Шесть принципов классического психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Возникновение психоанализа связано с именем выдающегося мыслителя и исследователя Зигмунда Фрейда. Как научная теория и прикладной метод психологии психоанализ претерпевал многочисленные концептуальные пересмотры, вследствие чего было образовано несколько особых направлений, или школ, психоанализа. В настоящее время среди основных психоаналитических школ можно назвать следующие: классическая теория З. Фрейда; эго-психология; теории объектных отношений; структурный психоанализ Ж. Лакана; селф-психология Х. Кохута; интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон); интерсубъективный подход (Р. Столороу).

Оглавление

Введение
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
1.1 Источники психоанализа
1.2 Этапы создания теории классического психоанализа
Глава 2. Шесть принципов классического психоанализа
2.1 Топографический подход
2.2 Динамический подход
2.3 Экономический подход
2.4 Генетический подход
2.5 Структурный подход
2.6 Адаптивный подход
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психоанализ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Введение 

Глава 1. Зарождение и  развитие классического психоанализа

1.1 Источники психоанализа

1.2 Этапы создания теории  классического психоанализа

Глава 2. Шесть принципов  классического психоанализа

2.1 Топографический подход

2.2 Динамический подход

2.3 Экономический подход

2.4 Генетический подход

2.5 Структурный подход

2.6 Адаптивный подход

Заключение

Литература

 

Введение

 

Возникновение психоанализа связано с именем выдающегося мыслителя  и исследователя Зигмунда Фрейда. Как научная теория и прикладной метод психологии психоанализ претерпевал многочисленные концептуальные пересмотры, вследствие чего было образовано несколько особых направлений, или школ, психоанализа. В настоящее время среди основных психоаналитических школ можно назвать  следующие: классическая теория З. Фрейда; эго-психология; теории объектных отношений; структурный психоанализ Ж. Лакана; селф-психология Х. Кохута; интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон); интерсубъективный подход (Р. Столороу).

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором посредством вербализации мыслей пациента, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, выявляются бессознательные конфликты, которые являются причинами симптомов и проблем характера пациента. Происходит дальнейшая интерпретация их для пациента, и таким образом происходит нахождение пути разрешения проблем.

В основе психоанализа лежит  теория влечений, предполагающая наличие двух противоположных сил, действующих в человеке. На первом этапе своего творчества З.Фрейд противопоставляет влечения, направленные на сохранение жизни индивида и сохранение вида, на более позднем этапе – влечения жизни и смерти. В результате многочисленных наблюдений были получены эмпирические данные, подтверждающие действие таких психологических механизмов, как вытеснение, замещение, рационализация, сублимация и т.д., а также бессознательных аффектов и иррациональных мотивов.

Психоанализ З.Фрейда стал не только психотерапевтическим методом, но также и философской концепцией, существенно повлиявшей на культурную и общественную жизнь людей ХХ века.

 

Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа

1.1 Источники  психоанализа

 

Классический психоанализ, или фрейдизм, является первым и  наиболее влиятельным течением в  психоанализе. Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, однако четко сформулировать психоаналитическую теорию удалось лишь Фрейду, в конце 1890-х. Идея неосознаваемых психических явлений, бессознательного, которое составляет предмет изучения психоанализа, была введена в психологию Г. В. Лейбницем и развита Г. Гельмгольцем (теория бессознательных умозаключений), а также Г. Фехнером, который полагал, что большая часть психической деятельности не обнаруживает себя в сознании. Другие источники психоанализа - неврология (область, в которой специализировался 3. Фрейд), применение гипноза в лечении истерии французскими врачами Ж. Шарко и П. Жане.

В 1880х годах  Фрейд работал неврологом, и в повседневной практике его заинтересовало лечение пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Вывод о существовании бессознательных психических процессов З.Фрейд сделал, работая консультантом в детской клинике. Под его наблюдением находились  дети, страдающие афазией, и было замечено, что у многих из них отсутствуют органические причины симптомов заболевания. В конце 1880-х Фрейд проходит стажировку у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, который на тот период  времени интересовался пациентами с невротическими симптомами и применял к ним гипноз. Уже Шарко было замечено, что сеансы гипноза значительно облегчают состояние пациентов. Продолжая работать с невротическими пациентами, Фрейд, однако, не приветствовал применение гипноза, хотя и не отрицал его действенности, но искал новые пути решения проблем.

Психоанализ был направлен на изучение личности и строился в соответствии с принципами детерминизма, развития и активности, источник которой находится внутри самого субъекта. 1

Источником исходного материала о глубинных структурах и процессах психики использовался метод свободных ассоциаций, специфика забывания, анализ оговорок, толкование сновидений и т. п., использовался сбор, систематизация и интерпретация указанных данных.

 

1.2 Этапы создания теории классического психоанализа

У истоков психоанализа вместе с Зигмундом Фрейдом стоял венский врач Йозеф Брейер. Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), которые были написаны в соавторстве с Брейером. В этой работе утверждалось, что в основе истерических заболеваний лежат подавленные воспоминания ситуациях, которые в подавляющем большинстве случаев связаны с сексуальными ассоциациями. Эмпирической основой стали материалы, полученные в ходе работы с пациенткой Анной О. (Берта Паппенгейм), страдавшей истерией.

Творчество Фрейда можно  разделить на два этапа. Первый период касается создания концепции бессознательного (конец XIX в до 1920г.), когда на основе своих экспериментальных данных ученый делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет сознание, предсознание и бессознательное. 2 Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Здесь и находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается, в первую очередь, с реальностью Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности — ибо именно они могут стать источником невротического поведения. Ключевым понятием этого этапа развития психоанализа является либидо – сексуальное влечение в самом широком значении, с ним Фрейд связывает не только эротическую любовь, но и вообще всякую любовь.

Около 1900 года Фрейд обращает особое внимание на сны, и приходит к заключению, что сновидения имеют символическое значение, и являются индивидуальным явлением, посредством которого находят выражение бессознательные желания, мотивы, страхи и воспоминания человека. Сновидение является своеобразным кодом, разгадать который можно при помощи психоаналитической интерпретации и метода свободных ассоциаций.

«Толкование сновидений»  — первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда, вышедшая в 1900 году. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное, проиллюстрировал некоторые действующие в нем механизмы. Вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию, демонстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей. 

Также на первый период творчества Фрейда приходятся работы «Тотем и табу», «Три очерка по теории сексуальности», «Фрагмент одного анализа истерии (Случай Доры)», «Характер и анальная эротика», «Заметки об одном случае невроза навязчивости (Случай человека-крысы)», «О психоанализе».

Во втором этапе творчества (1920—39 гг.) З. Фрейд пересматривает свою концепцию бессознательного и теорию влечений. Он обращает внимание на деструктивные наклонности, присущие человеку, агрессию (направленную как на внешний объект, так и на себя), и приходит к новому пониманию дихотомии влечений. Теперь он различает влечение к жизни и влечение к смерти — Эрос и Тантос. Ранее противопоставляемые влечения самосохранения  сохранения вида теперь объединены в одну группу влечений к жизни. Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция структуры психики человека, состоящая из id ,ego и super-ego – Оно, Я и Сверх-Я.

Оно, по мнению З. Фрейда — это хаос инстинктов и желаний, рождающий противоречия и трудности человека. Задача Я – осуществлять или запрещать реализацию желаний Оно в соответствии с обстоятельствами внешнего мира. Структура сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, она соотносит действия Я с нормами общества. В 30-х годах Фрейд уделяет много внимания философским и религиозным проблемам, взаимоотношениям человека и общества. Общество в философии фрейдизма рассматривается как нечто чуждое индивиду и подавляющее его желания, что вынуждает человека адаптироваться, подчиняться, в противном случае индивид оказывается в невротическом состоянии.  Основные произведения, написанные в этот период:

    • По ту сторону принципа удовольствия (1920)
    • Психология масс и анализ Я (1921)
    • Я и Оно (1923)
    • Невроз и психоз (1924)
    • Сопротивление психоанализу (1925)
    • Будущее одной иллюзии (1927)
    • Женская сексуальность (1931)
    • О либидозных типах (1931)
    • О добывании огня (1932)
    • Навязчивые действия и религиозные ритуалы (1932)
    • Свобода ошибочного действия (1935)
    • Конструкции в психоанализе (1937)
    • Человек Моисей и монотеистическая религия (1939)

 

 

 

Глава 2. Шесть  принципов классического психоанализа

2.1 Топографический  подход

 

Топографи́ческий подход (или топи́ческий)— один из ортодоксальных, с точки зрения психоанализа, теоретических (метапсихологических) взглядов на функционирование и принципы работы психики человека3. Данный подход был сформулирован З. Фрейдом в конце XIX века наряду с динамическим и экономическим подходами.

