Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании особенностей агрессивности лиц имеющих диагноз эпилепсия.
проведении комплексного анализа всей доступной литературы отражающей данные вопросы.
Задачи исследования состоят в определении: общего понятия агрессии и типологии агрессивного поведения подростков; понятия заболевания – эпилепсия, ее особенности и их влияние на агрессивное поведение подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1. Понятие «агрессии»…………………………………………………………6
2. Типология агрессивного поведения современных подростков…………..7
Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией…..12
II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
1. Понятие «эпилепсии»………………………………………………………15
2. Изменения психики подростков страдающих эпилепсией…………........17
3. Расстройство сна как начальные проявления агрессии подростков страдающих эпилепсией……………………………………………………...22
4. Склонность подростков страдающих к депрессии и агрессии………......23
5. Особенности психический нарушений подростков страдающих эпилепсией как одна из причин их агрессивного поведения………………29
III. РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАССА-ДАРКИ………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Кр. агрес. у эпилепсии.docx

— 77.22 Кб (Скачать)

    Нередко приходится наблюдать контрастное  поведение детей и подростков в организованном коллективе и дома. Так, в школе больной послушен, имеет хорошие оценки по изучаемым предметам и поведению, а дома он расторможен, деспотичен.

    Эгоизм  и эгоцентризм страдающих эпилепсией подростков способствует формированию повышенной требовательности к окружающим, стремлению выделиться, подчинить интересы других своим. Непослушание родителей  или отсутствие с их стороны надлежащего контроля приводит к тому, что дети допоздна проводят время в компании сверстников, нарушают режим сна, начинают курить, пить кофе в больших количествах, а иногда употребляют и спиртные напитки. Формируется аномальная личность с переоценкой своего «Я». Другими словами, наступает психопатизация личности, дорогостоящих модных вещей, хотя сами еще не зарабатывают.

    Подростков  с психопатоподобным поведением условно можно распределить на 3 основные группы: 1) с грубыми остаточными  поражениями центральной нервной системы, на почве которых развилась эпилепсия; 2) с прогрессирующим течением эпилептического процесса, нередко приобретающего черты злокачественности не столько в смысле пароксизмальных проявлений, сколько в плане хронических изменений личности (снижение интеллекта и характерологические сдвиги); 3) без признаков злокачественности эпилептического процесса, но с выступающим на передний план характером, обусловленным главным образом дефектом воспитания.13

    Некоторые из подростков, считающиеся «трудными» дома, в стационаре преображаются, подражают окружающим, выполняют врачебные назначения. Другие, в основном из неблагополучных семей, с дефектом воспитания ведут себя как «трудные» не только дома, но и в учебном заведении, на производстве, в стационаре. Такие больные неуправляемы, высокомерны, слишком требовательны к окружающим и недостаточно взыскательны к себе, придирчивы, конфликтуют по мелочам. Они могут легко индуцировать, то есть настраивать на свой лад и вести за собой других больных в отделении. Иногда терроризируют родных и окружающих.

    Ниже  будет проведен практический анализ в виде результатов тестирования подростков с диагнозом эпилепсия  согласно диагностики агрессивности по тесту Басса-Дарки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАСА-ДАРКИ

    Были  протестированы семь человек, с помощью  диагностики агрессивности по тесту  Басса-Дарки.

      По опроснику Басса- Дарки определяются  показатели агрессии и враждебности.

          Результаты теста представлены  в таблице № 1. 

Таблица № 1 

    Результат тестирования подростков с диагнозом эпилепсия  с                        применением диагностики агрессивности по тесту Басса-Дарки

 
 
 
 
Ф.И.О. 
Физическая агрессия

4-6 баллов

Косвенная агрессия

4-5 баллов

Раздражение

4-6 баллов

Негативизм

2-3 баллов

Обида 

4-5 баллов

Подозрительность

4-6 баллов

Вербальная

агрессия

4-6 баллов

Чувство вины 

4- 5 баллов

1 Сергей Б. 5 6 10 2 7 6 6 5
2 Оксана К.. 7 4 11 4 7 7 8 9
3 Маргарита К. 7 6 7 4 2 9 8 2
4 Юлия Л. 4 6 4 2 5 4 8 6
5 Сергей М. 8 5 7 4 5 7 11 3
6 Алексей М. 8 7 6 4 6 5 10 5
7 Екатерина Х. 9 6 8 4 8 6 10 7
 

    На  основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие  виды реакций испытуемого.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия (агрессия, направляемая окольным путём).
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к другим людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести. 

