Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:10, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в жизненных ситуациях тревожность зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда способности оцениваются со стороны. Так как эти переживания не вносят вклада в решение задания, а только отвлекают внимание от усилий, связанных с поиском решений, то они препятствуют проявлению способности, необходимой для достижения цели.
Тревожность у студентов на разных этапах обучения объясняется многими факторами. На первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям, которые связаны с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Выпускников тревожат мысли о предстоящих государственных экзаменах, о поисках престижной, высокооплачиваемой работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретическое изучение тревожности в студенческом возрасте……..6
1.1. Проблема тревоги в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………………………...6
1.1.1. Причины и формы тревожности………………………………………... 23
1.2. Особенности студенческого возраста………………………………...……28
1.3. Особенности проявления тревожности у студентов……………………...40
Выводы по главе I……………………………………………………………….43
Глава II Организация и методы исследования………………………………...45
2.1. Организация исследования…………………………………………………45
2.2. Методы исследования………………………………………………………46
Выводы по главе II………………………………………………………………50
Глава III Результаты эмпирического исследования…………………………...51
3.1. Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора…………51
3.2. Результаты теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…….52
3.3. Результаты анализа госпитальной шкалы тревоги и депрессии…………57
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература……………………………………………………………………….63
Приложение………………………………………………………………………69
Результаты данной методики совпадают с результатами двух предыдущих, большинство студентов пятого курса обладают средним уровнем тревожности(48% опрошенных) и депрессии (92% опрошенных). Это нормальный показатель, так как каждому человеку свойственен определенный уровень тревоги.
Далее покажем различия уровней тревоги у студентов первого и пятого курсов в диаграммах:
Таким образом, можно говорить о том, что средний уровень тревоги и депрессии у студентов первого курс незначительно выше, чем у студентов пятого курса. Мы считаем, различия объясняются тем, что выпускники уже полностью сформировавшиеся уверенные в себе личности, они уже получили определенный уровень образования, у студентов появляется «иммунитет» к трудностям и поэтому тревога проявляется не в такой степени, как у первокурсников.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, которая представлена в первой главе работы.
В первой главе мы рассмотрели понятие «тревожность», назвали причины возникновения тревожности, изучили особенности студенческого возраста, а также проявление тревоги у студентов.
Таким образом, анализ психологической литературы показал, что людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Любой человек испытывает время от времени тревогу и беспокойство, связанное с настоящим или будущим. Подобное беспокойство, как правило, абсолютно естественно. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.
В психологии принято выделять два вида тревожности: ситуативную(реактивную) и личностную. Реактивная, или ситуативная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Личностная тревожность как черта характера наиболее проявляется, когда возникает ситуация, субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая его престижу, авторитету, самооценке и т.п.
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Они могут быть субъективными и объективными. Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения. На психологическом уровне - неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования ЦНС.
Тревожность оказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит, что-то неблагополучно в личности человека. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога часто появляется из-за того, что человек заранее ждет неудач, особенно в общении с окружающими и от того, что не может правильно оценить ситуацию.
Вторая глава работы выпускной квалификационной работы посвящена изучению проявления тревожности у студентов первого и пятого курсов. Как показали проведенные методики, уровень тревожности на первом курсе незначительно выше, чем на пятом курсе. У некоторых первокурсников и выпускников наблюдается как самый высокий, так и самый низкий показатель тревоги, но основной части учащихся соответствует средний уровень тревожности. Отличны причины возникновения этого феномена. Так, студенты-первокурсники еще находятся под впечатлением школьных лет, они не могут пока принимать самостоятельных решений без помощи и поддержки родителей. Новые условия обучения, незнакомые преподаватели, общение с однокурсниками вселяют тревогу, а иногда и страх. От того, что студенты боятся быть непонятыми, они замыкаются в себе, что отрицательно сказывается на результатах обучения. И как следствие, уровень тревожности, страха и депрессии становится высоким.
Студенты-выпускники уже имеют свое мировоззрение, они смотрят на происходящее с высоты своего уже полученного за все годы обучения жизненного опыта. Тревожность у выпускников вызывается другими причинами. Студенты очень обеспокоены тем, как сложится их жизнь, очень важным в поисках работы многие считают материальную сторону, что также является одной из причин возникновения тревоги. Молодые люди пока до конца не поняли, кем они видят себя в будущей жизни, какие люди их будут окружать, где они будут работать и насколько социально адаптированными они могут быть.
С помощью статистического метода U-критерия Манна-Уитни мы оценили достоверность наличия различий в уровнях тревожности у студентов первого и пятого курсов (см. Приложение 7), но наша гипотеза о том, что незначительные различия будут наблюдаться, не подтвердилась. Мы предполагаем, что возможно это объясняется маленькой выборкой, а также тем, что исследование проводилось в период сессии, и поэтому уровень тревожности у студентов первого курса оказался выше.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. А. Дворяшина, П. А. Кудрявцева. – М.: Просвещение, 1968. – 334 с.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста
//Современные психологические проблемы высшей школы. –Л.: – 1974. – Вып. 2. – С. 31–35.
