Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в исследовании особенностей агрессивности лиц имеющих диагноз эпилепсия.
проведении комплексного анализа всей доступной литературы отражающей данные вопросы.
Задачи исследования состоят в определении: общего понятия агрессии и типологии агрессивного поведения подростков; понятия заболевания – эпилепсия, ее особенности и их влияние на агрессивное поведение подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1. Понятие «агрессии»…………………………………………………………6
2. Типология агрессивного поведения современных подростков…………..7
Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией…..12
II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
1. Понятие «эпилепсии»………………………………………………………15
2. Изменения психики подростков страдающих эпилепсией…………........17
3. Расстройство сна как начальные проявления агрессии подростков страдающих эпилепсией……………………………………………………...22
4. Склонность подростков страдающих к депрессии и агрессии………......23
5. Особенности психический нарушений подростков страдающих эпилепсией как одна из причин их агрессивного поведения………………29
III. РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАССА-ДАРКИ………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
В связи с феноменологическим своеобразием депрессия в детстве нуждается в отграничении прежде всего от соматического заболевания, психопатоподобного синдрома, а в некоторых случаях - от эпилептиформного синдрома (при выраженности эпизодов психомоторного возбуждения и соматоалгических кризов) и олигофрении (при затяжных ступидных депрессиях).
При
ретроспективном анализе
Отсутствие изменений со стороны внутренних органов и отклонений от нормы в клинических анализах; несоответствие глубины астенических проявлений незначительной сомато-вегетативной патологии.
Особый
характер соматоалгических жалоб: затяжные,
упорные неприятные ощущения и боли;
отсутствие эффекта при применении
обычных терапевтических
Несвойственная ребенку фиксация на своих телесных ощущениях, повышенное беспокойство за свое здоровье, появление кризовых состояний с усилением соматоалгических расстройств, сопровождавшихся страхом, особенно страхом смерти.
Одним из важнейших признаков, способствующих отграничению соматизированной депрессии от соматического заболевания, является характерный суточный ритм самочувствия и настроения. Детской эндогенной депрессии свойственны либо вялость, малоподвижность, заторможенность в первой половине дня и усиление соматических жалоб, появление кризовых состояний с беспокойством и страхом вечером, либо, при неглубоких формах депрессии, сочетание вялости, подавленности с соматическими жалобами по утрам и «полное выздоровление» (иногда повышенное настроение с чрезмерной подвижностью) вечером.
Психическая патология может быть заподозрена при таких нарушениях сна, как: длительное засыпание, страх и беспокойство перед сном, чуткость, прерывистость сна, сокращение его продолжительности, извращение ритма «сна-бодроствования», устрашающие сновидения, ночные страхи с криком и плачем.
Врачи и воспитатели детского учреждения, наблюдающие ребенка многие годы в динамике, при возникновении депрессивного состояния могут обратить внимание на изменение: внешнего облика ребенка (подавленный, грустный, понурый вид, угрюмость, беспокойный взгляд, напряженность позы); эмоциональных реакций (отсутствие обычного оживления при встрече с давно знакомым взрослыми - воспитателем, педагогом, врачом, медицинской сестрой); нежелание подойти к другим детям, отказ от игрушек; недоверчивость; страх при осмотре и врачебных манипуляциях, замкнутость, отказ отвечать на вопросы); «изменение характера» ребенка, подтверждаемое его матерью (веселый, подвижный, общительный ребенок неожиданно становился пассивным, медлительным, плаксивым, замкнутым; мягкий и доброжелательный - злым, агрессивным, ворчливым; возникновение на фоне соматического неблагополучия даже кратковременных и рудиментарных психических расстройств (навязчивостей, иллюзорных обманов восприятия и галлюцинаций, патологического фантазирования); снижение активности ребенка, незаинтересованность в учебе, сужение круга интересов, ограничение контактов; глубокая социальная (школьная) дизадаптация ребенка, не соответствующая относительной легкости подозреваемого соматического заболевания и длительности болезни; сохранение школьной дизадаптации после исчезновения соматической патологии; исчезновение или снижение выраженности соматических жалоб и соматовегетативных нарушений при применении антидепрессантов.10
Приступообразные, повторяющиеся состояния при детских депрессиях, характеризующиеся психомоторным возбуждением, соматовегетативными или болевыми расстройствами, нередко расцениваются как эпилептиформные состояния, но в отличие от эпилептиформных пароксизмов, всегда являются реактивно спровоцированными, имеют длительный характер, окрашены доминирующими аффектами страха, тревоги или тоски и связаны с характерным для эндогенной депрессии суточным ритмом настроения. В таких состояниях сохраняется отчетливая реакция на окружающее, при этом ситуация (прежде всего поведение родителей и их отношение к ребенку) способствует как ослаблению и исчезновению «приступа», так и его углублению. Вне кризовых состояний отмечается пониженный фон настроения со слезливостью, безрадостностью, малоподвижностью, изменением формы игры, отказом от учебных занятий, стремлением избежать контактов со сверстниками.
