Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:10, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в жизненных ситуациях тревожность зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда способности оцениваются со стороны. Так как эти переживания не вносят вклада в решение задания, а только отвлекают внимание от усилий, связанных с поиском решений, то они препятствуют проявлению способности, необходимой для достижения цели.
Тревожность у студентов на разных этапах обучения объясняется многими факторами. На первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям, которые связаны с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Выпускников тревожат мысли о предстоящих государственных экзаменах, о поисках престижной, высокооплачиваемой работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретическое изучение тревожности в студенческом возрасте……..6
1.1. Проблема тревоги в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………………………...6
1.1.1. Причины и формы тревожности………………………………………... 23
1.2. Особенности студенческого возраста………………………………...……28
1.3. Особенности проявления тревожности у студентов……………………...40
Выводы по главе I……………………………………………………………….43
Глава II Организация и методы исследования………………………………...45
2.1. Организация исследования…………………………………………………45
2.2. Методы исследования………………………………………………………46
Выводы по главе II………………………………………………………………50
Глава III Результаты эмпирического исследования…………………………...51
3.1. Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора…………51
3.2. Результаты теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…….52
3.3. Результаты анализа госпитальной шкалы тревоги и депрессии…………57
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература……………………………………………………………………….63
Приложение………………………………………………………………………69
Среди студентов первого и пятого курсов также выделяются те, которым характерны высокий уровень тревожности (первый курс – 16%; пятый – 8%) и лишь 4% студентов пятого курсов характеризует низкий уровень тревожности. Это может быть связанно с индивидуальными особенностями учащихся (темперамент, самооценка) к склонности переживать тревогу. Так же она может развиваться при проявлении негативных, завышенных требований.
Таким образом, студенты первого и пятого курсов обладают средним уровнем тревожности, но отличие состоит в том, что у студентов первого курса прослеживается тенденция к высокому уровню тревожности, у студентов пятого курса - тенденция к низкому уровню.
3.2. Результаты теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Студентам предлагается опросник, в котором они должны зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как они себя чувствуют в данный момент. Мы занесли все данные ответов студентов в таблицу (см. Приложение 5).
Результаты проведенного теста могут быть представлены в таблицах и диаграммах:
Первый курс:
1 курс | ||
СТ | ||
до 30 баллов | 31-44 балла | 45 и более баллов |
6 студентов | 17 студентов | 2 студента |
ЛТ | ||
1 студент | 12 студентов | 12 студентов |
Итак, как видно из рисунков у студентов первого курса довольно высок уровень как ситуативной тревожности (умеренная – 68%), так и личностной (высокая- 48%), но ситуативная проявляется в большей степени. Как было замечено ранее, ситуативная тревожность –это эмоциональное состояние личности. Первокурсники готовятся к зачетам, сессии, сдают экзамены, т.е. постоянно оказываются в ситуациях, порождающих высокий уровень тревоги. Ситуативная тревожность вызывается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности – например, на экзамене и т.п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей, т.е. ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности.
Пятый курс:
5 курс | ||
СТ | ||
до 30 баллов | 31-44 балла | 45 и более баллов |
11 студентов | 12 студентов | 2 студента |
ЛТ | ||
0 студентов | 13 студентов | 12 студентов |
По результатам диаграммы можно сказать следующее: студентов пятого курса практически в равной степени характеризует наличие и ситуативной, и личностной тревожности. Мы считаем, что уровень ситуативной тревожности наиболее высок к концу последнего года обучения (48%), так как именно это время является для студентов-выпускников «горячей порой», когда перед ними стоит нелегкая задача сдачи выпускных экзаменов и защита дипломной работы, но также на диаграмме можно заметить явную тенденцию к низкому уровню ситуативной тревожности (44%). Это может объясняться личностными особенностями студентов, а также можно предположить, что многие выпускники уже психологически готовы к предстоящим экзаменам, а некоторые уже точно определились с местом работы.
Пятикурсникам также свойственен умеренный уровень личностной тревожности (52%). Нами было упомянуто, что личностная тревожность –это устойчивая черта, индивидуальная и психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. В целом, у пятого курса этот уровень оптимален, наличие личностной тревожности свидетельствует о том, что студенты обеспокоены предстоящими переменами в жизни и делают все возможное для успешной реализации поставленных задач.
В двух следующих диаграммах представлено сравнение проявлений ситуативной и личностной тревожности у первого и пятого курсов.
Проявление ситуативной тревожности у первого и пятого курсов:
Проявление личностной тревожности у студентов первого и пятого курсов:
Таким образом, по результатам проведенной методики можно сказать следующее: у студентов первого курса ситуативная тревожность выше, чем личностная, т.к. первокурсников беспокоят предстоящие экзамены, зачеты, они еще не задумываются над тем, как сложится их жизнь после окончания института, чувствуют тревогу в определенные моменты. А у студентов пятого курса личностная тревожность выражена ярче, чем ситуативная, что доказывает следующее: к завершению учебы в ВУЗе молодые люди находятся в состоянии постоянного беспокойства по поводу своей дальнейшей судьбы за порогом института.
3.3. Госпитальная шкала тревоги и депрессии
Студентам предлагается внимательно прочитать каждое утверждение, и в пустой графе слева отметить крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как они себя чувствовали на прошлой неделе. Все данные ответов студентов занесены в таблицу (см. Приложение 6).
По этой шкале мы также выявляли и уровень депрессии студентов.
Результаты анализа таблиц можно представить в следующих таблицах и диаграммах:
Первый курс:
1 курс | |||||
0-7 баллов | 8-10 баллов | 11 и выше баллов | |||
тревога | депрессия | тревога | депрессия | тревога | депрессия |
5 чел. | 20 чел. | 15 чел. | 4 чел. | 5 чел. | 1чел. |
Итак, большую часть студентов первого курсов отличает низкий (нормальный) уровень депрессии (80% испытуемых), а также средний (60%)и нормальный (20%) уровень тревоги. Клинически выраженная тревога наблюдается у 20% студентов. Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и малообщительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Пятый курс:
5 курс | |||||
0-7 баллов | 8-10 баллов | 11 и выше баллов | |||
тревога | депрессия | тревога | депрессия | тревога | депрессия |
9 | 23 | 12 | 2 | 4 | 0 |
Информация о работе Особенности проявления тревожности у студентов