Основные принципы воздействия музыки на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость в еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо. Воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции.

Файлы: 1 файл

пррпп.docx

— 35.51 Кб (Скачать)

В третьем акте оперы “Золотой петушок” Н. А. Римского-Корсакова происходит наложение нескольких тем, исполняемых  хором и различными оркестровыми группами, что приводит к сильным  диссонансам и полиритмии. В результате, создается атмосфера смятения и  ужаса. Именно эти эмоциональные  ощущения наиболее хорошо передают состояние  действующих лиц в момент смерти Звездочета, а затем царя Додона. Смешение нескольких тем было использовано так же Дж. Верди в четвертом  акте (“Казнь”) оперы “Трубадур”.

Саунд-треки к фильмам ужасов пытаются вызвать у зрителей чувство  тревоги и страха. И они, действительно, справляются с этим. Более того, достаточно отключить звук и ощущение страха при просмотре подобных фильмов  исчезает. Странно если бы во общем-то сказочные сюжеты вызывали бы у взрослых людей страх. Музыка же позволяет  создавать у человека любые эмоции, поэтому во многих подобных фильмах  эффект страха базируется на ней. Прослушивание  звуковых дорожек фильмов ужасов позволяет осознать методы их создания. Обычно в этих фильмах используются искаженные специальными эффектами  традиционные музыкальные произведения или мелодии. Наиболее распространенны  следующие искажения:

1.  Какое-либо музыкальное произведение  исполняется на инструменте, который  имеет изменяющийся строй. При  этом его звучание не является  фальшивым, а лишь изменяется  по высоте.

2.  На запись традиционного  музыкального произведения накладываются  диссонирующие созвучия.

3.  На запись какого-либо произведения  накладывается другое, не совпадающее  с ним по тональности и темпу.

Данные три метода разрушают  музыкальные гармонические связи  и ритм. С точки зрения физиологии музыкального восприятия такая музыка должна быть не приятна, она может  вызвать тревогу и испортить  самочувствие, то есть она способна ввести человека именно в то состояние, которое и требуется режиссеру  фильма ужасов.

Л. Г. Бергер обнаружила, что циклические  процессы в космосе и природе  во многом аналогичны музыкальным произведениям. Опираясь на исследования физиков, она  пришла к выводу, что в музыке заключена миниатюрная модель мира.

ВЫВОДЫ

1.  В музыке любого стиля  и направления обязательно присутствуют  звуковые периодические структуры.  Они располагаются в самих  колебаниях воздуха, порождаемых  музыкальными звуками определенной  частоты. Так же иногда их  чрезвычайно легко найти в  ритме сопровождения; в атаке  предваряющей каждый звук и  музыкальных акцентах. Музыкальные  периодические структуры во многом  подобны биоритмам человеческого  организма.

2.  Периодические структуры,  присутствующие в музыке должны  быть взаимосинхронны. В некоторых  музыкальных произведениях (особенно  эстрадных) эта синхронизация  хорошо заметна, но при этом  она присутствует во всех музыкальных  произведениях: различны лишь  коэффициенты соотношения частот  различных периодов. Музыкальные  стили и направления во многом  отличаются лишь этими коэффициентами. Например, в наиболее примитивных  произведениях соотношение всех  ритмов может быть кратно двум  или трем, а в сложных классических  произведениях может быть кратно 13/7 или иметь другие не менее  сложные пропорциональные соотношения.  Это свойство музыки во многом  аналогично свойству взаимосинхронности  многих человеческих биоритмов.  Именно вид взаимосинхронности  музыкальных ритмов и их коэффициенты  определяют, нравится нам услышанная  музыка или нет. В мозге каждого  из нас содержится информация  о параметрах синхронизации, которые  являются приемлемыми.

3.  Во всех музыкальных произведениях  присутствует изменяющийся элемент.  Он хорошо заметен в гармонии  и мелодии. Тем не менее,  он может иметь самые разнообразные  проявления. Он может находится  в области специальных электронных  эффектов, как это происходит  в современной техно-музыке или  же образовываться из криков  и разговоров слушателей или  танцоров. Данное свойство музыки  аналогично независимым движениям,  производимым человеком в течении  дня при одновременной периодичности  биоритмов.

СЛЕДСТВИЯ

1.  Какая музыка будет подобна  сну человека? Очевидно, имеющая  многочисленные периодические структуры,  но лишенная изменяющегося элемента, который подобен движениям тела  в течении дня. Когда человек  спит, его биоритмы периодичны  и синхронны, однако его тело  находится в состоянии покоя.  Днем же биоритмы периодичны  и синхронны, но сам человек  производит массу действий и  движений. Музыкальное произведение, которое состоит из одного  небольшого периодически повторяющегося  отрывка, имитирует состояние  сна, поэтому днем оно может  раздражать многих людей. Однако, эта же музыка способна ввести  человека в состояние сна на  яву, т.е. одурманить сознание. Известны многочисленные примеры  этого. Большинство из них связанно  религиозными ритуалами. В Гватемале  существует старинный индейский  обряд. На центральной площади  собирается большая толпа индейцев-майя. Под звуки барабанов и монотонно  повторяющейся мелодии у флейт  они идут предельно медленно  по определенному маршруту, одновременном  с определенной периодичностью  взрывая в воздухе питарды.  У всех людей мутнеет разум  от этого действа, которое длиться  целый день.

У индейцев прерий существует обряд, называемый “пляска духов”. Индейцы  встают в круг и танцуют под  постоянно повторяющееся музыкальное  сопровождение. В результате они  погружаются в странное психологическое  состояние и считают, что вступили в контакт с духами предков. Аналогичные  танцы и музыку использовали шаманы, у различных северных народов, для  вхождения в транс. Они играли на бубне равномерно повторяющийся  ритм. Этим они дурманили свое сознания и возможно вызывали галлюцинации.

Похожий на шаманский обряд использовало российское общество “хлыстов”. Хлысты якобы общались со святым духом. Они  считали, что можно путем определенного  обряда добиться вселения в человеческое тело святого духа. “На свои ночные радения они собирались в избе или на поляне, жгли сотни свечей и доводили себя до религиозного экстаза  и эротического бреда. Сперва шли  моления и песнопения, потом хороводы. Начинали кружить медленно, ускоряли, наконец, вертелись как одержимые”. Наличие периодических однообразных движений у хороводного кручения очевидно. Возможно, что эти хороводы сопровождались пением или выкриками. Членом этой секты был одно время  Г.Е. Распутин

Легкое затуманивание ума многие люди ощущают в поездах под  влиянием стука колес. Аналогичным  образом может действовать тиканье  часов, если его внимательно слушать.

Использование этого свойства звуков в рекламе может привести потребителей в состояние легкого гипноза.

Можно заметить, что периодические  взаимосинхронные звуковые структуры  встречаются не только в музыке, но в поэзии. Это означает, что  поэзия является своего рода словесной  музыкой. Эмоциональные переживания  и чувства, вызываемые поэзией, можно  объяснить как смысловым содержанием, так выше описанными свойствами музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер  Л. Мозг, разум и поведение —  М.: Мир, 2006-189 с.; с. 120-125

2.   Гальцов В.И. Восприятие  рекламы. Маркетинг: теория, методика. практика. — М.: 2001 ¾ 108 с.

3.   Гарбузов Н.А. Зонная  природа динамического слуха.  — М.: Музгиз. 1999 ¾ 107 с.


Информация о работе Основные принципы воздействия музыки на человека