Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании особенностей агрессивности лиц имеющих диагноз эпилепсия.
проведении комплексного анализа всей доступной литературы отражающей данные вопросы.
Задачи исследования состоят в определении: общего понятия агрессии и типологии агрессивного поведения подростков; понятия заболевания – эпилепсия, ее особенности и их влияние на агрессивное поведение подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1. Понятие «агрессии»…………………………………………………………6
2. Типология агрессивного поведения современных подростков…………..7
Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией…..12
II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
1. Понятие «эпилепсии»………………………………………………………15
2. Изменения психики подростков страдающих эпилепсией…………........17
3. Расстройство сна как начальные проявления агрессии подростков страдающих эпилепсией……………………………………………………...22
4. Склонность подростков страдающих к депрессии и агрессии………......23
5. Особенности психический нарушений подростков страдающих эпилепсией как одна из причин их агрессивного поведения………………29
III. РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАССА-ДАРКИ………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Кр. агрес. у эпилепсии.docx

— 77.22 Кб (Скачать)

    МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

    Новороссийский  филиал. 
 

Социально-экономический  факультет              Кафедра психологии 
 

    КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
 

    Тема: «Особенности агрессивного поведения подростков

    имеющих диагноз эпилепсия» 

    Дисциплина: общая психология 
 

                                               Студент: Носырева Ю.А.

                                                                                                           Группа: Псз-08

                                                               Руководитель: Гавриленко                                                      

    Виталий Анатольевич 
 

           Защищена                                               Оценка

    «_____________»                                «______________» 

    Новороссийск 2010 
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

    I. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО               ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

    1. Понятие  «агрессии»…………………………………………………………6

    2. Типология  агрессивного поведения современных  подростков…………..7

  1. Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией…..12

    II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ

    1. Понятие  «эпилепсии»………………………………………………………15

    2. Изменения  психики подростков страдающих  эпилепсией…………........17

    3. Расстройство  сна как начальные проявления  агрессии подростков             страдающих эпилепсией……………………………………………………...22

    4. Склонность  подростков страдающих к депрессии  и агрессии………......23

    5. Особенности  психический нарушений подростков  страдающих             эпилепсией как одна из причин  их агрессивного поведения………………29

    III.   РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАССА-ДАРКИ………………………………………………………………36

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..42 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 

     Социальные  кризисные процессы, происходящие в  современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи.

     Рост  агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

     Профессиональный  интерес психологов к различным  видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

     Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

     В данной работе основное внимание будет  сосредоточено на проблеме агрессивности подростков страдающих эпилепсией.

     Эпилепсия у детей и подростков всегда была и остаётся актуальной проблемой. Несмотря на имеющиеся публикации, многие аспекты этой проблемы слабо изучены особенно вопросы ранней диагностики.

     Изменились  представления об этиологии, клинике, терапевтических возможностях, течении, прогнозе заболевания и социальной реабилитации больных. Подавляющее большинство эпилептологов считают эпилепсию экзогенным заболеванием. Оно не является фатальной, генетически запрограммированной патологией.

     Все вышеперечисленное и обуславливает  актуальность выбранной  темы курсовой работы.

     Объектом  исследования в курсовой работе является агрессивное поведение подростков страдающих эпилепсией.

     Предметом исследования являеются особенности агрессивности пациентов имеющих диагноз эпилепсия.  

     Цель  исследования заключается в исследовании особенностей агрессивности лиц  имеющих диагноз эпилепсия.

     проведении  комплексного анализа всей доступной  литературы отражающей данные вопросы.

     Задачи  исследования состоят в определении: общего понятия агрессии и типологии агрессивного поведения подростков; понятия заболевания – эпилепсия, ее особенности и их влияние на агрессивное поведение подростков.  
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

    1.1. Понятие «агрессии» 

     Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное  ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению.

     В быту термин «агрессия» имеет широкое  распространение для обозначения  насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

     В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

     Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Bender L.).

     Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые  вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая  реакция, характеризующаяся проявлением  силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (Delgado H.).

     Агрессия  – реакция, в результате которой  другой организм получает болевые стимулы (Buss A.).

     Агрессия  – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Uilson).1

     Агрессия  – злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим, поведение.

     Из  этого множества определений  агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

     Физическая  агрессия (нападение) – использование  физической силы против другого лица.  Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).  Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).  Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

     Из  форм враждебных реакций отмечаются:

     - обида – зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством  горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

     - подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению  к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.2 

    1.2. Типология агрессивного  поведения современных  подростков 

    Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

    Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

    Раскрытие причин и характера агрессивности  подростков требует проведения определённой классификации.

    В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

    - подростки с социализированными  формами антиобщественного поведения,  для которых не характерны  психические, эмоциональные расстройства;

    - подростки, отличающиеся несоциализированным  агрессивным поведением, для которых  характерны различные психические  нарушения.3

Информация о работе Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия