Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в исследовании особенностей агрессивности лиц имеющих диагноз эпилепсия.
проведении комплексного анализа всей доступной литературы отражающей данные вопросы.
Задачи исследования состоят в определении: общего понятия агрессии и типологии агрессивного поведения подростков; понятия заболевания – эпилепсия, ее особенности и их влияние на агрессивное поведение подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ПОНЯТИЕ «АГРЕССИИ» И ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1. Понятие «агрессии»…………………………………………………………6
2. Типология агрессивного поведения современных подростков…………..7
Изучение агрессии у детей с различной аффективной патологией…..12
II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
1. Понятие «эпилепсии»………………………………………………………15
2. Изменения психики подростков страдающих эпилепсией…………........17
3. Расстройство сна как начальные проявления агрессии подростков страдающих эпилепсией……………………………………………………...22
4. Склонность подростков страдающих к депрессии и агрессии………......23
5. Особенности психический нарушений подростков страдающих эпилепсией как одна из причин их агрессивного поведения………………29
III. РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПО ТЕСТУ БАССА-ДАРКИ………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей: 1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная.
Бочкарёва
Г.П. выделяет семьи: 1) с неблагополучной
эмоциональной атмосферой, где родители
не только равнодушны, но и грубы, неуважительны
по отношению к своим детям; 2)
в которых отсутствуют
Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.4
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.
На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений».
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом.
Необходимо
вести детей в спортивные школы,
приучать дома к ежедневной гимнастике,
подсовывать гантели и
Исходя
из того, что развитие ребёнка осуществляется
в деятельности, а подросток стремится
к утверждению себя, своей позиции, как
взрослый, среди взрослых, то необходимо
обеспечить включение подростка в такую
деятельность, которая лежит в сфере интересов
взрослых, но в то же время создаёт возможности
подростку реализовать и утвердить себя
на уровне взрослых.
1.3.
Изучение агрессии
у детей с различной
аффективной патологией
Проблема агрессии у детей и способы ее диагностики является предметом многих исследований в клинической психологии. Актуальность таких исследований связана с необходимостью разработки способов дифференциальной диагностики аффективных нарушений у детей, с увеличением числа психических заболеваний с агрессивной симптоматикой и усилением социально-психологической дезадаптированности детей в современном обществе.
Сложная природа и многообразие детской агрессивности затрудняет выделение диагностических индикаторов и критериев агрессии. Этим объясняется обилие различных теоретических построений, с одной стороны, и недостаток методических средств исследования и диагностики непосредственно агрессии у детей, с другой. Между тем, для полноценного патопсихологического подхода к исследованию детской агрессивности и её места в структуре болезни необходимо разработать единый теоретико-методический подход к детской агрессивности.
Детская агрессивность обладает определенной спецификой, связанной как с особенностями детской психики и её развития, так и с логикой разворачивания психических нарушений. При этом агрессия детей является одним из важных симптомов и мишенью психологического и психофармакологического воздействий в различных нозоологических группах заболеваний.
У детей-шизофреников значимо
выявилось сочетание
Таким
образом выявлена устойчивая связь
между детской агрессивностью и
уровнем тревожности и
ГЛАВА
II. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
2.1.
Понятие «эпилепсии»
Эпилепсия
(древнегреческое слово «
Упоминание об эпилепсии встречается и в Евангелии от святого Марка и от святого Луки, где описано исцеление Христом мальчика от вселившегося в его тело дьявола. В средние века отношение к эпилепсии было двойственным. С одной стороны, эпилепсия вызывала страх, как заболевание, не поддающееся лечению, с другой стороны - она нередко ассоциировалась с одержимостью, трансами, наблюдавшимися у святых и пророков. Предполагается, что эпилепсией страдали также св. Иоанн и св. Валентин.
Тот факт, что многие великие люди (Сократ, Платон, Эмпедокл, Магомет, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула, Петрарка, император Карл V) страдали эпилепсией, послужил предпосылкой для распространения теории, что эпилептики - люди большого ума. Однако впоследствии (XVIII век) эпилепсия нередко стала отождествляться с сумасшествием. Больные эпилепсией госпитализировались в дома для умалишенных или отдельно от других пациентов. Госпитализация больных эпилепсией в дома для умалишенных и изоляция от других больных продолжались вплоть до 1850 года. В 1849 году, а затем в 1867 году в Англии и Германии были организованы первые специализированные клиники для больных эпилепсией.5
В
течение многих десятилетий эпилепсия
считалась одним заболеванием. В
настоящее время представление
об эпилепсии существенно
Далеко не каждые судороги являются эпилепсией. Любой ребенок может хотя бы однократно перенести судороги в определенных ситуациях, например, при высокой температуре (фебрильные судороги), после вакцинации, при тяжелой черепно-мозговой травме.
Диагноз «эпилепсия» может быть установлен лишь в том случае, если у ребенка отмечалось 2 или более эпилептических приступов, возникших без четких провоцирующих факторов. Таким образом, основным отличием эпилепсии от судорог является: повторяемость эпилептических приступов; отсутствие провоцирующих факторов, вызвавших развитие приступов.
В настоящее время известно более 40 различных форм эпилепсии, отличающихся возрастом начала заболевания, клиническими проявлениями и прогнозом. Важно отметить, что существуют как доброкачественные формы эпилепсии, так и прогностически неблагоприятные. 70-80 % эпилепсии хорошо поддаются лечению, некоторые формы эпилепсии самостоятельно прекращаются без терапии в возрасте 13-15 лет. В большинстве случаев интеллект больных эпилепсией нормальный, психическое развитие не страдает.
Эпилепсия встречается с одинаковой частотой во всем мире, и независимо от расы около 0,5 - 1 % населения страдают этой болезнью. Ежегодно регистрируемая заболеваемость эпилепсией, исключая фебрильные судороги и единичные пароксизмы, варьирует от 20000 до 120000 новых случаев в год, в среднем - 70000. Только в странах СНГ этой болезнью болеют около 2,5 млн. человек В Европе, население которой составляет приблизительно 400 млн. человек, около 2 млн. детей страдают эпилепсией. Эпилепсия нередко сочетается с другими заболеваниями и патологическими состояниями - хромосомными синдромами, наследственными болезнями обмена веществ, детским церебральным параличом. Так, частота эпилепсии у больных с детским церебральным параличом составляет 19 - 33 %.
Информация о работе Особенности агрессивного поведения подростков имеющих диагноз эпилепсия