При изучении депрессивных состояний с психопатоподобным поведением выявлен ряд признаков, способствующих их отграничению от других психопатоподобных синдромов (психопатии, патохарактерологического развития, психопатоподобного синдрома у ребенка с резидуально-органической церебральной недостаточностью, патологически протекающим пубертатным кризом). Психопатоподобные расстройства, маскирующие детскую депрессию, в отличие от психопатоподобного синдрома другого генеза, не являются столь массивными и постоянными, а представляют собой неожиданно возникшие, фрагментарные, неустойчивые, ситуационно обусловленные нарушения поведения, углубляющиеся, как правило, при неадекватных мерах педагогического воздействия - оскорбительных замечаниях, наказаниях, принуждениях к школьных занятиям. Поведенческие расстройства при детской депрессии выступают на фоне скучного, плаксивого или дисфорически окрашенного настроения, чередующегося с периодами безразличия, вялости, малоподвижности, и сопровождаются соматическими жалобами, нарушениями сна и аппетита, суточными колебаниями активности и настроения. Поведенческие нарушения, граничащие с асоциальным поведением, нередко встречаются при препубертатных и подростковых депрессиях, но отличаются от психопатоподобного синдрома другого происхождения лежащей в их основе пассивностью, подчиняемостью, стремлением уклониться от невозможного в этих состояниях интеллектуального напряжения в школе, отвлечься от мрачных мыслей, уйти от неразрешимой ситуации, при этом настоящее оживление влечений отсутствует.
Основными критериями, способствующими отграничению ступидных депрессий от олигофрении, являются признаки своевременного, гармоничного интеллектуального развития ребенка в дошкольные годы, внезапная и необоснованная утрата способности к обучению, повторяемость состояний «псевдодебильности», чередующихся с периодами возврата к прежним возможностям восприятия и воспроизведения нового, постепенное углубление несостоятельности в учебе (при многолетних или частных ступидных депрессиях), неравномерность запаса знаний, а также множественная фрагментарная аффективная симптоматика с суточными колебаниями настроения, сезонностью и пульсацией интеллектуальных возможностей. Для подтверждения предположительно депрессивной сущности расстройств у детей немаловажную роль играет учет наследственной патологии (эндогенные депрессии и другие психические расстройства, в том числе алкоголизм у родителей, развернутые депрессивные состояния с предшествующими малодифференцированными психическими нарушениями у старших братьев и сестер).
Одним
из косвенных признаков, способствующих
установлению депрессивной природы состояния
при стертости и маскированности психических
проявлений соматоалгическими расстройствами,
нарушением успеваемости и расстройствами
поведения, служит положительный терапевтический
эффект от применения антидепрессантов,
а также феномен терапевтического демаскирования
соматизированных депрессий, выражающийся
в исчезновении соматической «маски»
и обнажении очевидной депрессивной симптоматики.
2.5.
