Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:10, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в жизненных ситуациях тревожность зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда способности оцениваются со стороны. Так как эти переживания не вносят вклада в решение задания, а только отвлекают внимание от усилий, связанных с поиском решений, то они препятствуют проявлению способности, необходимой для достижения цели.
Тревожность у студентов на разных этапах обучения объясняется многими факторами. На первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям, которые связаны с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Выпускников тревожат мысли о предстоящих государственных экзаменах, о поисках престижной, высокооплачиваемой работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретическое изучение тревожности в студенческом возрасте……..6
1.1. Проблема тревоги в исследованиях отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………………………...6
1.1.1. Причины и формы тревожности………………………………………... 23
1.2. Особенности студенческого возраста………………………………...……28
1.3. Особенности проявления тревожности у студентов……………………...40
Выводы по главе I……………………………………………………………….43
Глава II Организация и методы исследования………………………………...45
2.1. Организация исследования…………………………………………………45
2.2. Методы исследования………………………………………………………46
Выводы по главе II………………………………………………………………50
Глава III Результаты эмпирического исследования…………………………...51
3.1. Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора…………51
3.2. Результаты теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)…….52
3.3. Результаты анализа госпитальной шкалы тревоги и депрессии…………57
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература……………………………………………………………………….63
Приложение………………………………………………………………………69
Выводы по главе I
Таким образом, в первой главе мы исследовали общую характеристику тревожности.
Как было сказано ранее, тревожность-это свойство человека переходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх тревогу в специфических специальных ситуациях.
Для изучения общей характеристики тревожности мы опирались на труды таких психологов, как 3.Фрейд, А. М. Прихожан, К. Хорни, Р. Мэй.
М. Бахтина, в противовес негативному способу понимания тревоги, как состояния, которое необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше, утверждает противное: тревогу невозможно преодолеть. Тревога, по мнению П. Тиллиха, содержит в себе опасность трансформироваться в страх, и запускается механизм неврозообразования (Катыгин, 1979 : 46-49).
Тревога, по мнению 3.Фрейда выступает либо как основное слагаемое различных психопатологических синдромов, либо как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления.
Р. Мэй тревогу связывает с усилением поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации, причем уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации.
Для полного исследования тревожности мы рассмотрели особенности юношеского возраста. Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет—это ранняя юность и 18—25 лет—поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожесть на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И.С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому нас не должно удивлять, что старшеклассники выдвигают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на второе место.
Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она выступает иногда как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения.
Тревожность в студенческом возрасте объясняется рядом факторов. Тревожных студентов отличает неуверенность в себе, боязнь быть непринятым, непонятым. Такие люди мнительны и недоверчивы, редко проявляют инициативу; постоянное беспокойство может стать причиной низкой успеваемости.
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности у студентов первого и пятого курсов.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что студенты первого и пятого курсов различаются по уровню проявления тревожности.
В связи с поставленной целью исследования и для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была разработана программа исследования, состоящая из двух этапов:
1 этап. Задачей первого этапа было изучить особенности проявления тревожности у студентов первого и пятого курсов и провести их сравнительный анализ с помощью методик:
Методика измерения уровня тревожности Тейлора
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Госпитальная шкала тревоги и депрессии
2 этап. Задачей второго этапа было провести сравнительный анализ различий проявления тревожности у студентов первого и пятого курсов на факультета иностранных языков.
Достоверность полученных связей и отношений была проверена методами математической статистики: U-критерием Манна-Уитни.
База исследования. Исследование проводилось на базе БирГСПА факультета иностранных языков в период с 2010 - 2011 г.г. В эксперименте приняли участие 50 студентов, из них 25 человек являются студентами первого курса, 25- студентами пятого курса.
2.2. Методики исследования
1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора
Цель данной методики – определить общий уровень тревожности, опасения (страха) у студентов первого и пятого курсов. Текст опросника и ключ для подсчета баллов представлены в приложении 1 (см. Приложение 1).