Предпосылки формирования топографического подхода лежат в анатомии и физиологии, согласно которым различные части человеческого тела имеют строго определённое расположение и  определенным образом связаны с другими органами и частями тела в целом. Аналогично этому топографический подход ставит цель определить, «в каком месте» человеческой психики появляются те или иные аффекты, происходят те или иные процессы и так далее. Данная точка зрения пытается рассмотреть  психические процессы по месту их расположению в трехкомпонентной модели Ид-Эго-Супер-эго; конструкт психического аппарата человека рассматривается в качестве «протяжённого в пространстве», то есть постулируемый подход предполагает возможность представления психических процессов в виде диаграмм4.

В контексте психоаналитической терапии топографический подход к психике предполагает перенос информации из области бессознательного в сознание. Другим принципиальным моментом топографического подхода является то, что процесс осознания ранее недоступного психике человека материала включает в себя различные виды взаимодействия психических структур, которые могут включать в себя перенос информации из бессознательного в предсознание, от суперэго к эго или от суперэго к ид. Кроме того, такое взаимодействие может существовать не только в психике одного конкретного человека, но и происходит в ходе коммуникативного взаимодействия между людьми.

Согласно данному подходу, бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов, которые не подвержены порядку, логике, и являются иррациональными и стихийными по своей природе. Для этих процессов характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сфера сознательного управляется так называемыми вторичными процессами - мышлением, логикой, вниманием, контролем действий и так далее. Понятия «первичный» и «вторичный» предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.5

 

2.2 Динамический подход

 

Динамический – термин, который используется в психоаналитической литературе для подчеркивания специфики аналитического подхода к исследованию развития психических процессов, возникновения внутренних психических конфликтов, также невротических заболеваний.

   Динамический  подход к исследованию человеческой психики является отличительной чертой психоаналитического метода, что делает его динамической психологией и отличает от той статической психологии, которая делает акцент на классификации различных свойств, качеств и состояний, принимая их как устойчивые и неизменные составляющие человеческой психики. Психоанализ ставит перед собой цель раскрыть динамику процессов бессознательного, структурных изменений в психике, внутриличностных конфликтов, возникновения и угасания тех или иных защитных реакций, аффектов и тому подобное.

Динамический подход описывает взаимодействие различных психических процессов как с точки зрения топографического метода, так и с точки зрения особенностей распределения энергии (экономический подход).

Динамический подход рассматривает инстинкт и влечение как нечто, данное в развитии и движении.

   В своей исследовательской  и терапевтической деятельности  З. Фрейд неизменно руководствовался  динамическим пониманием функционирования  человеческой психики. Он рассматривал человеческую психику как подвижную систему, имеющую определенную структуру, на при этом, однако, данную в развитии. Психические процессы рассматривались через призму движущих сил психического аппарата и «психического движения», порождающего воспоминания, желания, фантазии. В работе «О психоанализе» он подчеркнул специфику своего подхода к исследованию процессов вытеснения, сопротивления, патогенных конфликтов, защитных приспособлений.6

Деление человеческой психики  на три составляющие -  сознательное, предсознательное и бессознательное – хотя и принесло теоретические плоды, не всегда было эффективно на практике, и З. Фрейд говорил, что уже при сопоставлении предсознательных и сознательных мыслей он вынужден выйти за рамки простой классификации и выяснить функциональные и динамические отношения психических процессов. Предпосылкой возникновения такого подхода стало такое наблюдение, что, аналогично постгипнотическому внушению, многие поведенческие проявления оказываются бессознательными и в то же время действенными и, следовательно, есть необходимость качественного перехода «от чисто описательного к динамическому пониманию явления».

Информация о работе Шесть принципов классического психоанализа