Особенности психических
нарушений подростков
страдающих
эпилепсией как одна
из причин их агрессивного
поведения
Психические нарушения у детей и подростков в количественном и качественном отношении многообразны, как и пароксизмальные проявления.
Первое место у детей, страдающих эпилепсией, так же как и у взрослых, занимают астенические состояния как следствие перенесенных органических поражений головного мозга (внутриутробные, родовые, постнатальные, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации, различного генеза гипоксии мозга и другие). Астенические состояния – основной фон, на котором развертывается пароксизмальная и психопатологическая симпоматика.
На втором месте находятся нарушения психического развития с задержкой и различной степенью умственной отсталости. Эти расстройства также обусловлены органическим поражением мозга.
Третью группу психических расстройств составляют девиантные формы поведения.
Значительный удельный вес занимают аффективные расстройства (четвертый вид).11
Эти четыре вида психических нарушений чаще всего сочетаются между собой. У одних больных в клинической картине на передний план выступают астенические состояния, у других – задержка психического развития и умственная отсталость, у третьих - девиантное поведения, у четвертых – аффективные расстройства.
У детей, особенно с неблагоприятным течением заболевания, встречаются замедленность и инертность психических процессов, характерологические и другие отклонения.
Нарушения поведения являются одним из частых клинических проявлений эпилепсии у детей и подростков.
В
связи с церебрастеническим или
астеническим фоном, обусловленным
перенесенными органическими
По
клиническим признакам можно
выделить следующие формы девиантного
поведения у детей и
Из
расстройств поведения чаще всего
встречается психическая
Расторможенность проявляется не только в движениях, но и в речи, желаниях, эмоциях, во всем поведении и психическом состоянии больного. Она обусловлена рядом факторов, из которых ведущими являются органическими поражениями головного мозга, следствием которых служит развитие эпилепсии, и дефекты воспитания, особенно создание атмосферы подчинения и выполнения необоснованных, нерациональных желаний и прихотей больного. Запрет, слова «нет», «нельзя» либо не воспринимаются больным, либо игнорируются. В то же время желания и прихоти больных незамедлительно исполняются родителями. Это препятствует выработке и тренировке активного торможения, ослабленного в связи с перенесенным органическим поражением центральной нервной системы и самим эпилептическим процессом.
В основе психической расторможенности чаще всего лежат оба эти фактора. Однако в одних случаях главным является органическое поражение головного мозга, в других – дефекты воспитания. Между этими крайними, полюсными вариантами наблюдаются многочисленные промежуточные случаи с различной степенью то одного, то другого фактора в формировании психической расторможенности.
Расторможенность нередко сочетается с общей задержкой психического развития, разной степенью слабоумия, снижением или отсутствием критической оценки своего поведения. Поэтому такие больные не всегда способны адекватно реагировать и контролировать свои поведения т поступки. Отличаясь эгоизмом и контцентризмом, они не способны к сопереживанию, наоборот, стараются причинить страдания, боль окружающим, а иногда обнаруживают явные признаки садизма и жестокости по отношению к людям, животным, птицам.
В зависимости от клинического содержания дисфорий наблюдаются и разные формы поведения: аффективная напряженность, злобность, придирчивость, драчливость, издевательство над младшими и слабыми. Противоположной формой психической расторможенности является психическая заторможенность. Она обусловлена, с одной стороны, перенесенным органическим поражением центральной нервной системы, земедленностью и инертностью психических процессов, с другой – чрезмерной опекой, подавлением инициативы ребенка различными ограничениями, в частности запретом общения со сверстниками, отстранением от домашних и бытовых обязанностей. Все это сковывает активность больных, воспитывает робость, безынициативность, лишает их самостоятельности, способности решать элементарные жизненные проблемы. В отличие от гиперактивных больных с психической расторможенностью, эти дети оказываются гипоактивными. Они с трудом адаптируются к жизни. Особенно это выявляется при выполнении заданий, в том числе элементарных, не относящихся к повседневной жизни, например таких как группировка материала, классификация его по определенной схеме, размещение письменного текста на листе.
Информация о работе Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия