Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:09, контрольная работа
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях. Организация как система функционирует в переменном соотношении порядка и хаоса.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность кризиса в целом. …………………………………………………
2.Основные принципы антикризисного управления персоналом………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Антикризисное управление персоналом»
Выполнил студент Хафизова Р.Р.
Группы 60-81
Факультета ОЗФ
Вариант 1
Проверил:
______________________________
«____» _______________ 200__г.
Альметьевск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность кризиса в целом. …………………………………………………
2.Основные принципы антикризисного управления персоналом………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях. Организация как система функционирует в переменном соотношении порядка и хаоса. Значительная степень хаоса в социальных системах означает, что они находятся в кризисе, незначительная — что система функционирует оптимально. Состояние кризиса проявляется в различных диспропорциях свойств системы (организации вообще и системы управления персоналом в частности), которые можно свести к двум видам: отсутствие согласованности между сосуществующими сторонами и несоответствие реальной продуктивности системы ее возможной продуктивности.
Несоответствия каких-либо аспектов системы можно описать на количественном и качественном языках. Количественное описание выражается в различных показателях и представляет собой набор величин, по динамике которых можно судить о масштабах кризиса, его продолжительности, фазах и т. д. Качественный выражает суть кризиса, описывает, что он существует как реальность.
Суть кризиса в организации поможет нам раскрыть существующий понятийный аппарат данного явления.
В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так, некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы — человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом и др. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и /или персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.
Но история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития. Неотвратимость и неизбежность периодов спада и подъема в развитии различных систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социально-экономической системой должен быть всегда антикризисным.
Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.
К основным факторам, которые могут повлечь финансовый кризис на предприятии относят: внешние, или экзогенные (не зависящие от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (зависящие от предприятия). Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии чаще всего являются: спад конъюнктуры в экономике в целом; высокий уровень инфляции; нестабильность хозяйственного и налогового законодательства; нестабильность финансового и валютного рынков; усиление конкуренции в отрасли; усиление уровня монополизма на рынке; дискриминация предприятия органами власти и управления; политическая нестабильность в стране. Среди основных эндогенных факторов развития кризисных явлений следует назвать: отсутствие четко сформулированной стратегии развития предприятия; недостатки организационной структуры; низкий профессиональный уровень менеджмента; низкое качество маркетинговой работы; неудовлетворительное использование производственных ресурсов; непродуктивное содержание лишних рабочих мест.
Финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией его развития.
Выделяют такие виды кризиса : стратегический кризис, когда на предприятии разрушен производственный потенциал и ощущается нехватка долгосрочных факторов успеха; кризис прибыльности, когда перманентные убытки попросту «съедают» собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса; кризис ликвидности, когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери финансовой состоятельности.
Различают три фазы кризиса: а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления); б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации; в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.
Диагностика финансового кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение потенциальных возможностей кризисных ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.
Реализация на практике системы раннего выявления и преодоления финансового кризиса предусматривает разработку теоретически обоснованной методологической базы, которая отображает современные требования. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в котором выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует сложившейся ситуации на рынке должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления вытекает из практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.
Все многообразие ПУП
целесообразно разделить на
К общим принципам
государственной кадровой
В качестве специфических
принципов, определяющих управление
кадровым потенциалом в
Группу специфических принципов можно разделить на две подгруппы.
В первую подгруппу включены принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками; разделяемые работниками этические ценности; политику полной занятости; повышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; неявный (установление системы ценностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показателях) контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников.
Вторая подгруппа получила
официальное признание и
- сильную (официально признанную) веру в индивидуализм (уважение к личности);
- работу с кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру;
- единый статус всех работников;
- приглашение на работу
в компанию специалистов
- продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих;
- делегирование максимально
возложенной ответственности
- преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих;
- поощрение разногласий;
- развитие горизонтальных связей;
- институциализацию изменений.
Что касается группы
частных принципов, то ряд исследователей
к ним относит принципы
Учитывая теоретические
наработки, отечественный и зарубежный
опыт работы с персоналом, культурные,
морально-нравственные, социально-экономические
черты и особенности
Решение этой проблемы
представляет большую
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы:
1.Принцип системности. Управление
персоналом предполагает, что линейные
руководители, специалисты, работники
кадровых служб рассматривают
человеческий ресурс
Системный характер
управления персоналом
2.Принцип равных возможностей
отражает объективные
3.Принцип уважения человека
и его достоинства. Этот принцип
является основой завоевания
доверия людей, столь необходимого
для достижения организацией
успеха. Его содержание включает:
максимальное развитие
4.Принцип командного
единства. Команда — это тщательно
подобранный профессиональный, самоуправляющийся
коллектив, в полной мере разделяющий
основные цели и ценности