3. Аракелов Г. Г. Стресс- факторы, влияющие на формирование психо-социальной устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова // Психологическая наука и образование. – М.: – 2008. – № 2. – С. 52–60.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.
5. Багинин В. А. Психология. Энциклопедический словарь / В. А. Багинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 272 с.
6. Баевский Р. М. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. – М.: Наука, 1984. – 222 с.
7. Бахур В. Т. Эмоции: плюсы и минусы / В. Т. Бахур. –М.: Знание, 1975. – 95 с.
8. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА- М, 1998. -222 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов / Г. М. Бреслав. –М.: Академия: Смысл, 2004. – 544 с.
10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / И. В. Вачков. – М.: Изд-во «Ось - 89», 2005. – 256 с.
11. Венар Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
12. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.
13. Габдреева Г.Ш. К методике самоуправления психическим состоянием / Г. Ш. Габдреева, Н. М. Пейсахов // Вопросы психологии. – 1989. - №5. - С. 101-108.
14. Душков Б. А. Психология человекознания / Б. А. Душков. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 480 с.
15. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбович. – Мн.: Харвест.: АСТ, 2001. – 576 с.
16. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 256 с.
17. Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации студентов педагогического вуза / Л. Н. Захарова // Вопросы психологии. – 1991. № 2. – С. 60-67.
18. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. / Э. Ф. Зеер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
19. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 464 с.
20. Изард К. Эмоции человека: пер. с англ. / К. Изард; под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. – М.: Изд-во «Директ-Медиа», 2008. – 954 с.
21. Катыгин Ю. А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психологическими характеристиками / Ю. А. Катыгин, В. П. Умнов // Психофизиология. –Л., 1979. – С. 46-49.
22. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. –М.: Просвещение, 1976. – 175 с.
23. Куликов А. В. Психология личности в трудах отечественных психологов / А. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. –М.: Политиздат, 1977. -304 с.
25. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 13-28.
26. Макланов А. Г. Общая психология / А. Г. Макланов. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
27. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
28. Мэй Р. Проблема тревоги: пер. с англ. А. Г. Гладкова / Р. Мэй. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 432 с.
29. Немов Р. С. Психология: учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений в 3 кн. – 4-е изд. – Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
30. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. – Л.: Изд-во «ЛГУ», 1983. – 169 с.
31. Нестерова Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности / Н. Б. Нестерова. – М., 1984. – 103 с.
32. Никольская И. М. Исследование личностных свойств как фактора риска развития пограничных психических расстройств у студентов ВУЗов Санкт-Петербурга / И. М. Никольская, Г. Д. Горячкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1998. - № 1. – С. 22-26.
33. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: учеб. пособие / В. Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
34. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
35. Перлз Ф. С. Гештальт-терапия дословно / Ф. С. Перлз // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. - № 3. – С. 15-17.
36. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред-сост. Д. Я. Райгородский. –Самара: изд. дом «БАХРАХ-М», 2004. – 480 с.
37. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. – С. 39.
38. Прихожан А. М. Психология / А. М. Прихожан, И. В. Дубровина. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999. – 461 с.
39. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: Моск-й психолого-соц-й институт; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
40. Прохоров А. О. Особенности психических состояний личности в обучении / А. О. Прохоров // Психологический журнал. – 1991. - № 1. – С. 47-54.
41. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н. М. Пейсахова. – Казань: СТА, 2001. – 295 с.
42. Психология мотиваций и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрекнер, М. В. Фаликман. –М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 752 с.
43. Психология состояний. Хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; ред. проф. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; - СПб.: Речь, 2004. – 608 с.
44. Психология состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
45. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / сб. научн. трудов. – Кишинев: МНО, Кишин. госуни-тет им. В. И. Ленина, 1990. – 115 с.
46. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 134 с.
47. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 2004. – 319 с.
48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е. И. Рогов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДА, 1995. – Кн 1. – 384 с.
49. Ромицина Е. Е. методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е. Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
50. Россия на новом переломе: Страхи и тревоги / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. – М.: Альфа-М, 2009. – 160 с.
51. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. –СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
52. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – С. 11.
53. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии: пер. с англ. / Г. С. Салливан. – СПб., 347 с.
54. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии, психология развития человека: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. –М.: Школьная пресса, 2000. – 384 с.
55. Словарь практического психолога / под общ. ред. С. Ю. Головина. – Минск: Харвест, 1997. – 176 с.
56. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед-й / С. Д. Смирнов. – М.: издат-й центр «Академия», 2001. – 400 с.
Информация о работе Особенности проявления тревожности у студентов