Особенности классического психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования классического психоанализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие психогенеза,
2) рассмотреть особенности классического психогенеза.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие психоанализа 4
2. Особенности классического психоанализа 5
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Klassichesky_psikhoanaliz.docx

— 11.62 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Понятие психоанализа 4

2. Особенности классического психоанализа 5

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа Зигмунда Фрейда, начавшаяся в специализированных областях неврологии и психиатрии, выработала представления о личности, которые оказали огромное влияние на всю западную культуру. Его точка зрения на человека и его положение, резко расходившаяся с общепринятыми взглядами его современников, представляет собой сложный и убедительный способ рассмотрения нормального и ненормального развития.

Работа Фрейда противоречила культурным, религиозным, социальным и научным запретам. Он создал новые подходы в лечении душевнобольных. Постоянно пересматривал и перерабатывал свои взгляды. Попытаемся в доступной форме изложить основные положения учения Фрейда.

Все мышление Фрейда строится на предпосылке, что тело – единственный источник душевного опыта.

Психический детерминизм. З.Фрейд полагал, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждое возникшее воспоминание, мысль, чувство или действие имеют свою причину.  Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Некоторые события “кажутся” возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

Целью данной работы является проведение исследования классического психоанализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие психогенеза,

2) рассмотреть особенности классического психогенеза.

Для написания данной работы использовалась литература многих авторов.

 

 

1. Понятие психоанализа

 

Психоанализ - теоретические представления о развитии индивида, основанные на том, что ранние переживания человека взаимодействуют с «оснооооовной человеческой природой» при формировании взрослой личности. Психоанализ одновременно объясняет развитие личности и терапевтический процесс при лечении невротических расстройств. Психоаналитическая теория подчеркивает бессознательные аспекты индивида, т. е. такие аспекты личности, которые человеком не осознаются, но оказывают влияние на поведение, мысли и чувства [5, c.82].

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия в различных своих разновидностях существуют уже более ста лет. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда стал первым вполне оформившимся направлением психотерапии — такой, какой мы знаем её и сегодня. Уже в первые десятилетия существования классического психоанализа от него начали отпочковываться различные дочерние направления, другие же направления возникали в качестве конкурирующих. Так постепенно возникло то многообразие направлений психотерапии, которое мы имеем на сегодняшний день. Однако и сам психоанализ за время своего существования непрерывно совершенствовался и модернизировался, так что к настоящему времени в его рамках сформировалось множество различных школ и течений.

В настоящее время в рамках психоанализа как такового принято различать «классический психоанализ» и «психоаналитическую психотерапию». Если не рассматривать нюансы, понятные лишь специалистам, можно вкратце обозначить различия между ними следующим образом:

«Классическим психоанализом» принято называть психотерапию, которая по форме её проведения остаётся близкой к тому, что когда-то делал Фрейд. Клиент лежит на кушетке и наблюдает за потоком собственных свободных ассоциаций, стараясь не отбрасывать то, что кажется ему несущественным или неприемлемым. Аналитик слушает его и даёт свои комментарии, находясь при этом вне его поля зрения. Частота сеансов составляет от трёх раз в неделю и более [4, c.79].

«Психоаналитическая психотерапия» по форме её проведения ближе к другим направлениям современной психотерапии. Клиент и аналитик располагаются в креслах друг напротив друга, свободные ассоциации клиента используются, однако не настолько интенсивно, как в классическом психоанализе, а частота встреч составляет один-два раза в неделю. Однако, несмотря на серьёзные внешние различия, сущность происходящего между клиентом и аналитиком, механизмы психотерапевтического изменения и основные принципы проведения подобной психотерапии те же, что и в классическом психоанализе.

 

2. Особенности классического психоанализа

 

Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги 3. Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты.

Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ [2, c.59].

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З.Фрейду.

Фрейд, как и многие другие классики современной психологии, долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области. Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов используя, в частности, сеченовское понятие о торможении. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую, ибо только устранив их, можно было надеяться на терапевтический эффект.

В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До него они не были предметом психологии, но после стали его неотъемлемой частью.

Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив  загипнотизированному  человеку  какое-либо действие, с тем чтобы он его выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истинной причины не знает и начинает додумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке [3, c.64].

Используя различные методики истолкования психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих чувств на врача и др.), разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя  которой,  уловили  глубинные  «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг (1875-1961) и А.Адлер (1870-1937).

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом) [4, c.79].

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, наделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое в частности телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1.  понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2.  рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3.  движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к |разрядке (т. е. удовлетворению);

4.  основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте [1, c.69].

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время  как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не учитывал он роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности. Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой является: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и (сверх-Я (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).

От напряжения, под которым оказывается Я из-за давления на него с одной стороны слепых влечений, с другой - моральных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытеснения (устранения мыслей и чувств в область бессознательного), сублимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т. п. 

Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры - социологии, этнографии, искусства, медицины и др. [5, c.102].

Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение являются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психических конфликтов и требований реального мира. Одной из важнейших основ психоанализа является глубочайшее убеждение его создателя Зигмунда Фрейда в том, что бессознательное является детерминантой развития и функционирования личности, а потому в основе этой психотерапевтической системы лежит выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том, чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его проблем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических процедур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапевтами в рамках иных теоретических подходов, например: систематическое исследование связи между историей жизни пациента и его актуальными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.

По мнению основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни. Все эти годы наполнены противостоянием составляющих психологической структуры человека. Результатом такого противостояния является относительно устойчивое соотношение между составляющими личности, характерное именно для данного индивида. Если, например, окажется, что либидо более влиятельно, чем «Я» и «Сверх-Я», то развитие личности завершается победой агрессивного начала.

Список литературы

 

  • Котова И. Б. Общая психология : учеб.пособие для вузов /Котова И. Б., Канаркевич О. С. - М. :Академцентр, 2009. - 480 с.
  • Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для вузов /Маклаков А. Г., - СПб. :Питер, 2012. - 583 с
  • Мананикова Е. Н. Психология личности : учеб.пособие /Мананикова Е. Н., - М. :Дашков и К, 2009. - 220 с.
  • Машков В. Н. Введение в психологию человека : учеб. пособие /Машков В. Н., - СПб. :Михайлов В. А., 2011. - 380 с. 
  • Общая психология. Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2009. - 592 с.

Информация о работе Особенности классического психоанализа