      Реакции 5 и 6 можно определить  как враждебные, реакции 1,2,7 –  как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции «Раздражение», «Негтивизм» и «Чувство вины» (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.

    В случае если сумма баллов по отдельным  видам реакций испытуемого не достигает номинала, то это говорит  о значительном снижении или о  полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Если же сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.

    Вывод:

    У Сергея Б. ярко выражены косвенная агрессия, раздражение, обида, но не выражены физическая агрессия, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины.

    У Оксаны К. ярко выражены физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, но не выражена косвенная агрессия.

    У Маргариты К. ярко выражены физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, но не выражены обида и  чувство вины.

    У Юлии Л. ярко выражены косвеная агрессия, вербальная агрессия, чувство вины, но не выражены физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.

    У Сергея М. ярко выражены физическая агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, но не выражены косвенная  агрессия, обида и чувство вины.

    У Алексея М. ярко выражены физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, вербальная агрессия, но не выражены раздражение, подозрительность и чувство вины.

    У Екатерины Х. ярко выраженны физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, вербальная агрессия, чувство вины, но не выражена подозрительность.  

    Подростки с диагнозом эпилепсия подвержены к агрессивному поведению. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В завершение курсовой работы хотелось бы отметить, что в подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное  поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

    Изучение  подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

    Непременным условием делинквентного поведения  является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

    Если  касаться подростков страдающих эпилепсией, то здесь необходимо отметить, что  больных эпилепсией тяжело травмируют, когда их называют «эпилептиками» или «припадочными». Дети и подростки затаивают обиду, замыкаются. Иногда, наоборот, они проявляют агрессивность, не учитывая ситуацию: вступают в неравную драку с несколькими сверстниками или детьми старше себя по возрасту, физически более сильными.

    Психические отклонения подростков страдающих эпилепсией принято рассматривать принято рассматривать в чисто негативном плане. Однако при каждой болезни наряду с паталогическими нарушениями имеются и «симптомы защиты», являющиеся как бы компенсаторами механизма. К числу таких позитивных признаков у значительной части больных эпилепсией можно отнести усердие, трудолюбие, аккуратность, бережливость, целеустремленность, усидчивость, концентрированное внимание, стремление выглядеть полноценным среди сверстников, а у взрослых – сохранить свое место в коллективе, обществе. Этим большинство больных эпилепсией существенно отличается от больных шизофренией.

    Страдающие  эпилепсией чаще чрезмерно аффективны, эмоционально насыщены, чем эмоционально заторможены. Изменение эмоциональной сферы происходит не столько в направлении угасания, утрачивания, как это имеет место при шизофрении, сколько в направлении ее усиления. Исключение представляют больные со слабоумием, у которых происходит глобальное нарушение психических функций, и некоторые другие больные. Но и в этих случаях у больных чаще отмечается аффективная напряженность и дисфоричность, чем безраличие.

    У большинства больных эпилепсией эмоциональная сфера как бы гипертрофируется. Однако это усиление идет не столько по пути развития гипоманиакального и маниакального состояния или в противоположном направлении – появление депрессии, хотя последняя и не так уж редко встречается, сколько по пути эмоциональной насыщенности, переходящей порой в постоянную аффективную напряженность. В связи с этим больные отличаются особой чувствительностью к внешним раздражителям.

    У страдающих эпилепсией каждая мелочь, каждая недостаток вызывают более сильную  аффективную реакцию, чем у здоровых людей, обусловливая эмоциональную неуравновешенность, вспыльчивость,  «взрывчатость». Такая аффективная насыщенность, если она не выходит за определенные границы, имеет положительное значение для социальной адатапции, так как эмоции являются мощным стимулятором деятельности.

Информация о работе Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия