Шесть принципов классического психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Возникновение психоанализа связано с именем выдающегося мыслителя и исследователя Зигмунда Фрейда. Как научная теория и прикладной метод психологии психоанализ претерпевал многочисленные концептуальные пересмотры, вследствие чего было образовано несколько особых направлений, или школ, психоанализа. В настоящее время среди основных психоаналитических школ можно назвать следующие: классическая теория З. Фрейда; эго-психология; теории объектных отношений; структурный психоанализ Ж. Лакана; селф-психология Х. Кохута; интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон); интерсубъективный подход (Р. Столороу).

Оглавление

Введение
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
1.1 Источники психоанализа
1.2 Этапы создания теории классического психоанализа
Глава 2. Шесть принципов классического психоанализа
2.1 Топографический подход
2.2 Динамический подход
2.3 Экономический подход
2.4 Генетический подход
2.5 Структурный подход
2.6 Адаптивный подход
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психоанализ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Зигмунд Фрейд  неоднократно подчеркивал, что к понятию бессознательного он пришел путем обработки эмпирического материала, в котором, по его словам, большое  значение имеет «психическая динамика», которая в дальнейшем позволила обнаружить в самом бессознательном пласты, ранее не принимаемые во внимание другими исследователями.

   С помощью динамического подхода  были выделены такие проблемы, как инстинктивные побуждения, защитные механизмы, интересы Эго, его конфликты. Такие явления, как формирование симптомов, амбивалентность и переопределение – яркие примеры психической динамики.

 

2.3. Экономический подход

 

Экономический подход базируется на утверждении, что психологическая активность индивида может быть выражена через психическую энергию, необходимую для осуществления этих процессов; в рамках данного подхода описывается распределение энергии и количества возбуждения внутри психического аппарата7. Психика предстает как целостная система, которую «питает» энергия инстинктов. Область сознательного и бессознательного при этом различаются формой и уровнем распределения между ними указанной энергии.  Примерами психических механизмов, описываемых при помощи данного подхода, являются сублимация, сексуализация, нейтрализация, связывание. Среди конкретных проявлений экономики психической энергии можно назвать навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки и т.д. и т.п.

 Экономика психической энергии делает попытка проследить все превращения отдельных количеств психофизиологического возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Иными словами, экономический подход учитывает количественный фактор. Именно количество энергии определяет как возникновение психического заболевания, так и возможность сопротивляться. Решающим моментом становится то, какое количество либидо остается свободным, т.е. таким, которое можно отвести от объекта и сублимировать (направить на другую деятельность).

В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд подчеркивает,  наиболее полной будет та теория, которая учитывает и топографический, и динамический, и экономический моменты.

 

 

2.4. Генетический подход

 

Особенностью генетического подхода является исследование происхождения и развития психических феноменов. Основные положения генетического подхода состоят в точке зрения, что в своем развитии человек, а конкретнее, его либидозная энергия, проходит через несколько последовательных фазы, или ступеней, и при этом воспоминания и аффекты каждой предыдущей фазы остаются в психике человека, хотя и находятся в вытесненном состоянии, но не теряют своей активности. Благодаря этому их влияние на личность в течение всей жизни не прекращается.

Данный подход позволяет делать предположение, что на развитие невротических заболеваний влияют пережитые в раннем детстве травматические ситуации, иными словами, генетический подход представляет собой концепцию психического детерминизма, демонстрирующую механизм воздействия прошлого опыта на настоящее состояние.

Генетический метод  в психологии, т. е. использование  изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических  закономерностей, - не сопоставляется с наблюдением и экспериментом  в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте8. Наличие влияния прошлых переживаний на дальнейшее психическое состояние подтверждается на многочисленном эмпирическом материале (интерпретация воспоминаний, сновидений, ассоциаций и т.д.)

Генетический подход в большей степени был разработан не самим Фрейдом, а его последователями, например, Б. Муром и Б. Файном.

 

2.5.Структурный подход

 

Структуральный, или структурный, подход предполагает, что психический аппарат может быть разделен на несколько устойчивых функциональных единиц. Это был последний большой вклад Фрейда в теорию психоанализа. Она применима при рассмотрении таких структурных процессов, как образование симптомов или синтетическая функция Эго.9

Впервые этот подход детально разработан в труде "Я и Оно", где           З. Фрейд описывает три инстанции психического аппарата: Сверх-Я, Я и Оно. Согласно структурному подходу, те процессы и феномены, которые являются повторяющимися,  приобретают  устойчивую форму и организацию, иными словами, приобретают собственную структуру и отношения к другим психическим феноменам. Структурный подход рассматривает психику как пространственно – организованную структуру.

Относительно структурной  точки зрения понятно, что она  заменила собою топическую теорию. Хотя и после введения структурной теории Фрейд продолжал говорить о «топической точке зрения», 10 а исследователи отмечают отсутствие строгих разграничений между структурным и топическим подходом в трудах Фрейда. Данный подход в психоанализе центральная проблема лежит «не в раскрытии вытесненного, не в патогенной роли защитных механизмов, а, скорее, в анализе тех компромиссных образований, которые смогло создать Я»11. Дальнейшее развитие структурный подход получил в работах последователей Фрейда. Например, Гилл вводит  концепцию микроструктур, которая относит к структурам идеи и воспоминания, в то время как под макроструктурами понимается непосредственно Ид, Эго и Супер-Эго.

 

2.6.Адаптивный подход

 

Адаптивный подход направлен на изучение межличностных и социальных феноменов, которые оказывают влияние на психику отдельного человека. В работах З.Фрейда нет четкого определения данного подхода, и его системная разработка принадлежит англичанину Э. Гловеру. Адаптивный подход обращает внимание на то, каким образом происходит влияние различных психосоциальных факторов на поведение и образование психических феноменов человека. В рамках этого подхода подчеркивается влияние социальных норм на любые решения, принимаемые индивидуумом, в том числе и невротические. Кроме того, принятие этих решений и поведение основывается на предыдущем опыте взаимодействия человека с окружающей средой.

Одним из принципов адаптивного подхода является то, что человек никогда не прекращает адаптироваться к условиям окружающего мира — следовательно, следует учитывать факт, что в процессе своей жизни люди меняются под влиянием своего окружения, как физического, так и социального. Адаптивный подход применяется к проблеме взаимосвязи между побуждением и объектом. Изучаются отношения между индивидами. Этот подход широко применяется на практике, поскольку он ориентирован на улучшение общения и совершенствование межличностных отношений. Исследователи, работающие в рамках этого направления, обращают много внимания на диагностику различных характеристик и форм общения и поиск методов их совершенствования.

Дальнейшую детальную  разработку адаптивный подход находит в работах Х. Хартманна,  существенное влияние на развитие концепции оказал  М. Малер.

 

Заключение

 

Классический психоанализ  З. Фрейда предполагает использование шести основных подходов. Наибольшее развитие в работах основателя психоанализа получили топографический, генетический, динамический и экономический подходы, остальные подходы (структурный, адаптивный) были лишь намечены, и детальную разработку получили уже в исследованиях последователей.

Эти подходы рассматривают  человеческую психику как целостную  систему, состоящую из нескольких структур, при этом учитывается ее историческое развитие и изменчивость. Наличие нескольких подходов в психоанализе способствует более углубленному и детальному изучению различных психических феноменов, а их применение в психотерапевтической практике помогает наиболее эффективно выявлять причины появления невротических заболеваний и устранять их. Важно заметить, что появление этих подходов не было случайным, а возникло на основе многочисленных проведенных экспериментов и в результате тщательного анализа полученных данных.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа
  2. Добрынина В. И., Философия XX века. Учебное пособие.
  3. Дружинина В.Н.. Психология. учебник для гуманитарных вузов, 2001
  4. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010.
  5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1995.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
  7. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ. - М., 1998.
  8. Харламенкова Н. Психология личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
  9. http://psychoanalyse.narod.ru/lexicon/begriffe/metapsyc.htm

 

1 В.Н. Дружинина. Психология. учебник для гуманитарных вузов, 2001.- С.91

2 Добрынина В. И., Философия XX века. Учебное пособие. – С.45

3 Райкрофт, Чарльз. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.- С.90

4 Там же, С.200

5 Харламенкова Н. Психология личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html

6 Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г – С.194

7 Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. – С.399

8 С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии,: М., 2004. – С.238

9 Р.Гринсон. Техника и практика психоанализа. – С. 152

10 Basic Psychoanalytic Concepts. "George Allen and Unwin Ltd.", London,  1970. электронный ресурс. Режим доступа: http://psychoanalyse.narod.ru/lexicon/begriffe/metapsyc.htm

11 "Конечный и бесконечный анализ" Зигмунда Фрейда. М., 1998. - С.91


Информация о работе Шесть принципов классического психоанализа