойства фигуры не
описываются через свойства ее частей.
По их мнению, внутренняя системная организация
восприятия определяет и свойства ощущений,
входящих в него. Понятия фигуры и фона
- важнейшие в гештальтпсихологии.
Гуманистическая
психология - одно из ведущих направлений
современной зарубежной психологии, возникшее
в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя
психоанализу и бихевиоризму.
Индивидуальность здесь рассматривается
как интегративное целое, в противовес
бихевиоризму, ориентированному на анализ
отдельных событий. Исследование животных
считается непригодным для понимания
психики и поведения человека. В отличие
от классического психоанализа гуманистическая
психология утверждает, что человек изначально
добр или по крайней мере нейтрален, а
его агрессивность - это результат воздействия
окружающей среды.
Трансперсональная
психология - новое направление в западной
психологии, объясняющее психические
явления "мистическими переживаниями",
"космическим сознанием", т.е. особым
духовным опытом, который требует взгляда
на психику человека с нетрадиционных
позиций.
Все эти направления коренным
образом отличаются друг от друга, по-своему
анализируют деятельность и общение людей,
однако их нужно правильно оценивать и
принимать во внимание.
Отечественная психология
Представители:
И.П.
Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге,
А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев
и др.
Предмет
изучения.
Психические
процессы … – это свойство высокоорганизованной
материи.
Практика.
Павлов
– разработка проблем патопсихологии
(сигнальные системы, учение о типах высшей
нервной деятельности)
Бехтерев
– огромнейший материал по патопсихологическим
исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций,
слуховые иллюзии.
Развитие
направлений таких как:
Военная
психофизиология, военная психотехника,
авиационная психология …
Педагогическая
психология – стимулирование задач социального
воспитания.
Психология
ребенка.
Вклад.
Развитие
науки позволило во многих городах организовать
и запустить в работу психотехнические
лаборатории.
Было
создано Всесоюзное общество по психотехнике.
В отечественной
психологии прочно утверждается принцип
развития: психика животных и сознание
человека могут получить адекватное объяснение
лишь в том случае, если они рассматриваются
в развитии.
Возникновение
и развитие психики, раздражимость
В психологии филогенез понимается как процесс возникновения
и исторического развития психики и поведения
животных, а также как процесс возникновения
и эволюции форм сознания в ходе истории
человечества.
Возникновение психики связывают
с формированием на определенном этапе
развития живых существ их способности
к активному перемещению в пространстве,
при котором удовлетворение потребностей
осуществляется посредством активных
движений в окружающей среде, которые
должны предваряться поиском необходимых
предметов. По мере эволюционного развития
у животных формируется специальный орган
психики – нервная система, обеспечивающая
отражение окружающего мира и регуляцию
поведения.
Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие
изменением своих физико-химических и
физиологических свойств. Раздражимость
проявляется в изменениях текущих значений
физиологических параметров, превышающих
их сдвиги при покое. Раздражимость является
универсальным проявлением жизнедеятельности
всех биосистем. Эти изменения окружающей
среды, вызывающие реакцию организма,
могут включать в себя широкий репертуар
реакций, начиная с диффузных реакций
протоплазмы у простейших и кончая сложными,
высокоспециализованными реакциями у
человека. Раздражимость — фундаментальное
свойство живых систем: её наличие — классический
критерий, по которому отличают живое от неживого. Минимальная величина
раздражителя, достаточная для проявления
раздражимости, называется порогом восприятия.
Явления раздражимости у растений
и животных имеют много общего, хотя их
проявления у растений резко отличаются
от привычных форм двигательной и нервной
деятельности животных[1].
Выделяют несколько
форм активности живого: 1) тропизмы (от греч. tropos – «поворот»,
«направление») – изменение направления
в движении частей растения под воздействием
биологически значимых раздражителей
(света, притяжения земли, химических раздражителей);
2) таксисы (от греч. taxis – «порядок», «расположение») –
ориентирующие компоненты поведенческих
актов, врожденная способность к пространственной
ориентации живых организмов в сторону
благоприятных, жизненно необходимых
элементов окружающей среды (положительные
таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные
таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus –
«побуждение») – генетически запрограммированное
поведение, которое проявляется в виде
поведенческих актов, характерных для
данного биологического вида. Они обладают
достаточным постоянством и независимостью
от локальных изменений окружающей среды;
4) рефлекс (от лат. reflexus – «отраженный») –
форма психического отражения, которая
представляет собой ответную реакцию
живого организма, обусловленную воздействием
на анализатор какого-либо определенного
фактора внешней или внутренней среды.