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждому студенту выдается карточка с утверждениями. Согласно инструкции, обследуемый ставит «+», «-» напротив утверждения в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в ней утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов — о низком уровне тревоги (http://psylist.net/praktikum/
2. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Посредством опросника Спилберега мы выявляли личностную и ситуативную тревожность у студентов первого и пятого курсов. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Целью этого теста является определение уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов первого и пятого курсов.
Текст опросника и ключ для подсчета баллов представлены в приложении 2 (см. Приложение 2).
Показатели ситуативной и личностной тревожности определяются с помощью ключа.
Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ производятся в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. В нашем случае анализ в зависимости от возрастной категории студентов.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая (http://psylist.net/praktikum/
3. Госпитальная шкала тревоги и депрессии
Шкала была разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики. Преимущества обсуждаемой шкалы заключаются в простоте применения и обработки (заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений), что позволяет рекомендовать ее к использованию в практике для первичного выявления тревоги и депрессии. Опросник обладает высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии. Для более детальной квалификации состояния и отслеживания его дальнейшей динамики рекомендуется пользоваться более чувствительными клиническими шкалами (например, шкалой Гамильтона для оценки депрессии (HDRS), шкалой Гамильтона для оценки тревоги (HARS), шкалой Монтгомери-Асберг для оценки депрессии (MADRS), опросником депрессии Бека (BDI).
При формировании шкалы авторы исключали симптомы тревоги и депрессии, которые могут быть интерпретированы как проявление соматического заболевания (например, головокружения, головные боли и проч.). Пункты субшкалы депрессии отобраны из списка наиболее часто встречающихся жалоб и симптомов и отражают преимущественно ангедонический компонент депрессивного расстройства. Пункты субшкалы тревоги составлены на основе соответствующей секции стандартизованного клинического интервью Present State Examination и личном клиническом опыте авторов и отражают преимущественно психологические проявления тревоги.
Целью методики является выявление уровня тревоги и депрессии.
Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики (http://www.fooder.ru/page2/vz
Текст опросника и ключ для подсчета баллов представлены в приложении 3 (см. Приложение 3).
Выводы по II главе
Таким образом, мы выбрали ряд методик и опросников для того, чтобы с помощью них постараться получить подтверждение гипотезе нашего исследования.
Перед началом проведения всех методик со студентами был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для работы, порядка выполнения задания. Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователь при этом гарантировал тайну индивидуальных ответов.
Глава III. Результаты эмпирического исследования
Результаты и анализ особенностей проявления тревожности у студентов первого и пятого курсов
3.1. Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора
Студентам было предложено ответить утвердительно или отрицательно на 50 утверждений в зависимости от того, согласны они с ними или не согласны. Мы занесли все данные ответов студентов в таблицу (см. Приложение 4).
Результаты анализа проведенной методики могут быть представлены в диаграмме:
Итак, мы видим, что большинству студентов первого и пятого курсов характерен средний уровень тревожности, но прослеживаются некоторые различия: пятикурсников отличает средний уровень с тенденцией к низкому (56%), а первокурсников - к высокому (48%). Это может объясняться несколькими причинами. С поступлением в высшее учебное заведение жизнь абитуриентов, вчерашних школьников существенно меняется. Новые учебные требования, социальные условия, отношения с преподавателями и сверстниками – все это способствует проявлению тревожности у студентов в той или иной степени. Очевидно, что уровень тревоги первокурсников несколько выше нежели уровень студентов пятого курса. Выпускники прошли уже все этапы обучения в ВУЗе и для них самой главной задачей является успешная сдача государственных экзаменов, подготовка и защита выпускной квалификационной работы, но это не единственное, что вызывает тревожность студентов. Окончание института, университета означает начало новой ступени в жизни человека. В наше время с проблемой трудоустройства сталкиваются все выпускники. Так, можно сказать, что различия в уровне тревожности студентов первого и пятого курсов незначительны, различны лишь причины возникновения тревоги.
Информация о работе Особенности проявления тревожности у студентов